Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3 «Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда».




Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и с этой точки зрения контроль присущ всем управленческим структурам. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения нарушений и недостатков в работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор в отличие от контроля по сфере воздействия как выявляет нарушения, так и пресекает их путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и др.). В задачу надзорного органа или должностного лица не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.

Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к предприятиям и организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Большинство государственных органов являются надзорноконтрольными, т. е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Контрольные органы, хоть и не наделены такими полномочиями, однако имеют немало средств воздействия на деятельность предприятий в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.

Несмотря на различия между надзором и контролем, надзор и контроль сопровождаются вмешательством в деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта, в том числе путем принятия мер государственного принуждения к выполнению установленных государством требований по охране труда.

Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций по всем аспектам подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы.

Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года № 356-3 «Об охране труда» (в редакции от 12 июля 2013 года № 61-3) местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства об охране труда, законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории, и ведомственный контроль.

Департамент государственной инспекции труда является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Департамент возглавляется директором, который одновременно является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.

Основными задачами Департамента государственной инспекции труда являются:

– осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

– координация деятельности органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;

– выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

– обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения;

– содействие овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде и др.

 

Тема 4 «Организация работы по охране труда в учреждении (организации)».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...