Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Сходство и различие восточных (индуизм, буддизм) и западных (христианство, ислам, иудаизм) религий
Мировоззренческие вопросы
| Восточное воззрение
| Западное воззрение
| Сходство
| О Боге и божественных существах
| Вера в Бога, творца душ и материальных объектов, а также его проявления — девов (в индуизме)
| Вера во Всевышнего Бога-творца, ангелов и небесные силы
| О спасении и воле Бога
| Спасение достигается благодаря стремлению к единству с Богом и нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника
| Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, выражаемой через Мессию, пророков, священников
| О предназначении души и благом поведении
| Цель жизни есть реализация нашего духовного предназначения. Неправедная жизнь не дает нам возможности осознать наше единство с Богом (или осознать природу Будды в себе)
| Предначертанное человеку лежит за пределами этого (феноменального) мира, который лишь дает возможность попасть в рай или ад. Религия должна основываться на этическом и нравственном поведении
| О природе реальности
| Реальность гораздо больше того, что мы можем пережить с помощью пяти органов чувств. По индуизму, душа (атман) вечна и бессмертна и в конце концов вливается в Бога. По буддизму махаяны, мы все откроем в себе природу Будды, станем буддами
| Реальность гораздо больше материальных вещей этого мира. Душа бессмертна и вечна и будет жить всегда в присутствии Бога или отделенная от Него
| Различие
| О творении
| Существуют бесконечные циклы возникновения, существования и разрушения Вселенной. Нет двойственности мира и Бога — они едины
| Мир был создан Богом и будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира
| Об истинном Боге
| О едином Боге говорят все религии Всем душам суждено получить милость Бога в соответствии с их пониманием, темпераментом и зрелостью. Бог — чистая Любовь и Сознание
| Есть лишь одна истинная религия Принимающие ее получат милость Бога Остальные смогут получить спасение только если придут к моему Богу Бог не только любящий, но и гневный
| О доказательстве существования Бога
| Это доказательство можно найти в прямом союзе или единении с Богом Косвенное доказательство — наличие просветленных гуру, богореализованных людей, приходивших в мир во все эпохи и являвших писания
|
Доказательство любви Бога и обещание человеку—в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании
| О догматике
| Религиозные догмы тонки, сложны и парадоксальны Преобладает свобода вероисповедания и духовных исканий Восток — это универсализм и терпимость
| Религиозные догмы просты, ясны и рациональны. Догматика и культ формализованы Утверждается, что «наш» путь самый правильный и только он может привести человека к спасению. Запад — это эксклюзивность и догматизм
|
О зле
| Изначального онтологического зла не существует Все есть добро, все есть Бог. То, что воспринимается как зло, есть следствие омраченного ложными воззрениями ума
|
В мире есть подлинное зло, реальная сознательная сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в сатане, демонах, частично в человеке как одна из его склонностей
| О добродетели и спасении
| Добродетельное поведение и праведная вера — первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры
| Подчинение воле Бога и вера в него и его пророка гарантируют спасение человеку
| Об освобождении и просветлении
| Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайта) или недуалистическими (адвайта)
| Спасение придет в конце мира, в конце времен. Отсутствуют восточное понимание просветления. Строгий дуализм (отделенность человека от Бога). Исключение составляют мистические секты
| О происхождении религии
| Религия — явление космическое, вечное, запредельное по отношению к циклической человеческой истории. Человеку особенно важно обнаружить присутствие Бога здесь и сейчас
| Религия — явление историческое. Она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также воздаяние или наказание в будущем
| Составлено с сокращениями и изменениями по: Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой — М., 2001
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, проводя сравнение западных (авраамических) религий, замечает, что у них больше сходств, чем различий, хотя именно различиям придается решающее значение: «Все они верят в одну-единственную жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназначение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт или руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу... Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в судный день» [Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, 2001].
Контрольные вопросы
1. Что такое религия? Каковы ее основные функции в обществе?
2. Сравните положительные и отрицательные оценки феномена религии философов, ученых и богословов.
3. Какие существуют виды религий?
4. Проведите сравнительный анализ разных видов религий.
5. Каковы функции религии в обществе?
6. В чем сходства и различия религий западных и восточных?
|