Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Импрессивная сторона речи (понимание) страдает первично.




СА Тяжелая степень Умеренная степень
· Диалог не понимает речь, но не поддерживает диалог понимает с трудом, требуются повторы Ответы не всегда адекватны вопросу Артикуляторных нарушений нет
· Понимание инструкций - только простых с подкреплением жестом
· Понимание внеситуативных и парадоксальных вопросов    
· Понимание значения слов, обозначающих предметы - -+
· Понимание значения слов, обозначающих действия - -+
· Понимание фраз, логико-грамматических и предложных конструкций - -+
· Понимание фраз, содержащих пространственные отношения - -
· Понимание сравнительных, инвертированных и временных конструкций - -
· Оценка грамматической нормативности - -

 

Поскольку все формы речи связаны между собой, нарушение понимания речи влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности.

При первичных трудностях понимания собственная речь нарушена значительно. Нарушение слухового контроля за собственной речью приводит к тому, что больные не сразу начинают осознавать свою болезнь. Их речевая продукция богатая, часто избыточная. Они считают, что говорят нормально, а их не понимают. Часто возбуждены.

Больные не демонстрируют поиска позы, медленного перебора вариантов. Они весьма продуктивны. Но речевое высказывание заменяется «словесным салатом» - произносятся какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков.Возникает логорея (обилие речевой продукции) какрезультат «погони за ускользающим звуком», замены одних слов другими,одних звуков другими - вербальные и литеральные парафазии.Замены происходят по акустическим признакам. Для сенсорной афазии более характерны не вербальные, а литеральные парафазии, так как распадается первичный звуковой состав слова, т. е. восприятие тех элементов (звуков), из которых складывается слово.Иногда больные правильно произносят привычные слова.

Речь интонированная, мимика богатая.При негрубых нарушениях имеется витиеватость формулирования мысли, которая в письме носит еще более выраженный характер, чем в устной речи.

Нарушение носит характер парадигматического дефекта – отбора фонологического кода, но не развертывания высказывания. Больные активны в речевом смысле, но не могут наполнить высказывание фонемами.

Пример высказывания больного (рассказ о болезни) (Ахутина Т.В.)

«Было… давно… ехара… не русски место… висни… висни… нужно сделать… делали… так сказать… сказал… неудубливать и недубливать… оберировался оберировался… бум замолетко… сверху бум… эх не надо… сам пошел… пойди… санбату… принес зачем так казать… зачем… как это… как это?»

 

Экспрессивная сторона речи (говорение) страдает вторично.

СА Тяжелая степень Умеренная степень
Автоматизированные ряды -+ -+Литеральные парафазии Артикуляторные нарушения отсутствуют
Дезавтоматизированные ряды - - +литеральные парафазии Артикуляторные нарушения отсутствуют
Договаривание пословиц и фраз с жёстким контекстом - +- литеральные парафазии Артикуляторные нарушения отсутствуют
Называние предметов - +- литеральные парафазии Артикуляторные нарушения отсутствуют
Называние действий - +- литеральные парафазии Артикуляторные нарушения отсутствуют
Повторная речь - +- литеральные парафазииАртикуляторные нарушения отсутствуют
Составление предложений по картинкам - Параграмматизм, вербальные и литеральные парафазии. Артикуляторные нарушения отсутствуют
Составление рассказа - Ответы на вопросы с трудностями, характерными для фразовой речи

Чтение невозможно при грубой степени дефекта. При легкой - чтение вслух лучше, чем про себя. Литеральные парафазии. Неполное понимание. Списывание чаще всего доступно. Письмо под диктовку возможно при негрубых нарушениях, но изоблует литеральными параграфиями. Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа.

Письмо и чтение

СА Тяжелая степень Умеренная степень
Двигательные автоматизмы +- +
Списывание фразы   - -+ Пропуски, литеральные парафазии
Под диктовку - -Письмо цифр м.б. сохранным
Звукобуквенный анализ и синтез слова - -
Чтение - Чтение вслух лучше, чем про себя. Литеральные парафазии Неполное понимание

Коррекционная работа.

 

При грубых формах, логорее, одной из первых задач становится наложение рамок на высказывание. Речевую продукцию больного надо тормозить, стимулировать слуховой контроль.

Работа над импрессивной речью.

Накопление обиходного пассивного словаря:

Соотнесение слова и образа, показ картинок с изображением предметов и действий.

Показ картинок, относящихся к определенным тематическим группам («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.

Задания на подбор предметов по каким-либо признакам (орудийности, отнесенности, классификационным и т.д.)

 

Показ частей тела на картинке и у себя. Логопед сопровождает называние показом, помогает больному.

Выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом; выполнение простых инструкций; улавливание смысловых искажений в деформированных фразах.

Стимуляция фонематического восприятия.

Дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку(дом – лопата, ель – велосипед), затем переходят к словам со сходной слоговой структурой, но далекими звуками (рак – мак, дом – сом, ночь – ноль, ром – рот), и наконец предлагают для различения квазиомонимы (кол – гол, бабочка – папочка, удочка – уточка).

Выделение одинакового первого звука в словах различной длины и ритмической структуры (дом, диван).

Выделение различных звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, (работа, забота, ворота).

Работа над преодолением нарушений в экспрессивной речи.

«Наложение рамок» - составления предложений из заданного количества слов.

Анализ вербальных и литеральных парафазии, допущенных больным.

Устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка:анализграмматических искажений,осмысление логико-грамматических оборотов;подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

Восстановление письменной речи:

Глобальное чтение - раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам.

Ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа.

Вставка пропущенных квазиомонимов в текст. Используется материал, отрабатываемый при устной дифференцировке.

Списывание слов, слогов и букв по памяти.

«Озвученное чтение» букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...