Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура религии. Типология современных религий




Понимание феномена религии учеными и богословами

Многие философы, ученые и мыслители, выражая свое понимание религии, давали ей свою оценку, как положительную, так и отрицательную. В европейской философской мысли одними из первых религию как общественное явление осмыслили просветители XVIII в. — Вольтер, П. Гольбах, Д.Дидро. Они считали, что религия возникла как следствие необразованности и невежества людей и с приходом просвещения она исчезнет. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант описывал религию как явление трансцендентное, выходящее за пределы возможностей опытного и теоретического изучения. Он говорил, что религии присуща вера в Бога, в существование души и в бессмертие души.

Выдающийся немецкий философ Г.Гегель отмечал, что для религии характерны:

- диалог духа человека и Абсолютного Духа и формирующиеся на его основе религиозные идеи;

- чувства и переживания, возникающие от этих идей;

- религиозный культ как выражение этих идей и чувств.

Материалистическая философия XIX в. дает секулярные интерпретации религии. Марксизм утверждает, что религия есть следствие несовершенства человеческого общества и социальной несправедливости и как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. Религия — это «опиум народа», «превратное мировоззрение превратного мира», «дух бездушных порядков», «сердце бессердечного мира». С построением справедливого коммунистического общества религия исчезнет сама собой.

Интересна точка зрения Ф. Энгельса на причины возникновения христианства. Ф. Энгельс в ряде своих статей утверждал, что в период наивысшего могущества Римской империи, сопровождавшегося порабощением провинций, тяжелыми поборами, всеобщим бесправием, чувство апатии и деморализации было характерно для значительной части населения империи. В этих условиях назрела необходимость в новой религии, выходящей за узконациональные рамки и способной удовлетворять чаяния людей из совершенно разных слоев общества. У людей должна была появиться уверенность в обретении освобождения, если не на земле, то хотя бы на небесах. К тому же народы, сильно страдавшие от порабощений и иноземных владычеств, в частности евреи, в среде которых зародилось христианство, с нетерпением ожидали пришествия Спасителя (Мессии).

Если К. Маркс и Ф. Энгельс давали резко отрицательную трактовку религии, то Л. Фейербах, представитель «антропологической» философии, писал, что Бог является проекцией человеческих нравственных представлений. Бог — то, кем хотел бы себя видеть нравственный человек, освобожденный от своих недостатков. «Бог как существо нравственно совершенное есть не что иное, как осуществленная идея, олицетворенный закон нравственности, обращенная в абсолютную сущность собственная моральная сущность человека» [цит. по: Томпсон, 2000].

Русские философы и мыслители (Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В. Соловьев и др.) видели в религии стержень культуры, понимали ее как основу и оправдание нравственности. Все существовавшие цивилизации и культуры были религиозными по своему духу, и безрелигиозная культура, по их мнению, невозможна. Истинность подобной точки зрения подтверждается тем, что при отрицании в обществе и государстве Бога и религии их место занимает что-то другое. Так, в Советском Союзе борьба с религией вылилась в возникновение своеобразной квазирелигии — марксизма-ленинизма, которому были присущи основные атрибуты любой религии: личность основателя, идейная доктрина, культ (культовые действия — прием в пионеры, комсомол и т. п.) и община (компартия с ее низовыми ячейками).

Современные гуманистические трактовки религии являются развитием идей Фейербаха и представляют собой светский, секулярный подход к ней. Наш современник профессор Р. Ферт пишет, что «в каждом обществе религиозные представления и религиозная практика создаются по образцу светских представлений, желаний, интересов, страхов и поведения. Все это религия усиливает, поднимая на более высокий уровень, придавая этим вещам внешний освященный авторитет и легитимность, поскольку в своей абстрактной, образной, часто символической форме они в конечном итоге являются результатом положения людей и попыткой найти избавление от тягот этого положения» [цит. по: Томпсон, 2000].

Богословы западных религий дают совсем другую трактовку этого явления. Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что богословы утверждают, что религия служит средством общения человека с Богом, задана свыше и абсолютно объективна. По мнению православных богословов, все верующие составляют единую Церковь Христову, главой которой является Иисус Христос.

Основания религии

Религия — явление очень многомерное. Она связана с глубинными чаяниями человека — быть свободным от страданий, обрести спасение, жить в гармонии с внешним миром и самим собой. Религия представляет собой определенный способ взаимоотношения людей с высшими силами, обществом, государством, друг с другом. Религия является элементом общественной системы и феноменом культуры.

Религия — неотъемлемый атрибут жизни многих людей. Она имеет глубокие основания. Ошибались К. Маркс и 3. Фрейд, полагая, что вера лишится силы, если ее объяснить, что религия исчезнет, если раскрыть психологические и политические причины ее возникновения. Религия имеет четыре глубоких антропологических основания.

1. Онтологические основания (онтология — теория бытия в философии) базируются на понимании природы бытия, на концепции вечности и вечного. Смертность физического тела человека очевидна. Бессмертие души или элементов тонкого тела возможно, хотя пока научно труднодоказуемо. Каждая религия отвечает по-своему на вопрос о бессмертии, но по существу эти ответы похожи: это вечная жизнь «во Христе», или то, что мы все станем Буддами, или то, что индивидуальная душа — Атман осознает свое тождество с Вселенским духом — Брахманом.

2. Гносеологические основания религии (гносеология — философская теория познания) коренятся в познавательном отношении человека к миру, бесконечности, вечности. Существует противоречие между потенциальной возможностью познания человеком мира и практической невозможностью такого познания через чувственный опыт и интеллектуально вследствие ограниченности возможностей этих методов. Религиозная картина мира является целостной, здесь даются описания сущности процессов, происходящих в мире, и ответы на вопросы: «Кто мы?», «В чем смысл земной жизни?», «Есть ли жизнь после смерти?».

3. Социологические основания имеют отношение к реальным условиям человеческой жизни, в которых наблюдается разрыв между желаемым и действительным, между долгом и свободой. Цель религий — объединить людей на основе благородных ценностей и указать путь духовного самосовершенствования через любовь, бескорыстную взаимопомощь и ненасилие. К сожалению, об этом забывают многочисленные религиозные фанатики, стремящиеся навязать всем исключительность своих концепций. Они часто проявляют по отношению к другим людям психологическое, а то и физическое насилие.

4. Психологические основания религии коренятся в проблемах внутреннего мира человека. Люди часто страдают: болеют физически и душевно, не могут найти себе применения или не знают, как и зачем жить дальше. У них возникает желание быть просветленными, т. е. жить в радости и любви, без страданий, быть понятыми и принятыми другими, обрести устойчивость, найти возможности самовыражения.

Существует много определений религии. Религию можно охарактеризовать как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил. Латинское слово «религия» является синонимом санскритского слова «йога» [Горохов, 2004].

 

Структура религии

Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозные идеи основаны на вере в сверхъестественные силы. Эта вера поддерживается священными писаниями — Библией, Кораном, Талмудом. В западных религиях сильна роль религиозных деятелей по внедрению в массовое сознание религиозных концепций, что влияет на религиозное самосознание масс. Религиозная доктрина включает в себя учение о Боге (теология), учение о строении мира (космология), теорию человека (антропология).

Религиозный культ связан с отношением людей к высшим силам и проявляется через богослужение, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д.

Объект культовой деятельности — те высшие силы, которых любят или боятся люди, в которые верят, которым поклоняются, которых просят о чем-нибудь. Это Будда и бодхисаттвы в буддизме, боги в индуизме, Бог в западных (авраамических) религиях, духи — ками в синтоизме, тиртханкары в джайнизме и т.д.

Предметом культа становятся различные силы, осознаваемые в качестве религиозных образов. Предметами культа в разных религиях служат материальные предметы, животные, растения, горы, реки, Луна, Солнце и т.д.

Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. Средствами культа являются храмы, мечети, святилища, религиозное искусство (архитектура, скульптура, живопись), различные культовые предметы (религиозные символы — ОМ, крест и т.д., церковно-храмовая утварь — кадила, сосуды для причастия и др.).

Способы культовой деятельности — определенная система и последовательность проведения религиозно значимых мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека; в храме, церкви или дома. Способы культовой деятельности сильно зависят от религиозного сознания людей.

Религиозные организации — очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или подвергаться гонениям. Религиозные организации, возникшие в недрах одной конфессии, могут со временем оформиться в самостоятельные религии. Религиозные организации могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т.д.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций, например: в христианстве — церковь, секта и деноминация. Следует иметь в виду, что это деление довольно условно. Церковь включает большинство или значительную часть населения определенной страны и территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта возникает из числа верующих, противостоящих основному религиозному течению. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний.

Идейные, культовые и организационные принципы деноминации противостоят церкви и секте. Для деноминации характерно принятие разноплановых идей, культовых практик и решений. Противопоставление членов деноминации остальному миру не является обязательным. Для деноминации, как и для церкви, характерна четкая организация по горизонтали (координация деятельности общин) и по вертикали (четкая иерархия управления). Руководители выборные и наделены широкими полномочиями. Имеются авторитетные служители культа. Члены деноминации, однако, не делятся на священников и мирян [Миронов, Бабинов, 1998].

У восточных религий в ряде случаев отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. Многие религиозные люди в Китае исповедуют даосизм, конфуцианства и буддизм одновременно, а в Японии — буддизм и синтоизм. В разных жизненных ситуациях, при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В индуизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется целый ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций. Так, движение Золотой Век Учителя Кальки Бхагавана рассчитано на людей совершенно разных вероисповеданий, пола, возраста и профессий. Для Бхагавана главное, чтобы они хотели быть Просветленными, т. е. жить в любви и гармонии, без страданий, а также помогать другим в их работе над собой, духовном самосовершенствовании.

 

Функции религии в обществе

Религия выполняет в обществе ряд функций.

Мировоззренческая функция заключается в том, что религия предлагает последователям свою картину мира, нравственные ценности и ориентиры, концепции Бога, добра и зла.

Компенсаторная функция. В обществе существует имущественное и социальное неравенство. Однако религия специфическим образом уравнивает людей: перед Богом все равны, учение Христа, Будды, Мухаммеда доступно каждому и т.д.

Коммуникативная функция. Люди вместе собираются для различных религиозных и светских мероприятий, в том числе молитв, медитаций, богослужений и т.д. Это связано с их общением с высшими силами и друг с другом. Люди сознательно объединяются и взаимодействуют.

Регулятивная функция. Религиозные идеи и ценности, культовая деятельность и организации регулируют поведение людей. Религия в определенных рамках упорядочивает мысли, стремления и поступки людей.

Интегративная функция. Религия стабилизирует ситуацию в обществе, внедряя идеи, ценности и стереотипы поведения.

Культурно-транслирующая функция заключается в переносе религией элементов культуры тех народов и мест, где она возникла и откуда начала распространяться. Так, христианство принесло в Европу, Россию и обе Америки элементы иудейской, греческой и римской культур, ислам — элементы арабской культуры в Центральную, Среднюю, Южную и Юго-Восточную Азию, Северную Африку, буддизм — элементы индийской культуры в Восточную и Юго-Восточную Азию.

 

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИИ

Ученые разрабатывают классификации религий в зависимости от различных классификационных признаков.

По наличию или отсутствию Бога-творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека. К метафизическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма.

В эмпирических религиях наличие Бога-творца или отрицается, или этот вопрос не является первостепенным. Так, Будда часто отвечал на вопросы о Боге «благородным молчанием». В буддизме считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека. Эмпирическими религиями являются буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые течения индуизма, конфуцианство.

По территориально-этническому признаку религии делятся на племенные, национально-территориальные и мировые. Племенные религии обычно очень ограничены территориально и, по сути, представлены традиционными народными верованиями.

Национально-территориальные религии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Поэтому, по мнению автора, эти религии следует называть национально-территориальными, хотя в религиоведческой литературе они называются просто национальными.

Мировые религии имеют большой территориально-страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм. Интересно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов. Но очень быстро, за несколько десятилетий, ислам стал мировой религией, завоевав пространства от Атлантического океана до Индии.

По количеству богов религии бывают: монотеистическими и политеистическими. В монотеистических религиях имеется лишь один Бог — верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм. Политеистическими религиями являются языческие верования. В них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамонотеистической религией, его многочисленные божества служат проявлениями Вселенского Духа — Брахмана.

По наличию ряда общих черт религии можно разделить на западные и восточные. К западным относятся христианство, ислам, иудаизм, зороастризм (парсизм). К восточным — индуизм, буддизм, джайнизм (табл. 6.1), а также даосизм, конфуцианство, синтоизм.

Таблица 6.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 870.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...