Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспрессивная сторона речи (говорение) страдает первично.




АфА Тяжелая степень Умеренная степень
Автоматизированные ряды - +
Дезавтоматизированные ряды - -+ паузы, замедленность, литеральные парафазии
Договаривание пословиц и фраз с жёстким контекстом - +- литеральные парафазии
Называние предметов - +- литеральные парафазии, помогает подсказ артикуляции
Называние действий - +- литеральные парафазии, помогает подсказ артикуляции
Повторная речь - Грубо нарушена. Усредненный гласный или эмбол +- литеральные парафазии, затрудненная и смазанная артикуляция. Нет легкого перебора вариантов как при сенсорной афазии.
Составление предложений по картинкам - -+ Литеральные парафазии, паузы. Грамматическое структурирование сохранно
Составление рассказа - -+Литеральные парафазии, отдельные грамматические ошибки

 

Автоматизированная речь при грубых дефектах невозможна, при умеренных сохранна или с литеральными парафазиями. При легких нарушениях дезавтоматизированная речь значительно хуже. Она всегда с замедлением темпа и литеральными парафазиями.

Называние предметов первично не нарушено. Однако при грубой форме из-за артикуляторных трудностей больные отказываются от называния. Больные помнят слова, но не могут произнести их, т.е. найти соответствующие внутренним звучаниям артикулемы. Если артикуляционная апраксия негрубая, то больные воспроизводят достаточно много слов. Глагольная слабость в принципе не характерна.

Повторная речь страдает всегда. Это один из центральных симптомов. Степень нарушения может быть различной. От полной невозможности повтора, когда больной дает усредненный гласный или эмбол, до повтора слов и даже фраз, но с литеральными парафазиями. Чем сложнее слово, тем больше звуковых замен. Чистого и правильного повторения не будет. Значительные трудности возникают при повторении без зрительной опоры (логопед прикрывает рот экраном).

Дифференциация фонем, включая оппозиционные (которые отличаются от другой фонемы лишь одним акустико-артикуляционным признаком.), первично не нарушена, хотя ошибки нередко присутствуют. Причина их та же, что при понимании речи: недостаточность артикуляционных опор.

Состояние фразовой, в том числе и диалогической, речи зависит от степени грубости артикуляционного дефекта. Часто у больных остается способность произносить слова «да» и «нет». Однако при умеренном дефекте доступно построение фразы, хотя и наблюдаются паузы при подборе слов, литеральные парафазии. Больные употребляют грамматические формы. Т.е. грамматизация сохранна. Однако у этих же больных при составлении текста отдельные грамматические ошибки все же будут. По-видимому, они связаны с вовлеченностью соседних областей (ТРО, висок). Характерны паузы и литеральные парафазии.

Приведем пример М.К.Бурлаковой (1991). Больной с АфА составляет рассказ по серии картинок:

«Да… плохо… очень плохо!... Что же это такое? Как это… сейчас скажу…и, как это называется? па… па… пал… палка. Вот это? Палка. Ну, понятно, вот он так и так… А лужи-то, лужи какие! Ну и достанется ему на орехи, очень уж плохо будет… ведь заболеет он, ну как же все понимаю и не могу сказать… И… давай, давай» (Подскажи) Логопед подсказывает: Бабушка. «Ну правильно, так точно, но не могу сказать и все. Па… бал… пшк… бш… бк… башка… нет… бушка… ба… бу… ш… ка… а… бабушка. Бабушка! Ну конечно! Бшка, ох, опять не могу, помоги» Ба-буш-ка. «Ну теперь все ясно. Ба-буш-ка! Нет, а ты мне все-таки объясни, почему я все не так говорю, слышу, все понимаю, а сказать не могу»

Объем слухоречевой памяти опре­делить невозможно из-за грубости первичного дефекта.

Чтение и письмо нарушены, но в разной степени, в зависимости от тяжести афазии. При всех моторных афазиях страдает связь ФОНЕМА - ГРАФЕМА – АРТИКУЛЕМА – КИНЕМА. У больных с грубой афазией чтение преимущественно глобальное или «про себя». Это означает, что они в состоянии прочитывать идеограммные слова и раскладывать подписи под картинками. Вслух больные затрудняются в прочитывании даже отдельных букв. Однако часто правильно показывают их по названию. В легких случаях доступно аналитическое чтение, но темп его снижен, оно дезавтоматизированное. Наблюдаются литеральные парафазии. Понимание зависит от сложности текста.

Письмо нередко сводится к идеограммному. При негрубой афазии письмо с заменами букв на основании артикуляционного сходства. При списывании может быть феномен «рабского копирования» (стараются воспроизвести все детали текста). Но списывание значительно лучше письма под диктовку. Литеральные параграфии. При попытках письма больные многократно повторяют каждый звук слова, пытаются «привязать» к нему какое-либо упроченное слово («ммм... мама»).

Звукобуквенный анализ состава слова страдает. Больные затрудняются в назывании букв слова, определении их порядка и количества, вставке пропущенных букв.

 

Письмо и чтение

АфА Тяжелая степень Умеренная степень
Двигательные автоматизмы +- +
Списывание фразы   - -+ Пропуски, литеральные параграфии, перестановки букв, рабское копирование
Под диктовку - --+ Простые слова. Литеральные параграфии
Звукобуквенный анализ и синтез слова - -+ Ошибки при назывании букв.
Чтение - только глобальное Чтение медленное, дезавтоматизированное, литеральные парафазии

 

Сделайте сравнение ДА, ЭфА, АфА по таблице.

  ДА ЭфА АфА
Понимание речи      
Повторение      
Артикуляционная сторона речи      
Номинативная речь      
Самостоятельное высказывание      

Коррекционная работа.

 

Растормаживание речи.

Как и при ЭфА растормаживание начинается с использования невербальных способов деятельности. Это вызывает положительную эмоцию, «включенность» в работу. На фоне успешности возникает речевая реакция, которую надо закреплять.

 

Стимулирование произносительной стороны речидостигается:

- путем сопряженного, отраженного и самостоятельного произнесения автоматизированных речевых рядов (порядкового счета, называния дней недели, месяцев по порядку, пения песен со словами; окончания пословиц и фраз с "жестким контекстом")

- моделирование ситуаций, стимулирующих продуцирование непроизвольных возгласов ("ой", "ах", "Боже мой") и коммуникативно значимых слов ("надо", "буду", "не знаю", "нет", "да" и другие).

То есть при растормаживании речи идут от автоматизированной, непроизвольной речи. При этой форме афазии нет тенденции к персеверациям, поэтому опора на автоматизированную речь может быть более свободной.

Специальная работа посвящена реконструкции артикулем.

Используется оптико-тактильный метод. Наблюдают артикуляцию логопеда, работают с зеркалом. М.К. Бурлакова предлагает использовать артикуляционные профили. Дальнейшая автоматизация артикулем в словах очень важна, поскольку происходит воссоздание, закрепление артикуляционной схемы. Автоматизация происходит по той же схеме, что и в детском возрасте. Подбираются слова, в которых звуки занимают разные позиции, слова группируются сериями по слого-ритмической структуре.

Преодоление литеральных парафазии проводится путем подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков. Целесообразно при легких нарушениях использовать слова-квазиомонимы с артикуляционными противопоставлениями. Сначала различаем эти слова, затем произносим. (Ковшиков).

 

Стимуляция ситуативной и бытовой речи.

Упражнения по показу предметов и ответам на вопросы в диалоге.

Составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей к более сложным, включающим объекты с предлогами. Учитывается звуконаполнение фразы, ее частотность.

Составление фраз по вопросам, по опорным словам.

 

Заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

Пересказ текстов с опорой на вопросы.

При легких степенях нарушения используются ответы на вопросы сложноподчиненным предложением; пересказы текстов без опоры на вопросы; подготовка тематических сообщений;речевые импровизации на заданную тему.

Работа над письменной речью.

При тяжелых нарушениях осуществляется стимулирование глобального чтения -  раскладывание подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными), сопряженное чтение. В более легких случаях - заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

При восстановлении письмасначала предлагается написание наиболее привычных слов-идеограмм ("Россия", "мама" и другие). Основная цель - восстановление ассоциативной связи "артикулема – графема". Это достигается путем списывания и написания буквы, соответствующих произнесенным звукам речи, и прочтение этих букв непосредственно после написания. Списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок.

Чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз

Звуко-буквенный анализ состава слова начинается с простых слов с опорой на звуковые и слоговые схемы. Постепеннопроисходит свертывание внешних опор.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 597.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...