Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой
«Открытый метод». Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то ее снимают на 2-й день. Культю обрабатывают 70% спиртом 1-2 раза в день и 1% р-ром зеленки или 5% р-ром перманганата калия. Пуповинный остаток отпадает на 4-5-й день.
Обработка пупочной ранки. После отпадения пуповинного остатка пупочную ранку ежедневно обрабатывают последовательно: 3% раствором перекиси водорода, 70% спиртом, 1% р-ром зеленки или 5% р-ром перманганата калия. Обработку проводить до полной эпителизации (заживления) ранки. До отпадения пуповины и заживления пупочной ранки рекомендуется использование подгузников и пеленок, проглаженных с двух сторон, нежелательно пользоваться памперсами, т.к. возможно трение и раздражение кожи.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА
Особенностью детского возраста является невозможность полного самостоятельного удовлетворения своих потребностей. Чем младше ребенок, тем больше он зависит от матери и других членов семьи и тем больше нуждается в посторонней помощи. Следовательно, функция среднего медработника состоит в том, чтобы помочь матери, отцу ребенка и другим близким в адекватном удовлетворении потребностей ребенка, в процессе его воспитания. В этом случае медик выступает и как педагог, обучающий родителей теории и практике ухода за малышом.
На примере одной из универсальных потребностей — общаться— проследим, как изменяются способы ее удовлетворения в зависимости от периода детства (табл. 1).
Приведенная схема условна, она не может охватить всех сфер общения, но она достаточно показательна и наглядно иллюстрирует зависимость потребности и способов ее удовлетворения от возраста ребенка.
Периодыдетского
возраста
| Лица,
удовлетворяющие
потребность
ребенка
| Способы удовлетворения потребности в зависимости от возраста ребенка
| Период новорожденности
| Мать
| 1. Физический контакт — общение при кормлении, пеленании и т, д,
2. Тихая беседа со спокойной, ласковой интонацией в периоды бодрствования ребенка
| Период младенчества
| Мать и отец
| 1. Беседы с ребенком;
2. Показ ярких картинок,
называя изображенные предметы.
3. Игры с использованием
ярких погремушек, предметов.
4. Обучение ребенка в игровой форме («Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока-ворона» и т.д.). .
5. Физический контакт — общение во время проведения массажа и гимнастики с использованием игровых элементов
| Преддошкольный период
| Мать, отец, близкие родственники
| 1. Чтение сказок,
разучивание детских стихов,
2. Рассматривание ярких картинок с разъяснениями взрослого.
3. Объяснение названий и функций окружающих предметов, животных и т. д,
4. Игры с использованием игрушек, предметов домашнего обихода.
5. Тихие, ласковые беседы, ответы на вопросы ребенка.
6. Физический контакт — общение во время проведения массажа й гимнастики, после пробуждения («Потягушки-порастушки») и перед сном (индивидуальный ритуал)
| Дошкольный
период
| Мать, отец, близкие родственники, дети- сверстники, воспитателиДДУ
| 1.Чтение книжек вслух,
разучивание стихов.
2. В игровой форме обучение первым навыкам чтения, счета.
3. Рассматривание серий картинок с последующим перессказом ребенком увиденного.
4. Привлечение к участию в домашних делах под контролем взрослых, постепенное появление постоянных обязанностей.
5. Игры с использованием разных предметов («В школу», «В магазин», «В поликлинику» и т. д.).
6. Тихие, ласковые беседы с ответами на вопросы ребенка.
7. Совместное выполнение упражнений утренней зарядки родителей и малыша.
8. Ролевые игры со сверстниками во дворе, детском саду («Дочки- матери», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Садовник»).
9. Участие в детских и семейных праздниках
| Период младшего школьного возраста
| Родители, близкие, сверстники, учителя, медработники
| 1. Посещение кружков и секций по интересам.
2. Обучающее общение в школе.
3. Чтение вслух в семейном кругу.
4. Беседы родителей с ребенком, ответы на его вопросы.
5. Активное участие в семейных обязанностях, в делах класса, школы.
6. Участие в санпросветбеседах, организуемых школьным фельдшером.
7. Общение со сверстниками во дворе, в школе, в кружках и т. д.
8. Периодический физический контакт — общение родителей с ребенком в зависимости от пола, характера ребенка и его индивидуальных особенностей
| Период старшего школьного возраста
| Сверстники, учителя, родители, близкие, медработники
| 1.Избирательное общение со сверстниками.
2.Обучающее общение в школе.
3. Посещение секций, кружков по выбору, общение с руководителем, с товарищами по интересам,
4. Беседы с родителями по вопросам полового воспитания и др.; некоторое уменьшение времени общения с родителями и близкими.
5. Индивидуальные беседы с фельдшером школы, с другими медработниками
|
Примерные планы сестринских вмешательств
(по учебнику В. Д. Тульчинской «Здоровый ребенок»)
Потребности
ребенка
| Примерные планы сестринских вмешательств
| Обоснование
| 1. Потребность «дышать»
| Обеспечить оптимальные условия для дыхания:
- проветривать комнату ребенка не реже 2-3 раз в день;
- контролировать температурный режим комнаты (t=18~22°C);
- создать возвышенное положение в постели
| Обеспечивается доступ свежего чистого воздуха, улучшается дренажная функция органов дыхания, улучшается экскурсия легких
| Организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка:
- обеспечить ребенку двигательный режим;
- проводить массаж и гимнастику;
- организовать занятия физкультурой и спортом
| Укрепляется дыхательная мускулатура, улучшается дыхание
| Обучить ребенка правильному дыханию
| Дышать необходимо через нос с целью очищения, согревания и увлажнения воздуха, поступающего в дыхательные пути
| Организовать прогулки в течение дня не реже 2 раз в день при любой погоде
| Закаливание, обеспечивающее профилактику заболеваний органов дыхания
| 2. Потребность «есть»
| Рассчитать суточное и разовое количество пищи ребенку
| Предупреждение гипотрофии и ожирения
|
|
Составить меню
| Учитываются возрастные особенности детей, обеспечивается сбалансированность питания, распределение пищевых продуктов в течение суток
|
| Приготовить блюда, согласно рецептам детской кухни
| Приготовление детских блюд имеет свои особенности
|
| Организовать условия, необходимые для кормления
| Повышается аппетит ребенка
|
| Провести кормление согласно .правилам
| Учет возрастных особенностей пищеварительной системы
|
| Выявить проблемы вскармливания и составить план сестринских вмешательств по их разрешению
| Основные проблемы — плохой аппетит, отказ от еды, но могут быть и другие — в индивидуальном порядке
|
| Обеспечить правильное воспитание
| Только с воспитанным человеком приятно общаться
|
| Обеспечить общение со сверстниками
| Только общаясь в правдивой детской среде, ребенок может научиться общаться
| 3. Потребность «спать»
| Создать благоприятные условия для сна:
|
|
| - проветривать комнату перед сном
| Свежий, прохладный воздух обеспечивает спокойное дыхание, необходимое для сна
|
| - создать спокойную обстановку
| Звуковые, световые раздражители мешают ребенку спать
|
| - приготовить удобную постель
| Обеспечиваются комфортные условия для сна
|
| Подготовить ребенка ко сну:
|
|
| - исключить за час до сна возбуждающие игры, просмотр устрашающих фильмов. рассказывание страшных историй
| Исключается возбуждение, ребенок засыпает быстрее.
|
| - провести гигиенические процедуры
| Они являются определенным ритуалом, способствующим рефлекторному быстрому засыпанию
|
| - покормить ребенка, поласкать, поговорить с ним
| Ребенок успокаивается, исчезает чувство одиночества, страха
| 4. Потребность «быть чистым»
| Регулярно проводить гигиенические процедуры
| Создается чувство комфорта
|
| Прививать навыки самоухода
| Максимальное усвоение— в 12-18 мес.
|
| Обеспечить чистоту окружающей обстановки
| Навыки формируются на основе подражания
|
| Быть примером для ребенка.
| Дети копируют взрослых
|
| Стимулировать и поощрять стремление малыша к опрятности
| Ребенок при поощрении стремится повторить полученный результат
|
| Обращать внимание на неопрятность ребенка и предоставлять ему возможность самому устранять их
| Формирование рефлекса «чистоты»
|
| Ребенку 1-го года жизни проводить ежедневный туалет согласно правилам
| Ребенок сам не может это сделать
|
5. Потребность «двигаться»
| Организовать мероприятия по укреплению мышечной системы ребенка:
- проводить массаж, гимнастику;
- с 2 лет вместе с ребенком заниматься зарядкой
| Стимуляция развития двигательных умений. Развитие мышц обеспечит достаточную двигательную активность
| Создать условия дня развития движений:
- обеспечить достаточное пространство для движений;
- не заменять прогулки «походами в магазины»;
- следить за соответствием одежды погоде и двигательной активности
| Нет условий — нет движений
| 6. Потребность «общаться»
| Исключить возможную патологию
| Вследствие патологии ЦНС, нарушений слуха, заикания и т. д. может нарушаться общение
| Организовать мероприятия до формированию речи с учетом возраста ребенка
| Речь — это основа общения
| Научить ребенка спокойно слушать
| Люди любят общаться с теми, кто умеет слушать
| 7. Потребность «избегать опасности»
| Создать безопасную окружающую среду:
- проверить безопасность игрушек;
- устранить острые углы, низкое расположение стекол;
- создать ограждение в опасных местах;
- хорошо просушивать полы после мытья;
- поворачивать кнутри ручки кастрюль, сковородок и т. п.;
- не стелить на стол свисающую скатерть;
- хранить лекарства, химические средства и т. -п. в местах, недоступных детям;
- убрать колюще-режущие предметы;
- убрать мелкие предметы й тяжелые предметы
| Дети любознательны, активны, все тянут в рот или засовывают в нос, в уши, так как у них не выражен «рефлекс безопасности»
|
| Не оставлять без присмотра ребенка в любом возрасте
| В раннем детстве — не спускать с ребенка глаз; в старшем — знать, где и с кем находится ваш ребенок, чем он Занимается, увлекается
|
| Обучить детей с учетом возраста правилам дорожного движения, приемам самообороны, умению плавать
| Профилактика несчастных случаев
|
| Проводить разъяснительные беседы с детьми о недопустимости общения с незнакомыми людьми
| Ребенка могут украсть
| 8. Потребность «учиться»
| Обеспечить ребенку достижение хороших результатов в обучении:
- следить за соответствием учебного материала возрасту ребенка;
- чередовать умственный труд с физическим;
- избегать переутомления ребенка;
- использовать игровые ситуации в обучений;
- тренировать память, внимание с помощью игр;
- мотивировать обучение (зачем это нужно);
-
обучать приемам «мнемотехники»
| С целью поддержать интерес к обучению
|
| Организовать полноценное питание и соблюдение режима дня
| Обучаться может только здоровый и сытый человек
|
| Следить за эмоциональным состоянием обучаемого ребенка.
| Негативное отношение к ребенку со стороны сверстников или учителей очень неблагоприятно сказывается на его обучении
|
Грудной период
Грудной период – с 28-го дня жизни до 1-го года. Характерны быстрые темпы увеличения длины и массы тела, интенсивный обмен веществ, совершенствование деятельности ЦНС. Сохраняется относительная незрелость ЖКТ, поэтому часто возникают пищеварительные расстройства. При неправильном вскармливании, недостатке витаминов и микроэлементов могут развиться рахит, железодефицитная анемия, атопический дерматит.
Инфекционные болезни встречаются редко, т.к. дети получают от матери врожденный иммунитет и минимум контактов. Однако во втором полугодии пассивный иммунитет ребенка снижается, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.
|