Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Импрессивная сторона речи (понимание) страдает негрубо.
Экспрессивная сторона речи (говорение).
Чтение остается практически сохранным. Однако могут быть трудности при восприятии смысла длинных текстов. Письмо «опережает» устную речь (Т.Г. Визель). Звуко-буквенный анализ первично не страдает. Но в письме под диктовку м.б. пропуски слов, вербальные парафазии. Часто обращаются с просьбой повторять каждый фрагмент фразы.Всамостоятельной письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма. Письмо и чтение
Итак, отличие сенсорной и акустико-мнестической афазии.
Коррекционная работа. Расширение объема оперативной памяти Показ предметов, частей тела парами, тройками Выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций Ответы на развернутые вопросы, усложненные по синтаксической структуре; Прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов; Письмо и чтение Письмо под диктовку с постепенным наращиванием объема, удерживаемого в оперативной памяти Чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом. Преодоление слабости слухо-речевых следов. Повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности; Заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов; Отсроченный предметов и изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления. Чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин., 30 мин., на следующий день и т.д.);
Преодоление номинативных трудностей, связанных с нарушением актуализации слов: Соотнесение образа (в том числе и схематичного) со словом, самостоятельное рисование предмета и называние. Смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки предметов; Наполнение ряда внутри обобщения: посуда – это… И наоборот – называние и подбор обобщающего слова.
Синдром ТРО. Семантическая афазия. Зона ТРО впервые была описана в 1926 г. известным английским неврологом Г.Хэдом. Это третичная зона коры, представляющая собой место перекрытия анализаторных систем. Нейропсихологическом синдром ТРО включает нарушение восприятия пространства. На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве (симультанная агнозия). Нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам, нарушение схемы тела. Возникает пространственная и конструктивной апраксия. Характерна апраксия одевания как вариант конструктивной апраксии: пациент путает стороны одежды, с трудом застегивает пуговицы, затруднено одевание рукава, одевание ботинка и т.д. Есть акалькулия (нарушение счета).Страдаетпредставление о разрядном строении числа, больные затрудняются в простых счетных операциях с «переходом через десяток». В синдромТРО входит семантическая афазия. Синдром ТРО.
Семантическая афазия.
Возникает при поражении зоны ТРО (поля 37, 39), заднего ассоциативного комплекса. Название «семантическая афазия» А. Р. Лурия считал неудачным, так как при этой афазии распадается не вся речевая семантика, а лишь строго определенные семантические категории.
Центральный речевой дефект – выпадение квазипространственного фактора. Эта форма афазии описана в книге «История одного ранения» (афазия Засецкого). Нарушение этого фактора вызывает 2 центральных речевых симптома: 1. Нарушение понимания логико-грамматических конструкций. 2. Нарушение категориальной отнесенности слова. Страдает понимание логико-грамматических конструкций: предложных (бочка на ящике), сравнительных (Маша старше Пети), орудийных (покажи ручкой карандаш), атрибутивных (собака хозяина – хозяин собаки - приименный родительный падеж), конструкций с подчинительными союзами, сложноподчиненных предложений. Затруднено понимание суффиксов, которые выражают пространственные отношения (пепельница, чернильница). Понимание этих речевых конструкций, которые в большинстве случаев отражают «коммуникацию отношений», а не «коммуникацию событий», основано на сохранном симультанном пространственном анализе и синтезе, на способности одновременно мысленно представить несколько событий и их отношение друг к другу. А.Р.Лурия: «Так, легко схватываядлинную, но грамматически простую фразу: «Отец и мать пошли втеатр, а дома остались старая няня и дети», эти больные не могут ниповторить, ни усвоить столь же длинной, но грамматически сложнойконструкции: «В школу, где училась Дуня, с фабрики пришла работница,чтобы сделать доклад» Обычно не обнаруживается грубого нарушения экспрессивной речи.Больные могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимают простую обращенную речь. Однако всякое усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию, к растерянности.Тщательное обследование выявляет глубокое нарушение смыслового строя речи. Вторым важным симптомом является нарушение категориального значения слова. При семантической афазии слово выпадает из системы грамматических понятий и воспринимается только как носитель непосредственного значения. Непосредственныйобраз, скрывающийся за словом, или его непосредственная предметнаяотнесенность остается сохранным, вся же кроющаяся за словом система связей и отношений оказывается глубоко нарушенной. Нет нарушений собственно письма и чтения как кодирования звучащей речи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 381. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |