Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Территория распространения ислама




В 1996 г. мусульман во всем мире насчитывалось 1 млрд 126 млн Человек, что составило 19 % населения Земли. В Азии, без стран бывшего СССР, проживало 778 млн мусульман (22 % населения Зарубежной Азии и 69 % всех мусульман мира). В Африке их было 309 млн (41 и 27% соответственно), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн (4,4 и 2,8 %), в Америке — 7 мл (0,9 и 0,6 %), в Австралии и Океании — 0,4 млн (1,3 и 0,03 %). По численности мусульман в странах мира приводятся данные на 1990г. Следует иметь в виду, что во многих странах, особенно наход; щихся в Азии и Африке, происходит большой прирост населещ и на сегодняшний момент численность приверженцев ислама зш чительно возросла. Так, в Индонезии, крупнейшей мусульмаь ской державе, в 1990 г. проживало 150 млн мусульман. В насто; щее время в этой стране — более 204 млн жителей, 87 % которь составляют мусульмане, т.е. более 177—178 млн человек. Привс димые ниже данные помогут специалистам в области туризма другим читателям увидеть соотношение мусульман в тех или инь странах мира. Итак, на втором месте после Индонезии шел Паю-стан, насчитывавший 119 млн мусульман. Из азиатских стран Бангладеш их — 101 млн, Индии — 99 млн, Иране — 56, мл! Турции — 55,5 млн, Китае — 27 млн, Ираке — 18 млн, Афгани стане — 16 млн, Саудовской Аравии — 13 млн и т.д.

В африканских странах крупные группы последователей ислам живут в Египте — 46 млн, Нигерии — 34 млн, Алжире — 25 мль Марокко — 25 млн, Судане — 18 млн, Эфиопии — 16 млн, Таи зании — 9,6 млн, Тунисе — 8,1 млн, Мали — 8,1 млн и т.д. Из государств бывшего СССР в Узбекистане мусульман — 14 млн, в России — 13 млн (по другим данным, в нашей стране сегодня проживает до 22 млн мусульман), Казахстане — 6,7 млн, Азербайджане — 5,7 млн, Таджикистане — 4,4 млн, Туркмении — 2,8 млн, Киргизии — 2,6 млн. В Зарубежной Европе последователей ислама во Франции 4,3 млн, в Германии — 2 млн, Сербии и Черногории (в том числе в Косово) — 1,8 млн, Боснии и Герцеговине — 1,7 млн, Великобритании — 1,4 млн, Албании — около 1,3 млн, Италии — 1,1 млн человек. В Албании, Боснии и Герцеговине мусульманами являются в основном представители коренного населения, в Сербии — албанцы Косово, во Франции, в Германии, Великобритании, Италии — в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют в основном арабы из стран Северной и Западной Африки и Юго-Западной Азии, в Германии — турки, курды, арабы, славяне-мусульмане из Боснии, в Великобритании — выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи. Следует отметить, что в европейских странах значительное число мусульман являются иммигрантами или их потомками из бывших колоний. Германия имеет давние связи с Турцией.

В Америке самая крупная группа мусульман имеется в США Их число по разным оценкам варьирует в пределах от 1,2 млн до 6 млн человек. Наиболее достоверная цифра — 4,5 млн. По национальной принадлежности мусульманами в этой стране являются арабы, персы, выходцы из Пакистана, других стран, а также принявшие ислам афро-американцы США (по оценкам — около 1/3 мусульман страны) [Народы и религии мира, 2000].

Итак, ислам занимает довольно большую территорию в мире, интересно, что значительная ее часть попала под влияние ислама в первые века и даже десятилетия его существования. Распространяясь, ислам привнес черты арабской культуры другим странам и народам, одновременно испытывая определенное влияние с их стороны.

Ислам распространен в Северной Африке. Мусульмане составляют большинство в таких странах, как Египет, Ливия, Алжир, Марокко. Ислам в Северную Африку пришел вместе с арабскими завоевателями в VII в. Ислам преобладает и в ряде неарабских стран Африки (Сомали, Нигерия и т.д.) или исповедуется значительной частью населения (Кот-д'Ивуар, Эфиопия). На востоке Африки ислам «шагнул» далеко к югу. Так, мусульмане составляют 86 % населения в Федеральной Исламской Республике Коморские Острова, расположенной между континентальной Африкой и о-вом Мадагаскар (см. табл. 1). Исламские также страны Юго-Западной Азии (Бахрейн, Палестина (в Израиле), Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция), а также Иран и Афганистан. В Южной Азии — это Пакистан, Бангладеш, Мальдивы (см. карту на форзаце). В Индии мусульман примерно лишь 12 %, но это около 99 млн человек. В Юго-Восточной Азии — Индонезия, Малайзия и Бруней. Мусульманскими являются среднеазиатские республики СНГ. Мусульмане преобладают или составляют значительную часть населения в большинстве северокавказских республик России, Татарстане и Башкирии.

Характеристика территории распространения ислама

Первый ареал распространения ислама — знойная и сухая пустыня Сахара (тропики), занимающая значительную часть Северной Африки. На северо-западе находятся Атласские горы, где осадков выпадает больше (субтропики). Соответственно доминирующей природной зоной будут пустыни и полупустыни. На востоке Северной Африки пустыню пересекает река Нил.

Второй крупный ареал распространения ислама — Юго-Западная Азия, отделенная от Африки Красным морем. В ее пределы вдается Персидский залив, с другой стороны значительная ее часть находится на двух полуостровах — Аравийском и Малой Азии. Если брать в целом, то на западе Аравии территория находится выше относительно уровня моря, чем на востоке. В Иране расположены горные хребты, а также обширное Иранское нагорье. Афганистан тоже горная страна, на которой расположен хребет Гиндукуш.

На территории преобладания ислама в Азии есть и низменные равнинные районы. Это междуречье Тигра и Евфрата (Ирак), долины Инда (Пакистан), Ганга и Брахмапутры (дельта) (Бангладеш). Самая многонаселенная мусульманская страна мира — Индонезия — находится на многочисленных островах, крупнейщце из которых — Суматра, Калимантан, Ява. На Калимантане находится Бруней, на нем же и п-ове Малакка — Малайзия. В Индонезии и Малайзии есть как горы, так и равнинные районы. Юг Юго-Западной Азии находится в тропическом поясе (пустыни Аравийского п-ова), а север — в субтропическом. Малайзия, Индонезия и Бруней расположены в экваториальном поясе с большим количеством осадков круглый год. Температуры могут варьировать в зависимости от высоты местности.

Что касается Юго-Западной Азии (где сосредоточены главные паломнические центры и культурные памятники ислама), то летом здесь жарко: в июле в среднем +24...+32°С и выше. Лишь в горных районах Йемена и Ирака — прохладнее. Зимой на юге и западе Аравии тепло, выше +16 °С (в том числе в Мекке). К северу становится прохладнее, в Малой Азии и на севере Иранского нагорья зима довольно холодная, возможны снегопады и температуры ниже нуля. Осадков выпадает небольшое количество, за исключением горных районов. Данная территория в целом бедна пресноводными ресурсами. Об основных реках мы упоминали выше.

Современное деление мира на макрорегионы опирается прежде всего на цивилизационные факторы. В. В. Вольский относит страны Северной Африки и Юго-Западной Азии к макрорегиону САСВ. Их объединяет доминирование ислама. В САСВ входят 23 страны мира с населением более 330 млн человек. В арабской географической традиции страны, расположенные к востоку от Египта, именуются Машрик (Бахрейн, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, территория Палестины). Арабские страны, лежащие к западу от Египта, называются странами Магриба. Это Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Мавритания [Социально-экономическая география зарубежного мира, 1998]. В 18 странах проживают арабские народы (египтяне, сирийцы, алжирцы и др.) семитской группы афразийской семьи, в Турции — турки тюркской группы алтайской семьи, в Иране — персы, в Афганистане — афганцы (пуштуны) иранской группы индоевропейской семьи. Проживают также другие народы — курды (Турция, Иран, Ирак, Сирия), узбеки и таджики (Афганистан) и т.д.

В странах Машрика население в целом немногочисленно. Велика удельная доля лиц младшего возраста (детей до 15 лет - 40 % населения). Женщины мало вовлечены в производственную деятельность. В богатых странах-нефтеэкспортерах Персидского залива большая часть строительных и инженерных работ выполняется рабочими из других арабских стран и государств Южной Азии. В ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте и др. проживает много выходцев из Индии, Пакистана, Афганистана, что делает более разнообразным национальный и религиозный состав населения. Здесь, а также в Пакистане велика доля неграмотного взрослого населения, в некоторых странах — более 50 % (2/3 в Саудовской Аравии и Пакистане). Для мусульманских стран Африки характерна высокая рождаемость. Так, в Сомали и Нигере она превышает 5 % (для сравнения в европейских странах — 1,0—1,2 %). В Бахрейне, Саудовской Аравии и Кувейте имеются трения между суннитами и шиитами (меньшинство в последних двух странах).

Полуостров Малакка и Малайский архипелаг (где находятся Индонезия, Малайзия и Бруней) заселяют народы австронезийской языковой семьи (яванцы, малайцы). Индонезия — самая многонаселенная страна исламского мира, в ней проживают более 204 млн человек. Крупные некоренные этносы составляют выходцы из Южной Азии и китайцы (хуацяо).

Среднеазиатские республики СНГ — Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, а также Казахстан входили в состав СССР. Коренными народами здесь являются казахи, узбеки, туркмены, киргизы (тюркская группа) и таджики (иранская группа). Наряду с ними в этих республиках проживают русские, составляя до 40 % населения Казахстана. Наблюдается отток русскоязычного населения. В самых многочисленных мусульманских странах — Индонезии, Пакистане, Бангладеш, а также в Индии большинство жителей проживают в сельской местности (Бангладеш — 82 %, Пакистан — 67 %). Однако имеются крупные агломерации — Джакарта, Карачи и др.

Территории и страны распространения ислама очень разнообразны по уровню жизни населения и развитости экономики, в том числе туризма. Страны Северной Африки относительно благополучны по сравнению с Африкой в целом. Нефтяные монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн) создали эффективную экономическую инфраструктуру, развивают современные производства.

Пакистан и Бангладеш имеют невысокий уровень жизни большинства граждан. Малайзия, Индонезия стали Новыми индустриальными странами (НИС), осуществившими быстрый рывок в своем технологическом развитии в конце прошлого века.

Разные уровни развития стран сказываются и на особенностях Инфраструктуры, в том числе туристской. Гостиницы Индонезии и Турции имеют 0,15 — 0,23 млн гостиничных номеров. Турция, Малайзия и Марокко — одни из лидеров в мире по темпам роста гостиничного фонда.

Среднеазиатские страны СНГ осуществляли в последнее десятилетие XX в. переход к рыночной экономике. Въездной туризм в эти страны слабо развит, однако ресурсы для его развития имеются. К ним относятся экскурсионные ресурсы Узбекистана (Самарканд, Бухара, Хива).

Паломничество в исламе

Особенности мусульманского паломничества

Паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов — Мекки и Медины. Эти паломничества: 1) хадж, 2) умра. Посещения других мест, где могут находиться могилы мусульманских святых или знаменитые мечети, паломничеством не считаются. В суннитском исламе подчеркивается, что человек приезжает поклониться не этому месту, а Аллаху в этом месте. Иначе возникнет идолопоклонство. В шиитском исламе велико почитание мощей имамов.

Религиозные центры ислама

В мире насчитывается большое количество мечетей в совершенно разных странах мира. Наблюдается усиление влияния ислама и в странах, где мусульмане составляют меньшинство населения. Паломническими центрами в исламе являются Мекка и Медина, находящиеся в Саудовской Аравии. Мечети и другие религиозные объекты в других городах и странах мира также посещаются туристами.

Мекку ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира — Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Кааба сложена из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м. В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится Черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу семь раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление Святилище Кааба покрыто черным покрывалом — кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой — 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было ниспослано первое видение, на гору Джабал ат-Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат-Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность — в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.

Важной исламской святыней в Иерусалиме является мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А для мусульман она важна также тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил ночное путешествие на небеса. Мечеть халифа Омара — третья по значимости в мусульманском мире после мечетей в Мекке и Медине. В центре мечети за двойной оградой, деревянной и чугунной, черная скала — вершина горы Мориа. Посетители по традиции обходят священную скалу семь раз.

В мире есть ряд выдающихся мечетей, интересных во многих отношениях. Это Голубая мечеть в Стамбуле (Турция), мечети Ибн-Тулуна и Султана Хасана в Каире (Египет), мечеть Омейя-дов в Дамаске (Сирия), Золотая мечеть в Багдаде (Ирак), мечеть Кувват Улъ-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели (Индия) и др.

Паломническими центрами шиитов являются Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, Кербела (Ирак), место гибели и погребения имама Хусейна, младшего сына халифа Али, Мешхед (Иран), где почитается гробница имама Али ар-Ризы. Резиденции наиболее уважаемых муджтахидов (религиозных авторитетов, имеющих право высказывать самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам) находятся в городах Кум (Иран) и Самарра (Ирак).

Хадж в Мекку

Как мы уже знаем, хадж является одним из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить Хадж. Однако он не должен совершать его на деньги других и в ущерб семейному бюджету. Паломничество в Мекку будет считаться хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам и человек совершил все необходимые ритуалы в течение десяти дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, будет называться умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:

1) облачиться в белое одеяние (ихрам);

2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);

3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);

4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.

При въезде в Мекку человек принимает ограничения (ихрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Мужчины оборачивают вокруг тела два куска белой ткани. Первый используется для прикрытия чресел и ног до колен, второй — просто накидывается на левое плечо. Женщины должны одеваться в простые, просторные, длинные одеяния и покрыть голову платком, чтобы неприкрытыми остались только лицо, руки и ступни. Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословной принадлежности, уровня благосостояния и властных полномочий, одеваются в одинаковые одежды (без швов) и предстают пред Богом совершенно равными. Место, где паломникам следует облачиться в ихрам (микат), находится примерно в 4 км от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в ихрам заранее. В будущем ихрам будет использован ими как погребальный саван.

Раньше самолеты с паломниками, направлявшимися в Мекку, делали промежуточную посадку в Джидде, чтобы люди смогли переодеться в специальных комнатах в аэропорту. Сейчас это можно сделать прямо в самолете, тем более что мужчины сидят в одной его части, а женщины — в другой.

Итак, хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий. Необходимо предотвратить возможное возникновение давок и т.д. Полиция также наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует иметь в виду, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое.

Можно привести следующий пример. Во время обхода Каабы паломники прикасаются руками к Черному камню. Рядом с этим камнем стоит человек, следящий за тем, чтобы не было случаев проявления идолопоклонства, если человек, например, станет страстно целовать этот камень. Ведь он пришел поклониться Аллаху, а вовсе не этому камню. Да и обход должен продолжаться, ведь за этим человеком идут тысячи других паломников.

Находясь в ихраме, мусульманин должен отбросить гордыню, нечестивые помыслы, обуздать различные желания. Мужчинам и женщинам не рекомендуется носить украшений, последним разрешено иметь на себе лишь обручальные кольца. Нельзя пользоваться парфюмерией и ароматным мылом. В знак смирения мужчины не должны носить головных уборов, им разрешены лишь зонтики от солнца. От женщин требуется не скрывать своего лица для утверждения атмосферы взаимного доверия и чистоты.

Чтобы стать непритязательными, паломники обязаны быть босиком или в очень легкой обуви. Они не должны стричь ногти и волосы, ломать ветки деревьев, рвать траву и причинять вред животным. Тем самым они подчеркивают свое милосердие и любовь к животным. Исключение составляют блохи, клопы, змеи и скорпионы. Мусульмане также должны стараться держать свой ум в покое, не допуская раздражения, ссор друг с другом, обид. Проявления похоти, супружеская ласка считаются недопустимыми в состоянии ихрама. Если паломник во время хаджа вступил в интимные отношения, то хадж теряет религиозную значимость и считается недействительным. Во время хаджа нельзя свататься и вступать в брак.

Хадж в Мекке проходит следующим образом. К 7-му числу месяца зуль-хиджа мусульмане прибывают в Мекку. По приезде в Мекку мусульмане начинают провозглашать молитву Талбийя. Паломники таким образом сообщают Аллаху о своем прибытии в Мекку. По прибытии к Каабе паломники семь раз обходят вокруг святилища против часовой стрелки. Если паломнику удалось приблизиться к Черному камню, он сможет поцеловать его. В ином случае он (она) вздымает руки в приветственном жесте. Далее следует са 'й — ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, совершаемый семь раз. Паломники посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, наполняют ею свои бутылочки, а также пропитывают свое одеяние — ихрам. Совершив таваф и са'й, мусульманин считается совершившим малое паломничество — умру. После этого мужчины обривают наголо голову или просто подстригают волосы. Женщины отстригают прядь волос. Затем паломникам разрешается переодеться в обычную одежду.

На 8-й день зуль-хиджа паломники совершают полное омовение, вновь надевают ихрам и следуют к долине Мина, в 10 км от Каабы (ныне практически в черте города Мекка).

Затем они направляются к горе Арафат, находящейся в 24 км к востоку от Мекки, где в полдень 9-го числа начинается предстоя-Ние пред Богом на Горе Милости. Предстояние совершается между полуднем и наступлением сумерек. Р. Максуд пишет: «Это поистине наиважнейшая часть паломничества. Паломники должны стоять с непокрытой головой (только мужчины) под лучами жаркого солнца, непрерывно размышляя о Боге и моля Его о милости. Это время великой мистической и эмоциональной силы; всеми паломниками овладевает невероятное чувство освобождения, полного погружения в благотворный, очистительный поток любви. Воистину незабываемое зрелище представляет собой паломников, совершающих молитвы Зухр и Аср, особенно впечатляющи мгновения, когда все они одновременно простираются ниц и воцаряется совершеннейшее безмолвие в знак смирения перед Аллахом» [Максуд, 2000]. Все события хаджа после предстояния известны как отпущение. На закате паломники возвращаются в долину Муздалифа (между долинами Арафат и Мина). Здесь они собирают камешки.

Десятого числа месяца зуль-хиджа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот обряд был установлен в память об искушении Ибрахима и его семейства. Мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают Ему приложить все возможные усилия в деле изгнания бесов из своей жизни Пострадавших во время этого ритуала почти не бывает. Полиция также наблюдает за чрезмерно неистовыми паломниками. Далее следует жертвоприношение животных — барана, козы или молодого верблюда. Проводятся трехдневные празднества (праздник Ид аль-Адха) в память о готовности Ибрахима принести в жертву собственного сына.

В заключение праздника мужчины вновь обривают голову или подстригают волосы. Женщины отстригают небольшую часть волос. Паломники таким образом выходят из состояния ихрама. По возвращении в Мекку они совершают прощальный таваф, после которого паломничество считается завершенным. Паломник-мужчина, совершивший хадж, называется хаджи; женщина-паломник — хаджа.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику вероучения ислама.

2. Каковы пять столпов ислама?

3. Какие существуют основные течения ислама? В чем заключаются различия между ними?

4. Расскажите об основных странах проживания мусульман и численности последователей этой религии в этих странах и мире в целом.

5. Что вы можете сообщить об особенностях территории, где доминирует ислам?

6. Какие самые известные религиозные центры мусульман вы знаете?

7. Сделайте сообщение о хадже мусульман в Мекку?

8. Могут ли люди, не исповедующие ислам, посетить Мекку?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 583.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...