Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие системы законодательства и формы её систематизации.




. Понятие "система законодательства" близко к понятию "система права". Иногда эти понятия отождествляют.

    Под системой законодательства понимается совокупность законов и подзаконных актов, то есть внешняя форма выражения права. Система права же характеризует внутреннее строение права, содержание которого образуют отрасли, подотрасли, институты и нормы.

    Система права – более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство - это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право - это еще и отрасль научного знания, т. е. теоретическая и учебная дисциплина.

    Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

    Источники отраслей права - официальные государственные документы (нормативные акты), в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права.

    Система действующих нормативных актов является сложной по характеру и значительной по объёму, подвержена быстрым изменениям: одни нормативные акты дополняются новыми предписаниями, другие – изменяются, третьи – частично либо полностью признаются утратившими силу. В связи с этим возникают противоречия между нормативными актами разных уровней и несогласованность между нормами одного уровня. В целях упорядочения и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

    Систематизация нормативных актов – это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в строгую систему. Систематизация законов и других нормативных актов ведётся государственными органами, юридическими службами и отдельными юристами. Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется разными способами: а) путём издания сборников нормативных актов; б) путём объединения нескольких нормативных актов в один укрупнённый акт; в) путём переработки и доработки действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов.

    По способу приведения в систему выделяют следующие формы систематизации законодательства:

- кодификация;

- инкорпорация;

- консолидация.

    Кодификацияприведение нормативных актов в систему путём переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов. По содержанию обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) основы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее распространённый вид - кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс Уголовный кодекс и т. п.). Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права; кодексы содержат нормы права, направленные на регулирование качественно обособленных общественных отношений (гражданских, трудовых, брачно-семейных, уголовных и др.). Уставы регулируют определённую сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта. Кодифицированные акты составляют основу действующего законодательства и рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства.

    Инкорпорацияв отличие от кодификации представляет собой приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путём издания разного рода сборников. В зависимости от принципа объединения инкорпорация бывает:

- хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, "Собрание актов Президента и Правительства");

- систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е по отраслям права.

    По источнику инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства организациями или частными лицами в целях созда­ния справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Официальная инкорпорация – осуществляется государственными органами или по их поручению.

    Выделяют еще одну форму систематизации законодательства консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Консолидация заключается в преодолении множественности нормативных актов путём их сведения в один укрупнённый акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, но вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидиро­ванный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...