Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Спрос и предложение на факторы производства




Тема 9

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

 

Спрос и предложение на факторы производства.

Рынок труда и заработная плата.

Рынок капитала и процент.

Рынок земли и рента.

 

Спрос и предложение на факторы производства

В предыдущих темах законы спроса и предложения рассматривались безотносительнок тому, какие товарные группы включены в рыночный оборот: потребительского или производственного назначения.

Поэтому очень важно определить спрос и предложение на факторы производства, иликак складывается рынок факторов производства.

Создателем теории факторов производства явился французский экономист Ж Б Сэй(1767-1832), считавший, что в создании стоимости товара в равной мере участвуют трифактора: труд, земля и капитал. Они выступают источником определенного рода доходов:труд - заработной платы, капитал - прибыли, земля - ренты.

Теория Ж Б Сэя была развита американцем Д Б Кларком (1847-1938), которыйразделял позицию трех факторов производства Вместе с тем, он дополнил ее теориейпредельной произво-дительности, основывающейся на положении убывающей производительности последующих затрат по мере расширения масштабов вовлечения факторовв производство. Результатом его анализа явился вывод, что при достижении предельнойвыработки рабочие не будут приносить дополнительный доход.

Кларк полагал, что каждый фактор имеет определенные границы своего производственного эффекта, за которыми производительность их снижается. По сути это модифицированная теория факторов производства. Данные теории составляют методологическуюоснову современных подходов к анализу факторов производства и факторных доходов.

До сих пор мы рассматривали покупателя как объект, предъявляющий спрос на товары производителя. В данном случае необходимо его рассмотреть как субъекта, предлагающегосвои услуги фирме в производстве товара. В этом аспекте предприятие выступает в новомкачестве: из поставщика товаров оно превращается в рыночного агента, предъявляющегоспрос на услуги рабочей силы и других факторов производства.

То, что для покупателей факторов производства является расходами, для владельцевэтих факторов является доходами, а величина, собственно, этих доходов отражает разнуюэффективность производственных факторов.

Выясним, в чем заключается отличие рынка товаров от рынка факторов производства.

Приобретая товар, мы становимся его собственником. Покупка же факторов производства в определенных случаях не ведет к прямому его обладанию, то есть к собственности. Например, покупатель рабочей силы не становится владельцем человека, а лишь получает право на стоимость, которая будет создана в результате его умственных и физических усилий.

Приобретатель капитала или земли не просто запасается деньгами, оборудованием,участком, а покупает возможность использовать их для производства товаров и с цельюувеличения их стоимости. Поэтому часть основных факторов производства можно приобрести в прямом смысле, то есть сделать их своими активами, но основное в факторахпроизводства - иметь доступ к их услугам.

Следовательно, рынок факторов производства- это рынок услуг этих факторов.

Выделяют, как правило, четыре фактора производства - труд, землю, капитал и предпринимательскую способность.

В этой связи различают и четыре основных типа доходов - заработную плату, ренту,процент и прибыль.

В условиях рынка цены на факторы производства формируются под влиянием спросаи предложения.

Важнейшую роль на рынке факторов производства играет цена. Она соединяет продавцов и покупателей, является денежной оценкой, с одной стороны, факторов производства, с другой - факторных доходов, определяет в стоимостном выражении долю каждогофактора в произведенном продукте.

Механизм рыночной системы балансирует спрос и предложение на факторы производства. При этом возникают требования к их качеству, что обусловливает необходимостьвзаимодействия качества и цены.

В процессе рыночного взаимодействия покупатели предъявляют спрос на качественные,но вместе с тем дешевые факторы производства, а продавцы (собственники факторов производства) хотят получить доход, достаточный для их нормального воспроизводства. Поэтому очень важно знать механизм формирования рыночной цены на факторы производства.

Однако, в отличие от спроса на обычные потребительские товары, спрос на факторы производства имеет свои особенности.

Во-первых, спрос на факторы производства является производным, так как он непосредственно зависит от потребительного спроса на конечные товары или услуги.

Во-вторых, все факторы производства являются взаимодополняемыми и взаимозависимыми, то есть один фактор предполагает использование других. Поэтому размер спросана каждый фактор зависит не только от уровня цен на него, но и от уровня цен на другиересурсы.

В-третьих, все основные факторы производства являются взаимозаменяемыми, то естьвместо одного фактора в определенной пропорции можно использовать другой. Например,если происходит рост цен определенного фактора, то спрос на него падает, а на другойфактор растет. Так, более высокая цена на труд будет вести к замещению его техникой.

Таким образом, спрос на факторы производства зависит от спроса на потребительскиетовары, ибо прибыль фирма получает только в том случае, если ей удается реализоватьпроизведенный продукт на рынке благ

Спрос предприятий на факторы производства можно считать производным спросом, порождаемым, в свою очередь, спросом на конечные товары и услуги.

Взаимозаменяемость факторов производства позволяет сочетать их в таком соотношении, которое обеспечивает максимальный выпуск продукции при минимальных затратахна производство.

Экономико-математическая модель зависимости результата производства от затратпроизводственных факторов носит название производственной функции:

Y = f(X1, X2, … Xn),

где Y- выпуск продукции; Х1, Х2,…, Хn- различные факторы производства.

Далее необходимо определить, чем определяется желание и возможности владельцевфакторов производства выставить их для продажи на рынке.

Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть предоставлено на рынках по существующим на данный момент времени ценам.

Особенность предложения факторов производства обусловлена их ограниченностью. Все факторы производства имеют множество различных потребителей, следовательно,общее их предложение должно быть распределено между различными видами деятельности. Причем необходимо иметь в виду, что все факторы производства обладают различнойстепенью мобильности.

Мобильным называется фактор, если под воздействием относительно слабых стимулов он легко перемещается из одной сферы в другую. Предложение услуг такого фактораэластично, поскольку незначительное повышение цен на него привлекает в данную сферудеятельности достаточное количество ресурсов из других областей.

И наоборот, фактор называется немобильным, если под воздействием мощных экономиче-ских стимулов он не перемещается из одной сферы в другую. Предложение услуг такогофактора неэластично, поскольку даже значительное увеличение дохода в какой-либо сферепривлекает к ней незначительное количество экономических ресурсов.

Спрос на факторы производства отражает зависимость между ценой фактора и максималь-ным объемом его использования. В свою очередь, объем спроса на факторы производства определяется на основе соотношения дохода от предельного продукта факторапроизводства к предельным затратам его использования.

Предельный продукт фактора производства- это величина, на которую возрастает общая выручка фирмы при использовании дополнительной единицы фактора производства.

Предельные затраты использования фактора производства- это величина, на которую возрастают общие издержки при использовании дополнительной единицы факторапроизводства.

Таким образом, снижение цены фактора производства приводит к увеличению выпускатоваров, к снижению дохода от предельного продукта фактора, к уменьшению прибылифирм - покупателей факторов и в конечном итоге к уменьшению совокупного спроса нарынке факторов производства.

Совокупный спрос (предложение) на факторы производства формируется путем суммирова-ния индивидуальных функций спроса (предложения) факторов производства состороны каждого участника (домохозяйства, фирмы) одного из факторных рынков: рынкатруда, рынка капитала, рынка земли.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...