Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Старчество. Истоки оптинского старчества




 

Старчество – одно из высочайших достижений духовной жизни церкви, оно появляется в IV в. вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало.

Путь старческого окормления во все века христианства признан всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны Христовой Церкви. Старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях, впоследствии насаждено на Афоне, а с Востока перешло и в Россию. В России старчество прочно держалось до XVIII столетия.

В XVII и особенно в XVIII вв. происходит оскудение монашеского духа и старческого делания. Синодальный период русской Церкви отмечен закрытием многих монастырей. Монашеская жизнь становится больше обращенной на внешние, телесные подвиги, а не внутреннее духовное совершенство. Но русская церковь искала утраченные духовные пути. Восстановление монашества и старческого делания в России связано с именем прп. Паисия Величковского.

Прп. Паисий родился в 1722 г. в Полтаве в семье потомственных священнослужителей. Желание отречься от мира и уйти в монастырь возникло у него очень рано. 17 лет подвижник провел на Афоне, где овладел древнегреческим языком и стал изучать и переводить святоотеческое наследие. Прп. Паисий живет на Афоне, ведя строго подвижническую и созерцательную жизнь.

В 1779 г. старец переместился в Нямецкий монастырь (Румыния). Под его духовным водительством оказалась община более чем в 500 человек. Здесь он также продолжал переводы трудов святых отцов. Всего им было переведено, переписано и сверено с подлинниками 50 книг, включая «Добротолюбие.

Прп. Паисий Величковский возродил старчество и оказал значительное влияние на все православное монашество ХVIII-ХIХ веков –  на Афоне, в Молдовлахии и в России. Труды старца Паисия с его многочисленными учениками распространились по всей стране. Около 100 монастырей в 36 епархиях было основано учениками прп. Паисия. Ближайшие ученики прп. Паисия были руководителями первых оптинских старцев: схимонах Феодор, был старцем и руководителем прп. Льва, а схимонах Афанасий – прп. Макария. Таким образом, через старцев Льва и Макария все оптинские старцы являлись духовными наследниками прп. Паисия Величковского, что говорит о традиционности оптинского старчества, следовавшего православному святоотеческому учению, сохраняемому нашей Церковью. Оптинские старцы шли путем трезвения и делания умно-­сердечной молитвы, совершаемой в чувствах смирения, сокрушения и покаяния. И как смиренные и усердные труженики, они сподоблялись великих духовных дарований, которые помогали им быть верными сынами православной Церкви и вести своих духовных детей тем же путем, ко спасению их душ.

Господь устраивал так премудро, что будущие Оптинские преподобные были сначала воспитанниками старцев, а затем уже сами становились наставниками. Они передавали эстафету старчества в течение более 100 лет: с 1829 года –  приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: Никона и Исаакия II.

После векового благодатного периода в Оптиной пустыни, как и во всей России, наступил период тяжелейших испытаний. В 1918 году поле Октябрьской революции монастырь был преобразован в сельхозартель, а в 1923 году окончательно закрыт. Сначала на территории монастыря был музей, затем – дом отдыха, лагерь для заключенных, детский дом. Во время ВОВ – военный госпиталь, потом – воинская часть, сельхозучилище.

В 1987 году началось возрождение монастыря. Владимирский храм и храм Всех святых были полностью разрушены, от Казанского остались только стены, меньше всех пострадал Введенский храм – не было только глав и крестов. Постепенно с Божией помощью по молитвам Божией Матери, оптинских старцев и подвижников обитель стала вновь похожа на райский уголок, на земное небо.

Восстанавливать монастырь приехали трудники со всех концов России, среди которых были убиенные на Пасху в 1993 году братья – будущие отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт, а также – убиенный иерей Даниил Сысоев. Есть фотография, на которой будущие отцы Василий и Даниил стоят рядом в Оптиной пустыни.

Оптинские старцы были прославлены в лике святых.

Старец Амвросий был прославлен в лике святых в год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 г.

Собор старцев – в 1996 году в лике местночтимых святых, в 2000 – для общецерковного почитания. Собор прпп. Оптинских Старцев – 24 октября. Дни памяти прп. Амвросия – 10 июля (обретение мощей) и 23 октября (упокоение), 24 октября – Cобор Оптинских Старцев.

 

 

Богомудрые старцы

Старцы Моисей и Антоний

Преподобный Моисей

Тимофей родился в 1782 г. в Ярославской губернии. Родители были очень верующими людьми. Отец часто водил детей в церковь, а после службы он их расспрашивал о том, о чем пелось или говорилось в храме, таким образом он учил детей вникать в происходящее и уметь рассуждать на духовные темы. Сестра Анисия очень хотела уйти в монастырь, но отец ее не пустил, а выдал замуж. Но недолго длилось счастье молодых, через некоторое время молодая cупруга умерла и ее муж, овдовев, как бы исполняя ее сокровенное желание, оставил мир и стал монахом. Когда два брата – Тимофей (Моисей) и Иона (будущий настоятель Саровской пустыни), решили оставить мир, то, памятуя об этом случае и боясь отцовского отказа, они уехали, сказав родителю, что отправляются по торговым делам. Через некоторое время, окончательно утвердившись в своем желании, они вернулись домой с повинной и объявили отцу о своем желании. Нелегко было отцу смириться с их решением, Господь попустил ему тяжелую болезнь, и только после нее он успокоился и благословил сыновей на монашеский путь.

Тимофей более 10 лет провел в Рославльских лесах (Смоленская губерния), укрепляясь духовно и восходя «от силы в силу» в окружении богопросвещенных подвижников.

Как уже говорилось ранее, в 1821 году братья Путиловы приезжают в Оптину пустынь и через 5 лет о. Моисея назначают настоятелем обители, которым он был в течение следующих 37 лет. Неоценимая заслуга о. Моисея состоит в том, что, при содействии посланных Богом старцев Льва и Макария, он ввел в обители порядок древней иноческой жизни, учредил старчество.

При отце Моисее Оптина пустынь становится из­вестной обителью, при нем оптинское братство возрастает до 150 человек. Это был очень смиренный человек, стяжавший нищету духовную, и многочисленные духовные дары, в том числе дар прозорливости. Упокоился старец 29 июня 1862 года.

 

Преподобный Антоний

 

Александр, будущий отец Антоний, родился в 1795 г. Ему было 10 лет, когда его старшие братья оставили мирскую жизнь и поступили в Саровскую пустынь. Этот пример очень сильно подействовал на него и в 20 лет в Александре окончательно созрело решение покинуть мир и он отправляется в Рославльские леса к своему старшему брату, где в трудах и молитве провел следующие 5 лет до отъезда в Оптину. В 1823 году его назначают скитоначальником Оптиной пустыни, которым он был следующие 14 лет. Старец обладал многочисленными дарованиями - прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать. Несмотря на тяжелую болезнь ног — они постоянно были покрыты глубокими язвами, подвижник не пропускал богослужений, выстаивая их от начала до конца, а потом еще принимал посетителей. Причем никто из них не мог догадаться, какие страдания переживает отец Антоний, поскольку он всегда имел жизнерадостный вид.

Болезнь ног была неизлечимой и более 30 лет причиняла старцу самые сильные страдания, которые он переносил с удивительным благодушием и терпением. Как ни старался смиренный старец скрыть свои дарования, почитание его всё более распространялось. Уже после его кончины монастырский послушник, бывший духовным чадом отца Антония, рассказал, что в 1862 году, на память святого архистратига Михаила, видел над кельей отца Антония белое огненное облако…

Старец Антоний почил 20 августа 1865 года.

Старцы Лев и Макарий

Преподобный Лев

 

Лев Наголкин, будущий старец Лев родился в 1768 году в Орловской губернии. Повзрослев, он более десяти лет успешно занимался торговлей. Господь в начале пути дал ему обогатиться жизненным опытом, который очень пригодился ему позже.

Промыслом Божиим начало своей монашеской жизни положил отец Лев в Оптиной Пустыни при игумене Авраамии в 1797 году. Здесь он пробыл послушником в течение двух лет, затем он подвизался в других монастырях, пройдя монашескую школу. Через 30 лет он вернулся в Оптину и она стала местом расцвета его старческих дарований и его последним пристанищем. Здесь он прожил 12 лет, которые были наполнены гонениями, доносами, интригами. Старца переселяли из скита в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму, в которую он был подстрижен келейно. Всё это он принимал с полным благодушием. Преподобный Лев вёл старческое окормление братии и принимал всех страждущих, немощных, больных. Исцеляя душу, он врачевал и плоть. Многих людей он спас от смерти телесной, но ещё больше от смерти духовной – спас их душу. Прозорливость старца, его духовное ведение, дар исцеления, примеры чудес, которые совершил он при помощи Божией, занимают целые тома книг. Приводили к нему многих бесноватых.

Кончина преподобного была 11 октября 1841 года.

 

Преподобный Макарий

 

Михаил Иванов родился в 1788 в Орловской губернии. Его путь к монашеству был простым и прямым. Он остался послушником в монастыре Площанской Пустыни, приехав туда паломником в возрасте 22 лет. Там подвизался ученик великого старца Паисия Величковского, отец Афанасий, который и стал наставником Михаила. Отец Афанасий научил будущего старца Макария непрестанной молитве, очищению сердца, откровению помыслов. Получив в самом начале своего духовного пути правильное и одинаковое духовное направление, отец Лев и отец Макарий позднее были сотаинниками и пребывали в редком единодушии, руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Старец Макарий был исключительно смиренный человек. Однажды к нему привели бесноватого, который бросился на него с криком и ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, и больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца. Упокоился преподобный Макарий 20 сентября 1860-го года, заранее предсказав дату своего ухода.

 

Старец Амвросий

Преподобные Лев и Макарий вместе воспитали великого Оптинского старца Амвросия, который был самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев.

Родился Александр Гренков 6 декабря 1812 в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в большой благочестивой семье, он был 6-м из 8-х детей, Его дед был священником, отец - пономарем. Александр блестяще закончил духовное училище, учился в семинарии. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, с его изобилием земных радостей и материального благополучия. Но пути Господни неисповедимы... В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, Александр опасно заболел и дал обет в случае выздоровления стать монахом. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Александр не мог решиться исполнить свой обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен». После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных, пророчивших ему блестящее будущее в миру, поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.

Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, отец Амвросий, изнурённый постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку.

Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни. Пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается».

С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться.

Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Он принимал множество женщин и был их духовным отцом и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.

 «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления, которые он всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит». Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Павел Флоренский называл Оптину пустынь "духовной санаторией израненных душ".

Духовная сила старца проявлялась иногда в совершенно исключительных случаях. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» — и лошадь послушно поднялась на ноги.

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к старцу людей. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение.

Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 10 октября 1891 года старец отошел ко Господу.

Вот первые оптинские старцы, сами пройдятесным путем послушания и смирения, могли повести по этому спасительному путидругих. Будучи сами хорошими послушниками, они делались со временем мудрыми старцами, способными руководить и новоначальными, и преуспевающими в духовной жизни.

Преданными чадами старцев Макария и Амвросия были преподобные Иларион, Анатолий старший, Иосиф.

Они всё были проникнуты духом своих наставников и с благоговением несли в сердце их надежды.

 

Преподобный Иларион

Родион Пономарев родился 1805 в Воронежской губернии. С детства мать предрекала своему сыну будущее монашество. Да и сам он чувствовал в себе стремление стать монахом. В 24 года Родион переехал вместе с родителями в Саратов, который был наводнен множеством раскольников. Здесь Родион стал одним из самых ревностных и деятельных миссионеров, возвращавших заблудших на путь истинный. В 1839 году Господь привел его в Оптину пустынь, где он 20 лет был келейником прп. Макария.

Старец Иларион был преемником старца Макария, который передал ему перед кончиной многих своих духовных чад. Прп. Иларион нес послушание скитоначальника и общего духовника обители. Он имел особый дар врачевания душевнобольных, указывая им на храм Божий и Таинства Церковные как основу человеческого бытия. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения, он имел дары прозорливости и исцеления. Любовь его к страждущим была безгранична, о чем свидетельствуют хотя бы такие случаи. Как-то попала к преподобному Илариону на исповедь душевнобольная, источавшая на него грубую, непристойную брань. Не обращая на это внимания, Батюшка все же добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страждет. „Вы бы ее, Батюшка, оставили, коль она такая“, - заметил кто-то, на что Старец ответил: „А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!“.

Упокоился старец Иларион 1 октября 1873 года, за 4 недели предсказав день свой кончины.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...