Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали.




           В процессе жизнедеятельности люди ступают в различные взаимоотношения, основанные на определённых нормах. Понятие «норма» означает правило, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:

А) Несоциальные нормы. Они регулируют отношения человека к природе, технике. Среди них можно выделить технические, сельскохозяйственные, химические, санитарно-гигиенические и др. нормы.

Б) Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Среди них выделяют нормы права, нормы обычаев, нормы морали, религиозные нормы и др.

           Возникновение права не вытеснило иные социальные нормы, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, например сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом.

           Общее, что их объединяет, состоит в том, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими «образцы социально необходимого поведения принятого в данном обществе. Они определяют границы возможно­го и обязательного поведения людей, организаций, коллективов нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

1) тем, как они формируются — стихийно или сознательно;

2) в какой форме существуют — в письменных источниках или в сознании людей;

3) как обеспечивается выполнение требований социальных норм — возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;

4) какую сферу общественных отношений они регулируют (поли­тическую, этическую, эстетическую и т.п.).

           Нормы обычаев представляют собой правила, которые в результате многократного повторения их использования входят в привычку людей и регулируют их поведение. Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его вменения он становится привычкой. А коль скоро обычай выступает уже как неотъемлемая часть поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. Например, нет необходимости закреплять в конституции государства шило «светофора».

           Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение. пример, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать её, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии и почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации, которые указывают, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста»

           Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в современном мире. Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например, в Библии, Коране и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это: «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укради»... Такие установки не оставляют выбора, пренебрежение ими признается грехом и «карается Богом». Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделан верующих орудием в руках их руководителей, как было, например в известной секте «Аум-Сенрикё».

           Нормы морали представляют собой правила поведения, которые складываются на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни. Если право оценивает поступки людей по принципу «можно—нельзя», то мораль делает это по принципу «хорошо—плохо». Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества тех ценностей и идеалов, которые утверждают принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов своей реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека с целью формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т.п. Право и мораль тесно взаимосвязаны.

           Общие черты праваи морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной фор­ме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые нормы, например принцип справедливости, который означает соразмерность наказания содеянному.

       Различия между правом и моралью:

1. По происхождению. Моральные нормы складываютсяв обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести,справедливости. Правовые нормы принимаются уполномочен­ными на их принятие государственными органами.

2. По форме закрепления. Право получает своё выражение в официальных документах государственных органов (законах, указах, постановлениях), а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах, они содержатся в сознании людей.

 3. По степени детализации. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, которые предписывают: кто и что должен делать, каким образом, при каких обстоятельствах; нормы морали выступают в виде обобщённых правил: будь добрым, справедливым.

4. По сфере действия. Нормы права регулируют общественные отношения, имеющие государственную значимость; нормы морали не имеют обособленной сферы, мораль вездесуща: она всё оценивает с точки зрения нравственности.

5. По способу обеспечения. Соблюдение норм права поддерживается принудительной силой государства; нравственность обращается только к совести индивида. Санкциями права выступают меры принуждения, санкциями морали являются совесть индивида и мнение общества.           

6. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть, безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...