Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теории происхождения права.




           Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на от дельных факторах возникновения права.

           К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа-богослова Аврелия Августина (354—430), именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным ис­точником моральных норм и оценок. В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей прел ставить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественны заповедей признается одновременно смертным грехом.

           Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них — права на жизнь, свободу, собственность равенство и т.п. В противоположность естественному праву позитивное право было создано государством путем правотворчества. Представители этой теории – Гроций, Локк, Гоббс считали, что существуют постоянно дейст­вующие, независимые от государства правила поведения и принципы жизнедеятельности. Задача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, навязывая их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нормы пове­дения людей. Конституция РФ признаёт естественно-правовую доктрину, указывая, что «основные права и свободы человека неотчуждаемые и принадлежат каждому от рождения (ст. 17).

           Нормативистская теория права.Ее автором являлся австрийский юрист Ганс Кельзен (1881—1973), который считал, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет со-«централизованный правопорядок». Право рассматривается им своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в конституции могут быть не записаны. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок.

           Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и нераздельны, следовательно, и их происхождение — это единый процесс. Нормативисткую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя Г. Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми э

           Психологическая теория права признает, что право является ре­зультатом психологических переживаний людей. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологи­ческих установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле. Петраржицкий подразделял право на интуитивное (основанное на внутреннем голосе совести) и позитивное (основанное на внешних предписаниях). По его мнению, законы, судебная практика – это факты, которые переживаются индивидом как позитивное право, но принимаются им во внимание ровно настолько, насколько соответствуют интуитивному праву. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е. психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядкаI. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе.

           История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права (материалистическая), согласно которой право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса. Данная теория связывает происхождении государства и права с социально-экономическим факторами, такими как рост производительности труда, появление прибавочного продукта, возможность его обмена, появление на этой основе частной собственности и раскол общества на имущие и неимущие классы. Исходя из этого, «всё законодательство имеет целью защиту имущих классов от неимущих… Только потому, что есть неимущие, нужны законы» (Энгельс). При таком подходе право рассматривается как инструмент государства, орудие осуществления воли господствующих классов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...