Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Действие химических факторов и «биологический потолок» мозга
Достиг ли человек пределов биологического совершенства? Наверное, утвердительный ответ на этот вопрос был бы большой ошибкой. Вряд ли вообще существуют такие пределы. Основное направление эволюции человека, как мы уже отметили, - развитие и совершенствование его мозга. Именно поэтому одно из главных направлений в генетике человека - изучение процесса наследования умственных способностей. Рассмотренные выше физические факторы поддаются управлению, следовательно, можно говорить о возможности с их помощью целенаправленного повышения «биологического потолка» мозга. Но существуют и другие пути его повышения. Наряду с физическими весьма действенными являются химические факторы (мутагены). Существование мощных химических мутагенов открыли в конце 40-х годов И. А. Рапопорт и Ш. Ауэрбах. Широкую известность приобрели эксперименты американского ученого С. Замменгоффа. Он вводил беременным крысам гормон роста. Но новорожденные крысята не отличались по своим размерам и весу от обыкновенных. Правда, обнаружилось, что их мозг оказывался на 20% богаче нервными клетками. И по результатам дальнейших опытов стало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычные, они гораздо быстрее обучались проходить лабиринт и выполнять другие тесты. Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно усилить путем использования особых химических соединений. Известный психолог В. Леви еще в конце 60-х годов сделал предположение о том, что движение к повышению эффективности функционирования мозга может пойти по этому пути. Он назвал этот путь «путем химической перестройки». В. Леви представлял эту ситуацию так. Методы усиления мозга могут выглядеть до обыденности просто: женщинам, готовящимся стать матерями, будут давать стимуляторы развития мозга плода; особые мозговые стимуляторы будут получать дети, подростки, юноши. Люди, вступающие во вторую половину жизни, будут получать вещества, препятствующие изнашиванию мозга... Кще через некоторое время может быть появится возможность задавать мозгу нужные свойства, воздействуя особым образом прямо на генетический код половых клеток. Так может появиться поколение, умственное превосходство которого будет сказываться уже с первых дней жизни. Специальная разработка этих идей продолжает осуществлять-ся. Но их внедрение в массовую практику пока не находит поддержки. Возможно прогноз, сделанный В. Леви, - дело будущего. Пока все, что связано со специальными химическими воздействиями на организм, и в особенности на мозг человека, пугает и обывателя, и ученого. И это не удивительно. По данным экологоов, средний американец за свою жизнь подвергается действию60 тысяч химических соединений, загрязняющих пищу и окружающую среду. Влияние большинства из них не изучено. Биологические факторы Вирусы и бактерии, так же как физические и химические факторы, способны вызвать изменения на уровне генотипа - мутации. Но 0 них обычно принято говорить «со знаком минус», так как в исследованиях последнего времени доказано, что целый ряд вирусов, Кроме факторов, описанных выше, существует и множество других. Рассмотрим некоторые из них. Возраст родителей 5) Одаренные дети рождаются и у молодых, и у пожилых родителей. Специалисты в области генетики утверждают, что возраст матери не безразличен для состояния нервной системы новорожденных. Чем старше мать, тем чаще встречаются отклонения от нормы - аномалии. 6) Если частоту врожденных нервных аномалий у детей, рожденных молодыми мамами (15-19 лет), принять за единицу, то при повышении возраста до 31—35 лет частота этих аномалий увеличивается в 4,3 раза. Если же возраст мамы в момент рождения ребенка составляет 41-45 лет, то и количество этих аномалий увеличивается более чем в 100 раз!Например, одна из причин тяжелого наследственного заболевания, проявляющегося в отставании умственного развития ребенка и называемого «синдром Дауна», - возраст матери. У женщин-рожениц в возрасте 15-19 лет частота появления новорожденных с «синдромом Дауна» крайне мала (на 1000 детей не более 1 случая). У женщин старше 40, по тем же данным, таких детей Но аномалии, вызванные этим фактором («возраст матери»), предполагают отклонения как в одну, так и в другую сторону. У этих женщин чаще должны рождаться не только «умственно отсталые», но и одаренные дети. Это обстоятельство частично подтверждают биографические данные выдающихся людей. Среди них были дети, рожденные «пожилыми матерями» (Наполеон, Д. И. Менделеев и др.). Одаренность может быть результатом отсутствия генетически обусловленных патологий, а также отчасти генетически обусловленной надежности действия всех, или по крайней мере большинства систем организма. Примечательно, что многие ученые, проводившие специальные долговременные исследования (Н. С. Лей-тес, Л. Термен и др.), подчеркивали, что одаренных детей часто отличают от сверстников не только выдающиеся умственные способности, но и хорошее состояние здоровья вообще. Несколько иные данные получены при изучении влияния возраста отца. Согласно гипотезе, громко именующей себя «дуальной теорией саморазвития генотипа», индивидуальный опыт, накапливаясь, фиксируется в генотипе и передается потомству через мужчин. В основе этой идеи сведения, полученные в результате изучения биографий великих людей. Более 90% гениев, как следует из их биографий, были рождены пожилыми отцами (около 40 лет и старше). 7) Однако психогенетические исследования не подтверждают этой точки зрения. Специалисты чаще высказываются в пользу того, что возраст отца, в отличие от возраста матери, скорее следует считать нейтральным фактором по отношению к проявлению одаренности в потомстве. А выявленная в биографиях закономерность рождения выдающихся людей от пожилых отцов легко может быть объяснена действием средовых факторов. Одаренный ребенок, родившийся у умудренного опытом, достигшего успехов в собственной творческой, профессиональной деятельности отца, как правило, попадал (попадает) в наиболее благоприятную для собственного развития микросреду. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |