Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития католицизма




Как уже было отмечено выше, в 1054 г. произошел окончательный раскол христианства на православие и католичество. На протяжении веков католичество постоянно обновляло и изменяло свою религиозную доктрину. Католичество отличается от православия рядом догматов, которые православные не признают.

Самое серьезное каноническое расхождение между православием и католицизмом наблюдается по вопросу об источнике Святого Духа. Православие утверждает, что Святой Дух исходит о Бога-Отца, тогда как католичество подчеркивает, что от Бога Отца и Бога-Сына.

Католичество приписывает церкви ведущую роль в спасении грешника. Считается, что Христос, апостолы, святые и праведники не только обеспечили возможность спасения для себя, но и своими делами создали своеобразный запас благого (догмат о сверх должных заслугах). Поэтому римский папа как наместник Бога на земле может распоряжаться сокровищницей благих заслуг для спасения обычных людей, людей, совершивших много грехов. Из этого возникает догмат об индульгенциях (продаже отпущения грехов за определенную сумму денег). Человек платит за отпущение грехов и на него распространяется благодать из «банка» сверхдолжных заслуг.

Догмат о чистилище утверждает, что душа человека, имеющая поровну грехов и добродетелей, попадает в чистилище, где она некоторое время будет гореть в очищающем огне, а потом попадет в рай. Догмат о чистилище был принят католичеством в XI в.

В XIX в. возникли два новых догмата: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и о непогрешимости папы. Догмат о непогрешимости означает, что если римский папа выступает по вопросам веры и морали, то его действия и слова являются боговдохновенными.

В 1950 г. принят догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо после смерти, а в 1964 г. она провозглашена «матерью церкви». В католичестве роль церкви была сильна изначально.

Постепенно Римско-католическая церковь (РКЦ) добилась в Западной Европе большого влияния на жизнь простых людей, страны и политику властей. Важным событием стали крестовые походы в Палестину для освобождения Гроба Господня от неверных.

В XII в. возникли духовно-монашеские ордена иоаннитов (в будущем мальтийцев) и тамплиеров. Они состояли из монахов и мирян, главной целью их деятельности провозглашалась защита христиан-паломников, прибывающих в Иерусалим, и шире — борьба с неверными. В XIV в. орден тамплиеров был признан еретическим и уничтожен.

В начале XIII в. были организованы монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Главными обетами францисканцев были нищета, целомудрие, смирение и послушание, а главными занятиями — проповедь любви к Христу и покаяние. Орден доминиканцев был призван противостоять возникавшим в те годы ересям.

Серьезным испытанием для РКЦ явилась Реформация, проходившая в ряде европейских стран в XVI в. Реформация вызвала сильные религиозные брожения в Европе. Протестанты восставали против многих позиций католицизма (о чем будет сказано ниже). Но и многие католики требовали церковных преобразований, а представители светской власти добивались ограничения власти папы.

В 1445—1562 гг. с длительными перерывами в работе проходил Тридентский собор, который признал неизменными существовавшие догматы, однако занялся церковными преобразованиями. Было решено исправить судебник, сделав его однообразным, следить за соблюдением благопристойного поведения духовенства, Повысить требования к богослужебным делам.

В 1540 г сложился орден иезуитов, целью которого была борьба с Реформацией. Кроме обычных монашеских обетов в ордене существовал обет безусловного повиновения папе. Орден пользовался покровительством пап. Иезуиты занимались проповедями и просветительской деятельностью, коммерческими операциями, интригами, в том числе при дворах королей, когда надо — брались за оружие. Они получили право принимать исповедь. Это у них появилась формула: «Цель оправдывает средства». Ордену иезуитов удалось, в частности, остановить распространение кальвинизма в Польше и Литве, возродив там католичество. Они организовывали школы для молодежи, пышные религиозные процессии, даже помогали в борьбе с чумой.

Тридентский собор и активная политика иезуитов положили предел распространению Реформации в Европе.

Католицизм в XX в. и в наши дни

В XX в. в католицизме наметилось стремление приспособить вероучение к реалиям наших дней. В 1962— 1965 гг. прошел Второй Ватиканский собор (первый был в 1870 г.). Было принято 16 документов по теологическим и социальным вопросам. Были упрощены обряды. В 1966 г. опубликован новый католический катехизис «Доктрина веры для взрослых». В катехизисе признается дарвиновская теория эволюции, дается краткая характеристика ряда других религий.

В социальном учении современной церкви осуждаются эгоизм. И равнодушие людей, возникшие угрозы окружающей среде и самоуничтожения человечества. Людей призывают вернуться к христианским ценностям любви к ближнему и сострадания.

В настоящее время РКЦ всячески стремится влиять на жизнь общества через средства массовой информации, женские, молодежные, миссионерские движения.

Сегодня насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит специальная ватиканская конгрегация. Создаются общественные объединения, включающие как священников, так и мирян. Самое многочисленное из них — организация «Божье дело», насчитывающая 72 тыс. членов в 87 странах. Имеется огромная «армия» священников — около 400 тыс. человек.

По-прежнему остается сильным культ мучеников, блаженных и святых. Сегодня насчитывается более 20 тыс. святых и более 200 тыс. блаженных. Католические праздники несколько отличаются от православных по составу и срокам проведения (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Католические праздники [2]

Дата праздника Название праздника
25 декабря Рождество
6 января Праздник Богоявления
11 января Крещение Иисуса
2 февраля Сретение Господне
12 апреля Пасха
12—19 апреля Воскресение Христа
21 мая Вознесение Иисуса на небо
29 мая Сошествие Святого Духа. Пятидесятница
7 июня Праздник Святой Троицы
11 июня Праздник Тела и Крови Христовой
19 июня Праздник Сердца Иисуса
22 ноября Праздник Христа Царя

 

Католики восточных обрядов (униаты)

На протяжении истории от разных православных, монофиситских и несторианских церквей откалывались группы верующих, заключавших унию с Римско-католической церковью. Они принимали догматику католицизма, но сохраняли свои обряды (восточные[3]) и автономию в самоуправлении. Такими группами являются копто-католики, эфиопо-католики, сиро-католики, хаддо-ка-толики (халдеи), армяно-католики. Многочисленные группы, отколовшиеся от православия, используют подобряды византийского обряда. Их часто называют греко-католиками, добавляя их национальную принадлежность. Греко-католиками считаются итало-албанцы, украинцы, белорусы, венгры, словаки, хорваты, албанцы, карпатороссы, румыны, мелькиты, греки, болгары, русские. Кроме вышеобозначенных групп, имеющих униатские национальные организации, существуют малочисленные группы греко-католиков, не имеющие таких организаций. Это греко-католики — грузины, эстонцы, латыши, финны, японцы, китайцы.

Неримские католики

Неримские католики (около 15 млн человек) — собирательное название религиозных групп, которые или отделились от РКЦ ц вобрали в себя ряд черт протестантизма, или откололись от англиканства и других течений протестантизма и приблизились к католицизму. Некоторые из первых групп ввели у себя службу на национальных языках, рукоположение женщин в священники, разрешение священникам вступать в брак и т.д. Другие ввели в свое вероучение ряд догматических и культовых положений католицизма. Неримские католики делятся на несколько основных групп, сильно отличающихся друг от друга. Самые известные из них — старокатолики, реформированные католики, консервативные католики. Некоторые специалисты включают сюда апостольских и либеральных католиков. Однако другие апостольских католиков относят к маргинальным протестантам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...