Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анатомо-физиологические особенности




Нервной системы

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. К моменту рождения НС наименее сформирована и дифференцирована.

Морфологические особенности

· Головной мозг составляет примерно 1/8массы тела (у взрослого 1/40 массы тела);

· Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно;

· Нервные клетки сформированы, но плохо вязаны между собой, имеют мало отростков. Развитие клеточных структур больших полушарий заканчивается к 10-12 годам;

· Ткань мозга богата водой, мало белковых веществ;

· Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжён;

· Повыщена проницаемость гематоэнцефалитического барьера (ГЭБ);

· Спиной мозг почти сформирован, доходит до 3-4 поясничного позвонка), к 2 годам строение мозга как у взрослого.

Функциональные особенности

 

· Ребенок рождается с безусловными рефлексами: сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.)

· Имеются примитивные рефлексы, которые сохраняются до 4-х месяцев, если наблюдаются дольше, то это патология.

Примитивные рефлексы:

ü Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс) – при соприкосновении к ладони малыша пальцем – его хватание. Исчезает в 2-4 месяца;

ü Рефлекс Моро (охватывания) – при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, т.е. возвращает их в исходное положение. Сохраняется до 4-х месяцев;

ü Рефлекс Бауэра (ползания) – ребенка выкладывают на живот и подставляют к подошвам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения. Исчезает к 4 месяцам.

На основе безусловных и примитивных рефлексов формируются 1-я сигнальная система (условно-рефлекторная деятельность НС в ответ на раздражители внешней среды) и 2-я сигнальная система, которая формируется в высших отделах ЦНС и работает на основе 1-й сигнальной системы; активизируется при воздействии речевых раздражителей.

Этапы нервно-психического развития ребенка

На первом году жизни

Этап (0-1 мес.)

Ребенок в основном спит. К концу первого месяца вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если его взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлений. Начинает следить за движущимся предметом, н быстро «теряет» его.

Этап (1-3 мес.)

Следит за игрушкой глазами, рассматривает висящие над ним игрушки. К 3 месяцам улыбается, гулит, двигает ножками и ручками, когда с ним разговаривают.

Этап (3-6 мес.)

Во время бодрствования гулит, улыбается, громко смеется. К 5-ти мес. отличает «чужих от своих».

Этап (6-12 мес.)

Произносит первые слоги, слова, выполняет движения по просьбе, начинает понимать смысл слов, выполняет действия с предметами.

Развитие 1-ой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСА: отличает горькие и сладкие вкусы предпочитает сладкие.

ОРГАН ОБОНЯНИЯ развит недостаточно. В первые месяцыразличает только резкие запахи, к 7-8 мес. хорошо ощущает и слабые.

ОРГАН СЛУХА. На сильные звуки реагирует вздрагиванием

ОРГАН ЗРЕНИЯ. В первые три недели жизни светобоязнь, косоглазие на 1-2 мес., нистагм. Мигание редкое, слезы появляются с 2-х мес., фиксирует взгляд с 3-х месяцев.

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. Раздражение кожи вызывает двигательное беспокойство. Если холодно- ребенок плачет, если тепло успокаивается, т.к. хорошо развита реакция на температурные раздражители.

 

Формирование речи

Происходит в течение первых 3-х лет жизни, а затем она развивается и совершенствуется. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

Основные правила формирования речи.

1. Говори правильно, т.к. речь ребенка формируется на основании подражания.

2. Не используй стереотипные связи.

3. Сопровождай действия словами

4. При выборе книг учитывай возраст ребенка

5. С 2,5 лет исправляй речевые ошибки

 

Особенности развития речи

· 2-3 месяца гулит (гласные звуки «а-а», «э-э»)

· 5 месяцев – лепет (перетекание одного звука в другой «у-у-а-а-о»)

· 7-8 месяцев первые слоги

· В 1 год 8-10 слов

· В 2 года в запасе 200-300 слов, начинает говорить предложениями по 2-3 слова

· В 3 года словарный запас 1200-1300 слов, строит сложные предложения, интересный собеседник.

Рекомендации

0-6 месяцев (подготовительный период для развития речи): формировать слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам, эмоционально окрашивать обращенную к ребенку речь.

6-12 месяцев (ребенок начинает говорить): использовать контактные игры (сорока-воровка, ладушки и др.), постоянно разговаривать с ребенком, не «сюсюкать» с ребенком, т.к. речь формируется на основе подражания.

1-1,5 года (накапливается пассивный словарь): облегченные слова сочетать с правильными («киса» - кошка, «би-би» - машина, «ав-ав» - собака и т.п.).

1,5-2 года («видный» период в становлении речи): рассматривать и оговаривать картинки с ребенком, начинать читать первые сказки «Репка», «Курочка ряба» (книжки должны быть ярко иллюстрированы!), начинать читать стихи (Уронили мишку на пол…), следить, чтобы малыш не заменял слова жестами (делать вид, что вы не понимаете его жесты).

2-2,5 года(период относительного покоя в развитии речи): избегать употребления стереотипных фраз («пойдем гулять», «ешь» и т.д.), читать сказки с повторами («Теремок», «Колобок», «Вол и семеро козлят» и т.д.), научить ребенка слушать.

2,5-3 года («взрыв» речи): читать более сложные сказки, не объяснять смысл всех непонятных слов («по сусекам поскребли…»), исправлять искаженные слова, не умилять долго детскому произношению («лябако» - яблоко и др.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...