Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 7: Естественно-научный подход к проблеме одаренности
Вопросы: 1.Индивидуально-типические различия в своеобразии одаренности». Художественный» и «мыслительный» типы. 2.Своеобразие интеллекта, связанное с типом нервной системы 3.Генотип. Среда. 4.Физические факторы. 5.Химические факторы и биологический потолок мозга.
Литература: Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 2007. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2000. Матюшкин A.M. Загадки одаренности. - М., 2003. Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. -М., 2005. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. -М., 2005. Обухова Л.Ф., Чурбанова С. М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М., 2005. Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.,2001. Одаренный ребенок / Под ред. О.М.Дьяченко. -М., 2007. 1.Индивидуальное своеобразие каждого ребенка, разумеется, не исключает наличия у него определенных типических черт, общих для большого числа детей. Некоторые из типических свойств, проявляющиеся в течение длительного времени, могут быть природно обусловлены и устойчиво характеризовать растущего человека. Сказанное означает, что существуют не только возрастные и собственно индивидуальные, но и типические предпосылки развития интеллекта. К числу таких предпосылок относятся, в частности, свойства типа высшей нервной деятельности (так называемые «общие» типы и «специально человеческие», по Павлову), которые входят в состав природных задатков, т. е. являются внутренними условиями развития индивидуальности. Они определенным образом обусловливают умственную работоспособность и избирательность умственной активности. От них может зависеть своеобразие развивающихся способностей. К числу индивидуально-типических различий могут быть отнесены и некоторые черты эмоционально-нравственной сферы. В психологической литературе издавна отмечались различия, связанные с преобладанием у одних людей словесно-логических моментов, у других образных. Этим различиям обычно отводилось определенное место в курсах психологии при освещении вопроса об индивидуальных особенностях памяти. Но несомненно, что такого рода различия накладывают отпечаток на всю умственную деятельность. ЕщёБине писал о том, что существует два очень разных типа школьников: одни обнаруживают способности главным образом к теоретическим, словесным курсам — это тип вербальный, другие (среди них плохо успевающие ученики) нередко обнаруживают способности к различным ремеслам, обладают ловкостью рук и особой остротой восприятия внешнего мира— это тип чувственный . Среди одаренных людей ораторы, писатели, ученые оказываются на одном полюсе, художники, скульпторы, музыканты — на другом; первые имеют талант к слову, к теоретическим, абстрактным идеям, вторые живут непосредственно воспринимаемым внешним миром, для них главное руки и органы чувств. В 50-е годы интерес отечественных психологов к такой типологии сильно возрос в связи с общим повышением интереса к научному наследию И. П. Павлова, высказавшего в свое время идею о «художественном» и «мыслительном» типах людей. Вопрос о качественно различных вариантах умственной деятельности, обусловленных относительной ролью отвлеченных и обобщающих элементов мышления, с одной стороны, и чувственно-конкретных элементов мышления — с другой, оказался включенным в новый научный контекст. Согласно И. Павлову, у человека имеются две «сигнальные системы действительности». Первая сигнальная система —это все внешние воздействия, кроме слов; вторая сигнальная система — речь, язык. Посредством сигнальных систем человеческий мозг отражает окружающий мир. При этом к первой сигнальной системе относятся ощущения, восприятия, представления; ко второй — отражение действительности в понятиях, которые воплощены в словах. Обе сигнальные системы взаимопроникают, находятся в непрестанном взаимодействии. Существуют характерные различия в умственной деятельности, обусловленные соотношением сигнальных систем. Рассматривая с этой точки зрения особенности одаренных людей, И. Павлов выделил два противоположных типа и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы - «художественный» тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы - «мыслительный» и с уравновешенностью сигнальных систем — «средний» тип. В дальнейшем значение такого рода различий между людьми получило подтверждение и объяснение в новых научных данных о различии функций левого и правого полушарий головного мозга, о возможном доминировании одного из полушарии. Установлено, что два полушария не просто дублеры они выполняют разные функции, дополняя друг друга. Мозг работает как единое целое, но одно из полушарий может быть относительно главенствующим. От «правополушарности» (преобладание первой сигнальной системы) или «левополушарности» (преобладание второй сигнальной системы) во многом зависит соотношение образно-эмоционального и понятийного в психике. Представителей «художественного» (правополушарного) типа отличают сила, непосредственность, целостность впечатлении, яркость и подвижность воображения, эмоциональность; представителей«мыслительного» (левополушарного) типа — склонность к анализу, к систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению; многие люди относятся к промежуточному, «среднему» типу. Такого рода различия определенным образом характеризуют своеобразие одаренности. Дети, судя по всему, во многих отношениях близки к «художественному» (правополушарному) тину. Нет точных данных относительно того, в каком возрасте впервые может быть обнаружена. принадлежность к «мыслительному» типу. Но среди подростков различия между крайними представителями того и другого типа уже могут выступить вполне отчетливо. Известно, что дети с ярко выраженной художественной одаренностью (к музыке, рисованию, танцам) обучаются в специальных учебных заведениях. В условиях общеобразовательной школы основной для всех учеников является собственно умственная, познавательная деятельность. Естественно, что типологические различия между учащимися выступают здесь прежде всего в умственном отношении: принадлежность к «мыслительному» или «художественному» типу обусловливает не величину, не уровень одаренности, а лишь определенное своеобразие ума. 2.В основе различий в нервной деятельности, согласно И.II. Павлову, лежат свойства основных нервных процессов (возбуждения и торможения), а именно: сила основных нервных процессов, уравновешенность между ними и подвижность (скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим). То или иное сочетание указанных свойств и составляет тип нервной системы или, что то же самое,тип нервной деятельности. Сила нервных процессов — основной показатель типа, имеющий наибольшее жизненное значение. От силы возбудительного и тормозного процессов зависит работоспособность клеток коры, их выносливость. Велика роль уравновешенности между силой возбуждения и силой торможения: известно, что нередко тормозной процесс отстает по силе от возбудительного, степень уравновешенности между ними бываез различной. Важное значение имеет и третий признак типа подвижность нервных процессов: нервные процессы должны «поспевать» за происходящими изменениями. Накопленные экспериментальные данные позволили выделить в многообразии нервных систем несколько типов, «наиболее резких, бросающихся в глаза» (выражение И.II. Павлова): сильный уравновешенный быстрый тип, сильный уравновешенный медленный, сильный неуравновешенный и наконец, слабый тип. Эти тины, названные основными, соответствуют, по И.П. Павлову, темпераментам людей. Понимание темперамента как проявления типа нервной системы в поведении и деятельности человека получило широкое признание. Считается, что основные типы соответствуют четырем издавна известным чипам темперамента. Разумеется, не всех людей можно распределить по четырем темпераментам: лишь немногие являются «чистыми» представителями какого-нибудь из этих типов; у большинства можно наблюдать те или иные отклонения от указанных вариантов. Известно, что темперамент является одной из важных предпосылок развития некоторых черт характера. Но значение свойств темперамента (и соответственно свойств нервной системы) не сводится только к этой стороне индивидуально-психологических различий. Свойства типа нервной деятельности относятся также и к предпосылкам развития способностей. Выяснение черт типа нервной деятельности путем наблюдений в естественных условиях представляет большие трудности. Еще далеко не полностью известны те психологические особенности, которые являются выражением отдельных типологических свойств или типа в целом. Лишь зная условия жизни ученика и окружающие влияния, сопоставляя данные о сто поведении в разных обстоятельствах, можно выделить (отличить от случайной манеры поведения) те его особенности, в которых действительно обнаруживаются наиболее устойчивые, коренные черты типа нервной деятельности. Необходимо иметь в виду, что весь облик поведения в огромной степени зависит от жизненного воспитания в широком смысле этих слов. Между «картиной поведения» и типологическими свойствами нервной системы нет прямой, однозначной зависимости. Здесь возможны случаи расхождения, несоответствия. Вместе с тем следует учитывать и другое. Своеобразие типа может быть ослаблено, сделано менее заметным, по особенности поведения, выражающие именно данный тип нервной деятельности, все же могут быть обнаружены путем достаточно длительных и разносторонних наблюдений. Как ни велика маскирующая роль выработанных форм реагирования, свойства типа нервной деятельности - сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов - «просвечивают» в многочисленных проявлениях индивида. 3.Во всех современных психолого-педагогических концепциях признается зависимость психики человека и от генотипических, и от средовых факторов, однако разброс мнений был и остается очень велик: от предельной минимизации генотипического воздействия до его почти полной абсолютизации. Поэтому до сих пор такое явление, как детская одаренность, сторонники первой точки зрения склонны вообще не замечать, приписывая наличие ранних высоких достижений исключительно средовому влиянию; среди вторых до сих пор встречаются сторонники представлений о фатальной предопределенности как темпа созревания, так и конечных результатов развития. Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Исследователи с давних пор пытались количественно определить, какова доля наследственных (генотипических) факторов и каков вклад факторов средовых в развитие умственных способностей. То есть насколько выдающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а насколько - от внешнего окружения и воспитания. Этот вопрос традиционно относится к числу фундаментальных в педагогике. В зависимости от того, как мы отвечаем на него, определяется вся система наших педагогических мер. В отечественной психологической и педагогической литературе и в обыденном сознании в течение многих десятилетий утверждалась в качестве неоспоримой истины мысль о том, что «все здоровые дети одарены одинаково», что «вундеркиндов» и «бесталанных» создает окружение, или «среда». Все это естественное продолжение «войны» с генетикой. И несмотря на ее формальное окончание, эти идеи пустили глубокие корни в общественном сознании и продолжают оказывать существенное влияние на педагогику. В настоящее время специалистами в области генетики и психогенетики открыто много интересных фактов, выявлены любопытные закономерности, позволяющие диагностировать и прогнозировать развитие живых организмов, в том числе человека, основываясь на знании генотипических особенностей. Эти знания проливают свет и на представления о характере зависимости уровня развития умственных способностей человека от его генотипических особенностей. Естественно, что изучение этих проблем выходит за рамки и психологии, и педагогики. Но все же попробуем рассмотреть некоторые факты и закономерности, которые интересны сами по себе и могут быть полезны в педагогических целях. Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим два специальных термина: «генотип» и «среда». 1) Генотип. Термин «генотип» образован от двух греческих слов: genos- происхождение и tipos- форма, образец. Генотипом называют генетическую конституцию, совокупность генов, полученную от родителей. Иначе говоря, генотип - это информация, записанная в известных всем по курсу школьной биологии молекулах ДНК. 2) Среда. Под термином «среда» в педагогической и психологической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Этот комплекс можно условно поделить на «макросреду» и «микросреду». К факторам «макросреды» обычно относят такие глобальные средства воздействия, как «особенности национальной культуры», «специфику социально-политического устройства общества», «географическую среду» (климат, особенности рельефа местности и др.). К факторам «микросреды» следует отнести все то, с чем ребенок вступает в непосредственный контакт: «семья», «школа», «сверстники» (друзья) -одним словом, ближайшее окружение. Эти факторы относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности. 3) В советской психолого-педагогической науке было принято выделять и ставить на один уровень с «генотипом» и «средой» третий фактор - воспитание. И даже более того, ему присваивали роль ведущего. По мнению сторонников этой точки зрения, именно воспитание, а не какие-то непонятные генотипические особенности или неуправляемые средовые факторы, обеспечивают развитие личности. Только воспитание как целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое специально подготовленными для этого людьми, способно сформировать личность в соответствии с определенными идеологическими постулатами. Очевидно, что корни такого подхода - в идеологии тоталитарного государства. Строго говоря, воспитание - часть среды и рассматривается в мировой психолого-педагогической науке именно в этом аспекте. С развитием генетики, педагогики и психологии все дальше отступают «умозрительные теории». Каждое новое открытие позволяет тоньше различить во многих внешних проявлениях человеческой активности степень влияния и «средовых», и «генотипических» факторов. Экспериментальные исследования генотипических и средовых детерминант в вариативности интеллектуальных функций, креативности, когнитивных функций ведутся с начала XX в. в рамках «психогенетики» - науки, родившейся на стыке генетики и психологии. Одним из основных методов исследования в психогенетике являются предложенные еще Ф. Гальтоном методы изучения родственников (детей и родителей, братьев и сестер). Одним из самых популярных и наиболее надежных является «близнецовый метод». По результатам психогенетических исследований (20-30-х годов) генотипические факторы рассматривались как доминирующие. На их долю отводилось в среднем 80% и более (Н. Ньюман, А. Джонсон, Д. Шилдс, Н. Джойс-Нельсен и др.), уровень развития интеллекта (определенный по системе IQ) на 80% зависит от генотипа и только на 20% от средового влияния. Позднее, в 80-х годах, представления об этом соотношении несколько изменились. Доля генотипа, по данным экспериментальных исследований, колеблется в интервале от 70% до 65% (Р. Уильсон, Д. Де-Фрес, Д. Горн, С. Скарр и др.), т. е. генотипические факторы по-прежнему рассматриваются как доминирующие, однако представления о роли среды изменились в сторону ее увеличения. Это в значительной мере связано с более глубокой проработкой самих понятий «генотип» и «среда». Заслуживает внимания следующий факт: если для первых исследователей в области психогенетики среда - это просто не генотип, то в последующих работах определение среды значительно дифференцируется. Вводятся понятия «межличностная среда», «внутрисемейная среда», и даже более детально - «близнецовая среда», «материнский эффект», «ассортативность» и т. д. Это дало возможность углубить экспериментальные исследования и сделать ряд очень важных, прежде всего с точки зрения педагогики, выводов. Например, о том, что средовая вариативность показателей интеллекта связана преимущественно с вариативностью внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя, культурная среда выступает скорее как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие. Иначе говоря, на развитие умственных способностей ребенка наибольшее влияние из всех средовых факторов оказывает «внутрисемейная среда»: домашняя обстановка в целом, включая и предметно-пространственное окружение, характер отношений с родителями, братьями и сестрами. Особый интерес с точки зрения рассматриваемой проблемы представляет экспериментальное исследование Л.Уиллерман, описанное в аналитическом обзоре И. В. Равич-Щербо. В исследовании участвовали испытуемые, резко различающиеся по уровню интеллекта. Были обследованы две группы приемных детей: дети, у которых IQ их биологических матерей превышал 120 баллов (обычно квалифицируется как верхний предел нормы); дети, IQ биологических матерей которых был ниже 95 баллов (т. е. нижний порог нормы). В первой группе у 44% детей IQ был выше 120, и не оказалось ни одного ребенка с уровнем интеллекта ниже нормы (95 баллов). Во второй группе у большинства детей показатель интеллекта оказался ниже 95, и не нашлось ни одного ребенка, IQ которого превысил бы 120 баллов. Эти данные красноречиво свидетельствуют о влиянии генетических предпосылок на различия в интеллекте у детей, живущих примерно в равных условиях. Данные приведенных исследований не следует рассматривать как окончательные результаты изучения генотипических и средовых детерминант межиндивидуальных различий. Связано это с недостаточной проработанностью понятия «интеллект» на концептуальном уровне, а также неточностями при его диагностике. Иные результаты получены при исследовании зависимости от генотипа специальных способностей. Большая часть исследователей также на основе экспериментальных данных делают вывод о том, что специальные способности менее зависимы от генотипа и в большей мере определяются влияниями среды. Доля генотипи-ческой обусловленности специальных способностей, по данным большинства исследований последнего времени, колеблется в интервале 40-50%. Подчеркнем, что это явно расходится с обыденными представлениями, оказывающими большое влияние на педагогику. Так, например, принято считать, что музыкальные, пластические (способности к изобразительному искусству), математические и другие специальные способности - это то, что дается природой («от Бога»). Нельзя не отметить, что рассуждения о наследуемости интеллекта, креативности в целом и тем более специальных способностей имеют слишком общий характер. Вполне естественно было бы предположить, что разные составляющие и интеллекта, и креативности и, конечно же, разные специальные способности наследуются по-разному. Эти предположения нашли подтверждение в специальных исследованиях. Например, специалисты в области генетики Ф. Айала и Дж. Кай-гер, пользуясь близнецовым методом и обобщив сведения многих исследователей, приводят данные о степени зависимости ряда различных признаков от наследственных факторов Подробно эта проблема рассмотрена в книге В. Н. Дружинина «Психология общих способностей». Обобщая результаты многих исследований, проведенных разными учеными, он делает следующие, весьма любопытные, выводы: «Роль генотипа в детерминации вариации способностей больше, чем роль среды, если: 1) способность является общей, а не специальной; 2) способность тесно связана с общим интеллектом; 3) способность не определяет непосредственное моторно-перцептивное взаимодействие со средой; 4) способность является специфически человеческой, видовым признаком "Homosapiens"». Подводя итоги этому краткому анализу, мы можем сделать вывод о том, что генотипические факторы, по результатам экспериментальных исследований последнего времени, считаются ведущими. Представление об их доминировании над факторами среды заслуживает доверия и внимания уже потому, что это результаты объективных экспериментальных исследований, проведенных разными людьми, в разных странах, в разное время (при этом получены сходные данные). Но, рассматривая проблему генотипической и средовой детерминации развития психики человека, мы должны отметить два принципиально важных момента (они выделены исследователями И. В. Равич-Щербо и М. С. Егоровой). Большинство методов психогенетики позволяет получить данные не о наследуемости той или иной изучаемой характеристики, о роли наследственности в формировании ее межиндивидуальных различий. Само по себе признание факта генотипической обусловленности вариативности когнитивных функций вообще и интеллекта в частности не означает признания невозможности их развития под влиянием средовых факторов. В психогенетических исследованиях прослеживается любопытная закономерность - по мере развития генетики все больше внешних проявлений человеческой психики находят свои корни в генотипических особенностях. Чем больше специалисты изучают генетику, тем больше обнаруживают связей между генотипическими особенностями и особенностями поведения, деятельности, уровнем развития человека в целом. Так, например, раньше считалось, что алкоголизм - результат нравственной распущенности, безответственности, итог неправильного воспитания и неблагоприятных внешних обстоятельств. Господствовало представление о том, что алкоголизм приобретается исключительно в течение жизни. Сейчас экспериментально доказано, что в основе его кроме негативных средовых воздействий еще и генотипическая предрасположенность. Выявлены также гены, отвечающие за инстинкт материнства, гены, определяющие половую ориентацию, и многие другие. Поиску гена гениальности были посвящены специальные исследования известного советского генетика Владимира Эфроимсона. Однако ген гениальности им найден не был. Основываясь на собственных экспериментах, В. Эфроимсон утверждал, что даже такие качества личности, как альтруизм и гуманизм, имеют в основе своей определенные генотипические предпосылки. И вот совсем недавно достоянием общественности стала информация о том, что в специальных экспериментах у мышей ген гениальности обнаружен! Одним из первых эту проблему изучал Ф. Гальтон, утверждавший, что гениальный человек есть продукт гениального рода. Ноэто утверждение, как свидетельствуют современные исследования в области психогенетики, справедливо лишь частично. Наследование признаков не имеет прямого характера. Иначе говоря, оно опосредовано многими факторами. Какие факторы способны повлиять на генотип таким образом, чтобы его программа была изменена? От чего это может зависеть? Эти вопросы - предмет специальных исследований генетиков и ученых разных специальностей. Одаренность, в особенности ярко выраженная, может быть результатом «ошибки природы» при делении клетки и репликации генетического материала. «Именно ошибкам - отклонениям от генетической программы развития, которые происходят всегда и на всех уровнях жизни, обязан прогресс организмов, видов, родов, семейств, - считают специалисты в области генетики Н. Д. Тарасенко и Г. Н. Лушанова. Некоторые отклонения от нормы как бы сообщают данному организму дополнительные возможности, а значит, и некоторые преимущества перед другими организмами». Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа специалисты в области генетики называют мутациями. Факторы, вызывающие мутации, называются мутагенами. Выделяют обычно мутагены трех категорий: физические (радиация, электромагнитное излучение, давление, температура и т. д.);химические;биологические (бактерии и вирусы). Физические факторы Интересные факты, свидетельствующие о влиянии солнечной радиации, атмосферного давления и других физических явлений на рождение выдающихся людей, обнаружил русский ученый Е. С. Виноградов (1989). Рассмотрим некоторые из полученных им данных. Радиостимуляциязадатков. О губительном действии радиации на организм человека написано много книг и статей - научных, популярных, художественных. Но всегда ли радиация - враг? Оказывается, что в особые, ключевые, переломные, моменты развития (зачатие, рождение, половое созревание и др.) организма определенное повышение радиационного фона оказывает весьма положительное действие. Воздействию разнообразных ионизирующих излучений человек, как и все живое на Земле, подвергается постоянно. Это излучение и образует так называемый естественный радиационный фон. Складывается этот фон из двух основных составляющих: космической радиации (космические лучи) и изотопного излучения (гамма-излучения радиоактивных элементов, рассеянных в окружающей среде). Способность ионизирующих излучений вызывать мутации генов (мутагенный эффект) была обнаружена Г. А. Надсоном и Г. С. Филипповым (1925). Позже в исследованиях Г.Т.Меллера, Н.В.Тимофеева-Ресовского, М.Демереца, К.Штерна, Дж.Ли, М.Дельбрюка и многих других было выявлено, что биологическое действие ионизирующих излучений зависит от их интенсивности. Слишком малая и слишком большая интенсивность отрицательно влияют на развитие живых организмов; при умеренно превышающих фоновую уровнях ионизирующей радиации живые существа развиваются ускоренно и их жизнестойкость повышается. Повторим, что применительно к человеку наиболее сильное положительное действие стимулирующее облучение оказывает тогда, когда оно приурочено к ключевым моментам жизни организма: зачатию, рождению, половому созреванию. В эти моменты развития происходит больше всего «включений» и «переключений» генетических программ. В ходе эмпирических исследований живых организмов было выявлено, что особенно усиливается главное качество организма -то, на выработку которого была направлена его эволюция. И поскольку главным направлением эволюции человека можно считать совершенствование его мозга, то, следовательно, можно предположить, что оптимальное облучение, в особенности в отмеченные выше периоды жизни, должно приводить к улучшению умственных задатков. Это гипотетическое утверждение именуется «лучевой гипотезой». Она, как все гипотезы, не бесспорна. Поэтому рассмотрим факты, ее подтверждающие. «Кислородный эффект». Специалисты по радиобиологии утверждают, что биологическое действие ионизирующей радиации усиливается с повышением концентрации кислорода в организме. Этот принцип лег в основу открытого южноафриканскими врачами и используемого в настоящее время в разных странах метода ранней стимуляции умственных способностей детей. В ходе наблюдений было замечено, что у женщин, получавших во время беременности кислород, рождались дети, заметно опережавшие сверстников по уровню и темпам умственного развития. И наоборот, проявление гипоксии в этот период у женщин приводило к прямо противоположному результату. Следует учитывать, что содержание кислорода в организме увеличивается с ростом атмосферного давления. Одиннадцатилетний солнечный цикл и рождаемость одаренных людей. Е. С. Виноградовым проведено необычное и очень любопытное исследование зависимости рождения выдающихся людей (гениев) от всплесков космической радиации, порождаемой солнечными вспышками и широкими атмосферными ливнями частиц. В годы «умеренного солнца» одаренных людей рождается на 10% больше, чем в годы «пассивного» и «активного» солнца. Одиннадцатилетний солнечный цикл характеризуется сильными колебаниями относительного числа солнечных пятен (чисел Вольфа). По среднегодичным числам Вольфа были выделены годы пассивного, умеренного и активного солнца за период 1700 -1976 гг. Затем были рассмотрены биографические данные (даты рождения): 1603 биологов; 1135 физиков; 1298 математиков и механиков; 3774 литераторов и 929 особо выдающихся людей всех специальностей. В результате была выявлена четкая зависимость рождения выдающихся людей от мощных вспышек на Солнце, в результате которых выбрасываются потоки заряженных частиц, в основном протонов. Время от времени на Солнце происходят мощные вспышки. При попадании Земли в струю потоков ее геомагнитное поле сильно возмущается, а радиационный фон в результате возрастает на 100-1000%. Длятся эти явления от нескольких минут до часов («магнитная буря» на языке специалистов - «солнечные протонные события»). Происходят они преимущественно в годы «умеренного солнца». Именно они, согласно «лучевой гипотезе», содействуют повышению числа рождаемости одаренных детей. Особенность дня рождения. Нейронные микросети появляются в мозгу ребенка в самом конце его внутриутробного развития. Поэтому естественно ожидать, что наиболее сильное влияние на задатки умственных способностей человека солнечная активность окажет в день его рождения (либо близко к этому дню). С целью проверки этого предположения были сопоставлены дни рождения одаренных людей и основной индикатор солнечной активности -колебания земного магнетизма (значения индекса геомагнитной возмущенности известны на каждый день, начиная с 1884 г.). В исследовании анализировались дни рождения: 705 физиков; 876 биологов и 264 особо выдающихся деятелей, рожденных после 1884 г. В результате было выявлено, что для формирования хороших умственных задатков человека важна благоприятная солнечная активность именно в день рождения (либо очень близко по времени к этому дню). Особый интерес вызывает то, что в данном исследовании была выявлена зависимость склонностей человека от характера солнечной активности в день его рождения. Сезонность в рождаемости одаренных людей. Исследование распределения по месяцам рождения 17102 одаренных людей, проведенноеЕ.С.Виноградовым, показало, что среди людей, рождающихся зимой, процент одаренных больше, чем среди людей, рождающихся летом, причем для особо одаренных этот процент кыше, чем для просто одаренных. 4) Теоретически сезонная неравномерность рождаемости одаренных людей может быть объяснена и действием других причин, например календарных социальных факторов (обычаи, традиции, религиозные обряды и др.). Например, известна давняя крестьянская традиция играть свадьбы осенью, после уборки урожая. Известны периоды постов, соблюдаемых в разных религиях, в период которых зачатие было маловероятно. Однако Е. С. Виноградов, настаивая на «лучевой гипотезе», подкрепляет свое утверждение тем, что, например, вес новорожденных меняется в течение года так же, как и рождаемость одаренных: максимум в январе-марте и минимум в июне-августе. И самое удивительное: такой же закономерности подвержена и смертность одаренных людей. Это дает право предполагать, что все эти явления зависят от общих причин. И если первые два можно объяснить действием социальных и календарных факторов, то более высокую смертность зимой особо одаренных людей таким образом не объяснить. «Широтный эффект». Иначе - соотношение числа одаренных людей, рожденных зимой, для территорий, более удаленных от экватора, выше, чем для менее удаленных. Зимой скачки атмосферного давления бывают более резкими и случаются чаще, чем летом, потому что зимний контраст температур между умеренными широтами и экватором значительно больше летнего. Соответственно, в низких широтах годовой ход перепада давления более плавный, чем в высоких широтах. Пятидесятивосьмилетний солнечный цикл и рождаемость одаренных людей. Обнаруженный астрономами 58-летний солнечный цикл оказывает влияние и на рождаемость одаренных людей. Максимумы рождаемости талантов приходятся на минимумы солнечной активности, и наоборот. В годы длительных понижений солнечной активности пятна располагаются ближе к экватору Солнца, и вероятность попадания Земли в струю потока заряженных частиц возрастает. Астрономами выявлена закономерность: в эпохи длительно пониженной активности Солнца в обществе возникают и развиваются многие прогрессивные явления, и наоборот, эпохи длительно повышенной активности Солнца - это время застоя в общественном развитии и упадка культуры. «Сверхновые» и одаренность. На 1010 г. приходится один из пиков рождаемости одаренных людей. Он близок к вспышке сверхновой звезды, наблюдавшейся в 1006 г. Это самая яркая из семи известных за последнее тысячелетие «сверхновых». Несовпадение дат объясняется тем, что момент наблюдения вспышки (1006) соответствует приходу к Земле порожденных взрывом звезды фотонов, а момент «пика рождения одаренных» (1010) - приходу массивных частиц, скорее всего протонов, скорость которых меньше. Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фоновой радиации и развивается до нормы. При этом небольшая часть особей рождается либо при повышенном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. Соответственно, первые («передовики») как бы более продвинуты по пути эволюции, считает Е. С. Виноградов, а у вторых («отстающие») более выражены старые черты, вплоть до атавизмов. Иначе, «передовики» - это гении, а «отстающие» - дебилы. Этот краткий обзор позволяет увидеть воздействие лишь незначительной части внешних физических факторов на генотип, а через него и на результат развития. Но если мы говорим, например, что уровень фоновой радиации и уровень умственных способностей новорожденного связаны между собой, то как определить, к какому из двух факторов следует отнести вызванные изменения - к генотипическим или к средовым влияниям? Этот вопрос позволяет понять, что границы между генотипом и средой теоретически существуют, но реально сказать, где кончается действие генотипа и начинается действие среды практически невозможно. В последние годы биологи и врачи все больше говорят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешательства в генотип. Это вызывает возражение и даже возмущение борцов за «ортодоксальную нравственность», но развитие науки остановить невозможно. А нравственные нормы не остаются неизменными. Все это позволяет предположить, что пугающие большинство из нас опыты в области генной инженерии однажды станут нормальным, привычным явлением. И никого уже в недалеком будущем не будет пугать даже клонирование человека.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |