Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Роль ТНК в мировой экономике




 Конкурентные преимущества транснациональных корпораций (ТНК)

 

Транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах и относительно независимые от национальной экономики. В число ТНК входит 80-90% крупнейших корпораций развитых капиталистических стран. Степень интернационализации этих фирм очень велика . Причем, около трети товаров не только продавалось за границей, но и производилась там же – на зарубежных филиалах ТНК.

Широкое распространение ТНК является крупнейшим качественным изменением состава фирм экономики в послевоенный период. Распространение ТНК стало столь широким, благодаря тому, что их конкурентная стратегия оказалась исключительно эффективной.

Конкурентные преимущества ТНК, их успех базируются на том, что на разных уровнях они решают проблемы, встающие перед фирмами, придерживаясь двух типов конкурентных стратегий:

1) на уровне всего концерна как единой организации – стратегии виолента (крупносерийной фирмы со стандартной продукцией);

2) на уровне дочерних обществ за рубежом – эксплерентной стратегии (пионерской фирмы), причем с меньшим риском по сравнению с независимой пионерской фирмой.

ТНК как виолент стабилизирует свое положение на рынке благодаря большому объему продаж, делающему эффективным использование ее крупных производственных мощностей. Стремление к поддержанию устойчивости служит источником постепенной эволюции фирмы. Повышение устойчивости обеспечивается диверсификацией (проникновением в другие отрасли); при этом может снижаться гибкость и увеличиваться бюрократизация.

Рост степени диверсификации и утрата динамичности развития идут параллельно, усиливают друг друга. Проникновение во все новые отрасли не безобидно для самой компании. Нельзя быть лидером в производстве всех товаров. Диверсифицируясь, корпорации на новых рынках будут занимать невыгодные позиции, что ведет к замедлению роста.

Транснационализация избавляет виолента от необходимости делать выбор между стабильным и динамичным развитием. Риск снижается за счет распределения деловой активности между рынками разных стран. Сохранение четкого производственного профиля способствует концентрации усилий и более быстрому росту.

ТНК как эксплерент проявляет себя в деятельности дочерних фирм ТНК за границей. Ситуация, способствующая возникновению эксплерента – богатые возможности роста (прорывная инновация) и сложный путь их реализации – налицо. Повышенный риск – неотъемлемая черта капиталовложений в других странах. По разным оценкам от 1/3 до половины всех проектов создания дочерних обществ за рубежом оканчивается неудачей. И все же, филиалы ТНК по сравнению с обычными эксплерентами находятся в более выгодном положении. Поддержка материнских предприятий является страховкой, которой нет у эксплерентов и к которой можно обратиться в критических обстоятельствах. Зато огромные перспективы роста в случае успеха распространяются на все филиалы ТНК. Разработанные материнской компанией товары и приемы их производства дают филиалу преимущество по сравнению с местными фирмами:

1. Для зарубежного рынка стандартный товар ТНК часто является инновацией, нередко прорывной. На родине ТНК наиболее успешные товары имеют конкурентов, а за границей они являются новинкой. Сегмент рынка здесь свободен и допускает быстрый рост продаж.

2. Сочетание зарубежной технологии и местных условий производства (например, низких издержек) способно придать товару новое качество, которым не обладал исходный образец.

Опираясь на преимущества, дочерние филиалы иностранных ТНК на этапе освоения зарубежного рынка добиваются больших успехов. То, что ТНК создают за границей все больше филиалов – общеизвестно, но опережающие темпы роста дочерних обществ по сравнению с местными фирмами – это свидетельство взрывного освоения ими иностранного рынка.

 

ТНК и конкурентоспособность экономики.

 

Конкурентоспособность ТНК достаточно велика. Более сложным является влияние ТНК на конкурентоспособность всей страны. Потенциальные опасности заключены в том, что ТНК не привязаны к экономике одной страны и могут процветать без пользы для нее. Потенциальные возможности для национальной экономики состоят в том, что ТНК могут принести в страну недостающие ресурсы, компенсировать слабости внутреннего хозяйства усилиями зарубежных филиалов. Реально наблюдается усредненное положительное и отрицательное влияние ТНК на национальную конкурентоспособность.

Положительное влияние ТНК основано на действии двух механизмов: 1) для стран базирования материнских компаний поддержание международной конкурентоспособности национальных фирм состоит в переносе экологически грязных, трудоемких и несложных производств за границу. Если бы они выполнялись внутри страны, то из-за высоких экологических требований, высокой зарплаты издержки были бы неприемлемыми; 2) для стран базирования филиалов ТНК положительное влияние связано с импортом передовых технологий. Такое воздействие ощутили на себе Япония, Южная Корея. Интенсивный обмен технологиями идет через филиалы ТНК внутри промышленно развитых стран.

Отрицательное влияние ТНК испытали на себе развивающиеся страны за счет грабительской тактики в сырьевом секторе не возобновляемых ресурсов. Ресурсы без переработки на месте, по низким ценам, без импорта новых технологий вывозились из этих стран. Хотя на первых порах ресурсы являются источником конкурентоспособности национальных фирм, в конце концов, они уходят за рубеж без всякой пользы. В последнее время выявились недостатки филиалов ТНК, действующих по анклавной схеме,то есть, представляющих инородное тело в экономике, никак не связанных с местными фирмами, а кооперирующихся с иностранными подразделениями материнской ТНК. Эти филиалы в хорошие времена не помогают росту национальной конкурентоспособности, а в неблагоприятных условиях безжалостно закрываются, обостряя социальные и экономические проблемы.

Наконец опыт Великобритании указывает на возможные негативные последствия деятельности материнских фирм ТНК. На ухудшение экономической обстановки в стране они отреагировали переносом производства за границу. В результате произошел распад ряда кластеров, ухудшилась национальная конкурентоспособность.

ТНК и импорт технологий. Зарубежные филиалы ТНК обеспечивают международный обмен экономическим и техническим опытом. Если международная торговля переносит готовые товары, лицензии обеспечивают узкий обмен технологиями, то филиалы ТНК обеспечивают широкий перенос иностранного опыта.

Пример: уже 25 лет японские и западноевропейские компактные автомобили продаются в Америке. Попытки американских фирм наладить у себя производство аналогичных машин были безуспешными, якобы из-за высокой зарплаты, низкого качества труда, плохих комплектующих деталей. Однако, когда японские фирмы начали открывать свои филиалы в США, их деятельность оказалась очень успешной. Через конкуренцию и своим примером японские компании многому научили американских конкурентов.

Помимо товара и технологий его изготовления, филиал использует разработанную материнской фирмой систему организациитруда, управления, маркетинга, участвует в совершенствовании товара. Этот перенос идет с учетом местных условий.

 Борьба филиала за выживание, его рыночный успех, реакция местных фирм на его деятельность – это усвоение иностранного опыта, его включение в национальную экономику, промышленную культуру или кластер фирм.

Благоприятный процесс переноса технологий идет активнее при следующих условиях:

- филиал создается в обрабатывающей, а не в добывающей отрасли;

- филиал устанавливает связи с местными поставщиками и часть продукции сбывает на местном рынке;

- филиал действует в рамках уже существующего или только формируемого кластера конкурентоспособных отраслей.

 Управление ТНКстроится на двух основных уровнях:

По регионам, когда один из членов совета директоров отвечает за все зарубежные филиалы ТНК, расположенные в данной стране, например Франции, независимо от отраслевой принадлежности данного филиала. Управление по регионам позволяет составлять целостную картину экономического развития страны, привлекать к сотрудничеству местные фирмы, создавать предприятия, работающие на отходах других филиалов, либо другим путем комбинировать производство своих компаний, созданных за рубежом.

По отраслям. В этом случае один из членов совета отвечает за предприятия данной отрасли, например машиностроения, расположенные во всех государствах. Подобная система помогает ТНК следить за изменениями, происходящими на рынке того или иного товара в каждой стране, приспосабливаться к изменяющимся вкусам потребителей или к изменению их доходов.

Совершенствованию производства и сбыта помогает также система цен, принятая в ТНК. С рыночными ценами они выходят только на конечных потребителей. Между филиалами и головной компанией чаще применяются учетно-расчетные и стимулирующие цены.

Учетно-расчетные цены помогают определить реальные затраты на производство товара. Но если какой-либо филиал занят внедрением нового оборудования или технологии, цены на его обычную продукцию завышают (стимулирующие), чтобы дать возможность заработать средства, необходимые для внедрения нового продукта или технологии. В это время для филиала не планируется объем выпуска продукта (в обычных условиях этот показатель запланирован как обязательный головной компанией для всех зарубежных предприятий).

Еще один вид цен - «договорные цены» (трансфертные) у ТНК бывают между двумя филиалами, поставляющими друг другу комплектующие изделия. Жесткий контроль над ценами помогает ТНК удерживать конкурентоспособностьпо всем регионам и товарам.

Наличие региональных директоров помогает ТНК сравнивать изменяющиеся условия функционирования по различным государствам: рост налогов на зарубежные филиалы, изменение валютного курса и другие. Это помогает выбрать наиболее выгодные сферы приложения капитала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...