Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преподобный Анатолий (младший)




Прп. Иосиф воспитал старца Анатолия (Потапова), получившего первые уроки духовного делания от старца Амвросия.

Александр Потапов родился в 1855 году в Москве в старинной купеческой семье. Родителями воспитан был в благочестии и страхе Божием, и еще с ранних лет в сердце его возгорелось желание всецело посвятить свою жизнь Богу и стать монахом. Однако мать не благословила раннее стремление сына оставить мир и пожелала, чтобы он пребыл с нею до ее кончины. Александр закончил училище, а затем занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. После кончины матери в 1885 году в возрасте 30 лет Александр поступил в Оптину Пустыньи был определен в Скит келейником преподобного Амвросия, а после его кончины - старца Иосифа.

Прп. Анатолия младшего с любовью именовали в народе утешителем. Отеческая любовь старца Анатолия, особенная пасхальная радость, изливавшаяся на всех приходящих под тяжестью скорбных событий во время лихолетья, а также его особенные пророчества о судьбах народа и Церкви были и останутся великим утешением всем, кому не безразлично будущее Святой Руси и Вселенского православия.

Как и все старцы, имел отец Анатолий великий дар исцелений, но совершал их прикровенно, посылая болящих, как правило, на источник преподобного Пафнутия близ Оптиной или на могилку старца Амвросия или посредством какой-нибудь вещи. Известно множество случаев прозорливости старца. Многим он предсказывал будущие события в их жизни.

Преподобному определено было стать свидетелем исполнения грозных пророчеств Оптинских старцев. Начались гонения на монахов со стороны новых властей. Монахов ссылали, арестовывали, издевались над ними. 11 августа 1922 года в монастырь приехала чрезвычайная комиссия. Старца Анатолия долго допрашивали и хотели увезти, но батюшка смиренно попросил отсрочить арест на один день, чтобы ему можно было приготовиться в путь. Чекисты согласились, пригрозив келейнику, чтобы назавтра Старец был обязательно готов к отъезду. После этого преподобный уединился у себя в келии, а под утро в молитве предал свою душу Богу. На другой день утром приехала комиссия и спросила келейника: «Старец готов?“ –  „Да, –  ответил он, –  готов“ и открыл перед посетителями дверь келии, посреди которой уже стоял гроб с телом почившего Старца.

 

Преподобный Нектарий

Преподобный Нектарий, ученик преподобного Анатолия старшего и преподобного Амвросия.

Николай Тихонов родился в 1853 году в Орловской губернии в бедной семье.

Рано остался мальчик круглым сиротой. С 11 лет он стал работать в лавке богатого купца. В свободное время юноша очень любил ходить в храм и читать церковные книги. Его отличали кротость, скромность, душевная чистота.

Когда ему исполнилось двадцать лет, старший приказчик задумал женить его на своей дочери. Хозяин отправил его к известной схимнице за благословением на брак, а она благословила его пойти в Оптину к старцу Илариону. Так в 1873 году Николай оказался в Оптиной пустыни.

Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России. Пятьдесят лет Старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать — в затворе. Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. В годы тяжёлых искушений преподобный Нектарий брал на себя бремя людских грехов. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании в Брянской области.

В первое время после избрания старцем отец Нектарий усилил юродство. У него была у него птичка-свисток, и он заставлял в неё дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям. В юродстве Старца часто содержались пророчества, смысл которых открывался часто лишь по прошествии времени. Часто вместо ответа отец Нектарий расставлял перед посетителями куклы и разыгрывал маленький спектакль. Куклы, персонажи спектакля, давали ответы на вопросы своими репликами. Известны многочисленные случаи, когда Батюшка исцелял смертельно больных людей.

Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы. А преподобный Нектарий по своему смирению замечал, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Преподобный Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов». Старец отошел ко Господу 12 мая 1928 г. Его мощи были торжественно перенесены в родную обитель летом 1989г.

 

Преподобноисповедник Никон

 

А исповедничество одного из оптинских старцев – преподобного Никона исповедника - преданного ученика старца Варсонофия – особая страница в истории монастыря. Еще задолго до революции преподобный Варсонофий говорил своему ученику: «В монастыре будут великие гонения и притеснения, придет время, когда Оптиной будет тяжело. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. Вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения те будут подобны древним. Мы то уйдем, а вы будете участниками и современниками этих ужасов. До ужасных времен доживете, помяните мои слова, что увидите день лют». Аресты, тюрьмы, лагеря, ссылка - все это пришлось пережить старцу Никону. Но ничто не могло поколебать его настроения, соединявшего мужество, смелость, твердость и смиренную кротость. «Вовсе не тот счастлив, кто имеет много и многим наслаждается, а тот, кто большего не желает, чем то, что имеет, и удовлетворяется тем, что у него есть», - писал в своем дневнике будущий старец Никон в 1908 году.

Николай родился в 1888 году в Москве в многодетной, дружной и благочестивой семье московских купцов Беляевых. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. В возрасте лет пяти мальчик тяжело заболел. Все усилия врачей спасти его оказались безрезультатными. Обнимая похолодевшее, бездыханное тельце младенца, его мать горячо молила святителя Николая сохранить ему жизнь. И совершилось чудо. Мертвый ребенок ожил. Впоследствии Оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал таинственное значение этого случая, в смысле явного предназначения Николая к иноческой жизни.

Маленькие Беляевы почти ежедневно посещали храм. Выполняли утреннее и вечернее молитвенное правило. В доме часто читались вслух Евангелие и жития святых. Когда Николай с братом Иваном решили уйти в монастырь, они не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь». В 1907 году братья Беляевы были приняты в число скитской братии и поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни. В это время Николаю исполнилось девятнадцать лет, Ивану — семнадцать. Духовным руководителем их стал скитоначальник игумен Варсонофий. Наряду с общими послушаниями преподобный Варсонофий привлекал Николая и к работе по письмоводству. Почти всё свободное от молитвы время он проводил у старца, помогая вести ему переписку. Напутствие, а также многие другие душеполезные изречения старца Варсонофия, сохранил для нас «Дневник», который вел послушник, а затем инок Оптиной пустыни Николай Беляев.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду», –  так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. В 1923 году Оптина Пустынь, подобно множеству других российских монастырей, была закрыта. Преподобный Никон был изгнан из обители в июне 1924 года и переселился в город Козельск, где служил в Успенском соборе. При этом иеромонах Никон окормлял уцелевших шамординских монахинь и паломников, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Около года отец Никон пробыл в тюрьме города Калуги. В 1928 году иеромонах Никон на три года оказался в лагере «Кемперпункт», где он заболел тяжелой формой туберкулеза, а потом его приговорили к ссылке в Архангельскую область.

После продолжительной болезни и тяжелейших страданий, старец Никон отошел ко Господу 8 июля 1931 года. Похоронен он на сельском кладбище у реки Пинеги в Архангельской области.

 

Преподобномученик Исаакий

Иван Бобраков родился в 1865 году в Орловской губернии в верующей крестьянской семье. Его отец скончался в Оптиной пустыни схимонахом.

Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Он был последним настоятелем обители до ее закрытия в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения.

В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года.

Преподобномученик Исаакий претерпел тяжкие страдания от богоборцев. Его мученическая кончина была предсказана Оптинским прозорливцем Василием. После закрытия монастыря, он, подобно древним мученикам, не захотел бежать от спасительного Креста Господня, зная о тысячах мученических смертей своих собратьев по вере, прп. Исаакий мужественно сказал: «От креста своего не побегу!». 8 января 1938 года на второй день Рождества Христова, когда вся Святая Церковь празднует собор Пресвятой Богородицы, страдальца подвергли жестоким истязаниям и вместе с другими новомучениками расстреляли и погребли под Тулой на 162-м километре Симферопольского шоссе.

По словам святителя Иоанна Златоуста: «Смерть мучеников - это поражение убивающих и блистательная победа убиваемых». Верующие люди знали и чтили это место. В настоящее время братией Оптиной пустыни на этом месте воздвигнут Поклонный крест и часовня.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот так всего за одно столетие в Оптиной пустыни было возрождено старчество, которое выросло в старческую традицию. 14 святых, 14 преподобных старцев Оптинских дала Оптина всему христианскому православному миру.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...