Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закрытие, советский период, возрождение




История Оптиной: основание, становление, расцвет,

Ставропигиальный Введенский монастырь Оптина Пустынь принадлежит к числу древнейших обителей нашего Отечества. Он расположен в Калужской области на берегу реки Жиздра в 4 км от старинного русского города Козельска. В XIX столетии Оптина Пустынь становится одним из крупнейших русских монастырей, куда со всех концов нашей необъятной Родины стекались тысячи богомольцев, среди них были знаменитые архипастыри, писатели, философы, художники, чьи имена принадлежат к сокровищнице русской национальной культуры: Достоевский, Гоголь, Тургенев, Жуковский, Тютчев, Чайковский и многие другие. Всех их привлекал высокий духовный опыт и утешающая благодать оптинских старцев, даровавших им внутреннюю радость и сердечный покой.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание: все становится приветливее. Поклоны ниже и участия к человеку больше», – писал Н. В. Гоголь, обретший в Оптиной душевный покой и утешение.      

Ни время, ни причины основания монастыря письменно не известны. В период Смуты в России (в нач. XVII в.) Козельск и Оптина Пустынь были разорены. В пожаре погибли как городские, так и монастырские архивы. Поэтому первое письменное упоминание о монастыре относится только к концу XVI в., оно говорит о пожаловании монастырю угодий на поминовение царя Феодора Иоанновича.

Сведения о существовании обители в более ранний период можно почерпнуть из предания, которое опирается на древность Козельска, известного в русских летописях с 1146 г., а иноческие обители всегда составляли часть русских городов – они являлись их духовными крепостями. Ранее на Руси было время, когда эта обитель, подобно многим другим, не была исключительно мужской или женской, а служила убежищем как для монахов, так и для монахинь, живших в двух разных отделениях, под управлением одного духовного отца. Одна из версий названия монастыря нам говорит о том, что в монастыре жили «оптом» – т. е. и монахи и монахини.

Сохранилось и другое благочестивое предание о создании обители. Густой бор, у опушки которого на берегу р. Жиздра расположена Оптина Пустынь, назывался Козельской засекой. На Руси было принято обеспечивать защиту своих границ от врагов засеками. Леса, которые предназначались для этого, назывались «заповедными», и в них не позволялась рубка деревьев и прокладывание дорог. Эти неприступные места, призванные защищать Русь от внешнего врага, служили местом пристанища внутренних врагов Руси – разбойников. Предание донесло до нас имя грозного разбойника Опты, который много лет держал в страхе город и все его население. Но однажды милость Божия коснулась его грешной души, и из грозного разбойника он стал смиренным отшельником и основал монастырь.

За всю историю своего существования обитель претерпевала периоды упадка, разорения, закрывалась и вновь восстанавливалась. По записям в козельских писцовых книгах известно, что после окончания Смуты в России в Оптиной Пустыни в 1629 г. уже был деревянный храм во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы. А через 60 лет был построен первый каменный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм.

Монастырь проживал свою жизнь вместе со всей страной.

Начало XVIII в. ознаменовано реформами Петра I. В 1721 г. его указом был утвержден «Духовный регламент», который утвердил официальную церковную реформу в России. Высшим органом церковного управления становится Духовная коллегия, переименованная вскоре в Святейший Правительствующий Синод. В этом регламенте в статье о монастырях говорится: «монастыри, идеже мало братий, надлежит сводите в едину обитель... не менее тридесяти братий будет ради лучшего благоговения... а оставшиеся монастырские церкви в приходские поверстати». В это время в Оптиной пустыни было 12 человек братии, в их числе 2 иеромонаха. Оптина пустынь была упразднена и приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Оптинский Храм был превращен в приходскую Церковь.

Но уже в 1726 г., по указу Екатерины I и Святейшего Правительствующего Синода Оптина пустынь была восстановлена на прежнем основании. В 1750 г. в ней начато сооружение нового каменного соборного храма во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм.

Во второй половине XVIII века со вступлением на престол императрицы Екатерины II (1762 г.) начались новые церковные преобразования. В результате этих реформ Оптина пустынь становится одним из семи заштатных монастырей Крутицкой епархии. Монашествующих в таком монастыре было положено семь человек.

Период с 1764-1796 гг. – это время оскудения обители, она постепенно клонилась к упадку.

Возрождение Оптиной пустыни начинается с 1796 г. после посещения ее митрополитом Московским Платоном (Левшиным), в ведение которого она поступила. Преосвященный отметил ее чудесное расположение, очень удобное для пустынножительства и решил устроить в Оптиной монастырь по образцу Николо-Пешношского (Московская обл., Дмитровский р-н). Он обратился к настоятелю монастыря игумену Макарию с просьбой прислать кого-либо из своей братии для восстановления обители. Так в Оптиной появился о. Авраамий, который нашел монастырь в состоянии крайнего запустения. Впоследствии он писал: «Не было полотенца рук обтереть служащему, а помочь горю и скудости было нечем; я плакал да молился, молился да плакал».

При о. Авраамии братство в Оптиной Пустыни возросло до 30 человек. При нем в монастыре строятся трехъярусная колокольня, храм во имя Казанской иконы Божией Матери и больничная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Двадцатилетнее настоятельство отца Авраамия заложило основу для будущей славы монастыря.

В 1819 году Калужский епископ Филарет (Амфитеатров), будущий святитель, посетил Оптину пустынь, чутким сердцем почувствовал особую благодать здешних мест, и решил устроить вблизи монастыря уединенный скит по образцу древних пустынь, который был бы духовной опорой всего края.

Для устроения скита преосвященный Филарет пригласил отшельников рославльских лесов, среди которых были два родных брата Тимофей и Александр Путиловы, будущие старцы Моисей и Антоний. В 1821 году они перебрались в Оптину и приступили к делу.

О. Моисею с братией предстоял великий труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Они построили Храм, вокруг которого постепенно возникали отдельные домики братских келлий.

Скитской Храм освящен в 1822 г. во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, отчего и скит называется Иоанно-Предтеченским.

Именно здесь, в скиту зародилось старческое руководство. Преп. Моисей был перегружен настоятельскими обязанностями, а о. Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества. Для этого требовался человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению. Именно таким и оказался старец Лев. Он приходит в скит в 1829 году из Площанской Богородицкой пустыни Орловской епархии вместе с 6 учениками, среди которых был Дмитрий Брянчанинов, будущий великий святитель Игнатий. Отец Лев ввел обязательное ежедневное откровение помыслов – к нему потянулись и братия, и миряне. Но враг рода человеческого всюду преследует подвижников – и по доносу на отца Льва епископ калужской епархии Николай запрещает принимать к себе людей. Однажды преосвященный Николай увидел огромную очередь в келлию старца Льва. Он выразил старцу свое недовольство, на что отец Лев просит внести расслабленного человека со словами: «Владыка, ты можешь прогнать этих людей, я никого к себе не зову, но и не изжену вон, как сказано в Евангелии, иначе какой я дам ответ Господу?» Больше владыка не запрещает старцу Льву принимать посетителей.

Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х гг. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и достигло своего расцвета при преп. Амвросии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...