Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой




«Открытый метод». Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то ее снимают на 2-й день. Культю обрабатывают 70% спиртом 1-2 раза в день и 1% р-ром зеленки или 5% р-ром перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4-5-й день.

Обработка пупочной ранки. После отпадения пуповинного остатка пупочную ранку ежедневно обрабатывают последовательно: 3% раствором перекиси водорода, 70% спиртом, 1% р-ром зеленки или 5% р-ром перманганата калия. Обработку проводить до полной эпителизации (заживления) ранки. До отпадения пуповины и заживления пупочной ранки рекомендуется использование подгузников и пеленок, проглаженных с двух сторон, нежелательно пользоваться памперсами, т.к. возможно трение и раздражение кожи.

 

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА

 

Особенностью детского возраста является невозможность полного самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери и других членов семьи и тем больше нуждается в посторонней помощи. Следовательно, функция среднего медработника состоит в том, чтобы помочь матери, отцу ребенка и другим близким в адекват­ном удовлетворении потребностей ребенка, в процессе его вос­питания. В этом случае медик выступает и как педагог, обучаю­щий родителей теории и практике ухода за малышом.

На примере одной из универсальных потребностей — об­щаться— проследим, как изменяются способы ее удовлетворе­ния в зависимости от периода детства (табл. 1).

Приведенная схема условна, она не может охватить всех сфер общения, но она достаточно показательна и наглядно иллюстри­рует зависимость потребности и способов ее удовлетворения от возраста ребенка.

Периодыдетского возраста Лица, удовлетво­ряющие потребность ребенка Способы удовлетворения потребности в зависимости от возраста ребенка
Период новорожденности Мать 1. Физический контакт — общение при кормлении, пеленании и т, д, 2. Тихая беседа со спокойной, ла­сковой интонацией в периоды бодр­ствования ребенка  
Период младенчества Мать и отец 1. Беседы с ребенком; 2. Показ ярких картинок, называя изображенные предметы. 3. Игры с использованием ярких погремушек, предметов. 4. Обучение ребенка в игровой форме («Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока-ворона» и т.д.). . 5. Физический контакт — общение во время проведения массажа и гимнастики с использованием игро­вых элементов  
Преддошкольный период Мать, отец, близкие родственники 1. Чтение сказок, разучивание дет­ских стихов, 2. Рассматривание ярких картинок с разъяснениями взрослого. 3. Объяснение названий и функций окружающих предметов, животных и т. д, 4. Игры с использованием игрушек, предметов домашнего обихода. 5. Тихие, ласковые беседы, ответы на вопросы ребенка. 6. Физический контакт — обще­ние во время проведения массажа й гимнастики, после пробуждения («Потягушки-порастушки») и перед сном (индивидуальный ритуал)  
Дошкольный период   Мать, отец, близкие родственники, дети- сверстники, воспитателиДДУ   1.Чтение книжек вслух, разучива­ние стихов. 2. В игровой форме обучение пер­вым навыкам чтения, счета. 3. Рассматривание серий картинок с последующим перессказом ребен­ком увиденного. 4. Привлечение к участию в домаш­них делах под контролем взрослых, постепенное появление постоянных обязанностей. 5. Игры с использованием разных предметов («В школу», «В мага­зин», «В поликлинику» и т. д.). 6. Тихие, ласковые беседы с ответа­ми на вопросы ребенка. 7. Совместное выполнение упраж­нений утренней зарядки родителей и малыша. 8. Ролевые игры со сверстниками во дворе, детском саду («Дочки- матери», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Садовник»). 9. Участие в детских и семейных праздниках  
Период млад­шего школьного возраста   Родители, близ­кие, сверстники, учителя, медработники   1. Посещение кружков и секций по интересам. 2. Обучающее общение в школе. 3. Чтение вслух в семейном кругу. 4. Беседы родителей с ребенком, ответы на его вопросы. 5. Активное участие в семейных обязанностях, в делах класса, шко­лы. 6. Участие в санпросветбеседах, организуемых школьным фельдшером. 7. Общение со сверстниками во дворе, в школе, в кружках и т. д. 8. Периодический физический контакт — общение родителей с ребенком в зависимости от пола, характера ребенка и его индивидуальных особенностей  
Период стар­шего школьно­го возраста Сверстники, учителя, родители, близкие, медработники 1.Избирательное общение со сверстниками. 2.Обучающее общение в школе. 3. Посещение секций, кружков по выбору, общение с руководителем, с товарищами по интересам, 4. Беседы с родителями по вопро­сам полового воспитания и др.; не­которое уменьшение времени общения с родителями и близкими. 5. Индивидуальные беседы с фель­дшером школы, с другими медра­ботниками  

 

 

Примерные планы сестринских вмешательств

(по учебнику В. Д. Тульчинской «Здоровый ребенок»)

 

Потребности ребенка Примерные планы се­стринских вмешательств Обоснование

1. Потребность «ды­шать»

Обеспечить оптимальные условия для дыхания: - проветривать комнату ребенка не реже 2-3 раз в день; - контролировать темпе­ратурный режим комнаты (t=18~22°C); - создать возвышенное по­ложение в постели Обеспечивается доступ свежего чистого воз­духа, улучшается дре­нажная функция органов дыхания, улучшается экскурсия легких
Организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: - обеспечить ребенку дви­гательный режим; - проводить массаж и гим­настику; - организовать занятия физкультурой и спортом Укрепляется дыхатель­ная мускулатура, улуч­шается дыхание
Обучить ребенка правильно­му дыханию Дышать необходимо через нос с целью очи­щения, согревания и увлажнения воздуха, поступающего в дыха­тельные пути
Организовать прогулки в течение дня не реже 2 раз в день при любой погоде Закаливание, обеспечи­вающее профилактику заболеваний органов дыхания
2. Потребность «есть» Рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку Предупреждение гипо­трофии и ожирения

 

    Составить меню Учитываются возраст­ные особенности детей, обеспечивается сбалан­сированность питания, распределение пищевых продуктов в течение суток
  Приготовить блюда, соглас­но рецептам детской кухни Приготовление детских блюд имеет свои особен­ности
  Организовать условия, необ­ходимые для кормления Повышается аппетит ребенка
  Провести кормление соглас­но .правилам Учет возрастных осо­бенностей пищевари­тельной системы
  Выявить проблемы вскарм­ливания и составить план сестринских вмешательств по их разрешению Основные проблемы — плохой аппетит, отказ от еды, но могут быть и другие — в индивидуальном порядке
  Обеспечить правильное вос­питание Только с воспитанным человеком приятно об­щаться
  Обеспечить общение со сверстниками Только общаясь в прав­дивой детской среде, ребенок может научить­ся общаться
3. Потреб­ность «спать» Создать благоприятные условия для сна:  
  - проветривать комнату перед сном Свежий, прохладный воздух обеспечивает спокойное дыхание, не­обходимое для сна
  - создать спокойную об­становку Звуковые, световые раздражители мешают ребенку спать
  - приготовить удобную постель Обеспечиваются ком­фортные условия для сна
  Подготовить ребенка ко сну:  
  - исключить за час до сна возбуждающие игры, про­смотр устрашающих филь­мов. рассказывание страш­ных историй Исключается возбужде­ние, ребенок засыпает быстрее.  
  - провести гигиенические процедуры Они являются опреде­ленным ритуалом, способствующим реф­лекторному быстрому засыпанию
  - покормить ребенка, пола­скать, поговорить с ним Ребенок успокаивается, исчезает чувство одино­чества, страха
4. Потребность «быть чистым» Регулярно проводить гигие­нические процедуры Создается чувство ком­форта
  Прививать навыки самоухода Максимальное усвое­ние— в 12-18 мес.
  Обеспечить чистоту окру­жающей обстановки Навыки формируются на основе подражания
  Быть примером для ребенка. Дети копируют взрос­лых
  Стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности Ребенок при поощрении стремится повторить по­лученный результат
  Обращать внимание на нео­прятность ребенка и предо­ставлять ему возможность самому устранять их Формирование рефлекса «чистоты»
  Ребенку 1-го года жизни проводить ежедневный туа­лет согласно правилам Ребенок сам не может это сделать

 

5. Потреб­ность «дви­гаться»

Организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка: - проводить массаж, гим­настику; - с 2 лет вместе с ребенком заниматься зарядкой Стимуляция развития двигательных умений. Развитие мышц обеспе­чит достаточную двига­тельную активность
Создать условия дня разви­тия движений: - обеспечить достаточное пространство для движений; - не заменять прогулки «походами в магазины»; - следить за соответствием одежды погоде и двигатель­ной активности Нет условий — нет дви­жений

6. Потреб­ность «об­щаться»

Исключить возможную па­тологию Вследствие патологии ЦНС, нарушений слуха, заикания и т. д. может нарушаться общение  
Организовать мероприятия до формированию речи с учетом возраста ребенка Речь — это основа общения
Научить ребенка спокойно слушать Люди любят общаться с теми, кто умеет слушать
7. Потреб­ность «из­бегать опас­ности» Создать безопасную окру­жающую среду: - проверить безопасность игрушек; - устранить острые углы, низкое расположение сте­кол; - создать ограждение в опасных местах; - хорошо просушивать по­лы после мытья; - поворачивать кнутри ручки кастрюль, сковородок и т. п.; - не стелить на стол сви­сающую скатерть; - хранить лекарства, хими­ческие средства и т. -п. в ме­стах, недоступных детям; - убрать колюще-режущие предметы; - убрать мелкие предметы й тяжелые предметы Дети любознательны, активны, все тянут в рот или засовывают в нос, в уши, так как у них не выражен «рефлекс безопасности»
  Не оставлять без присмотра ребенка в любом возрасте     В раннем детстве — не спускать с ребенка глаз; в старшем — знать, где и с кем находится ваш ребенок, чем он Занима­ется, увлекается
  Обучить детей с учетом воз­раста правилам дорожного движения, приемам самоо­бороны, умению плавать   Профилактика несчаст­ных случаев
  Проводить разъяснительные беседы с детьми о недопу­стимости общения с незна­комыми людьми   Ребенка могут украсть
8. Потреб­ность «учиться» Обеспечить ребенку дости­жение хороших результатов в обучении: - следить за соответствием учебного материала возра­сту ребенка; - чередовать умственный труд с физическим; - избегать переутомления ребенка; - использовать игровые ситуации в обучений; - тренировать память, вни­мание с помощью игр; - мотивировать обучение (зачем это нужно); - обучать приемам «мнемо­техники»   С целью поддержать интерес к обучению  
  Организовать полноценное питание и соблюдение ре­жима дня   Обучаться может только здоровый и сытый че­ловек
  Следить за эмоциональным состоянием обучаемого ре­бенка.     Негативное отношение к ребенку со стороны сверстников или учите­лей очень неблагопри­ятно сказывается на его обучении

Грудной период

     Грудной период – с 28-го дня жизни до 1-го года. Характерны быстрые темпы увеличения длины и массы тела, интенсивный обмен веществ, совершенствование деятельности ЦНС. Сохраняется относительная незрелость ЖКТ, поэтому часто возникают пищеварительные расстройства. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов и микроэлементов могут развиться рахит, железодефицитная анемия, атопический дерматит.

 Инфекционные болезни встречаются редко, т.к. дети получают от матери врожденный иммунитет и минимум контактов. Однако во втором полугодии пассивный иммунитет ребенка снижается, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...