Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гендерные стереотипы в политическом дискурсе




 

 

Вышеобозначенные гендерные роли в рамках социально-детерменисткого подхода приводят к образованию социальных и гендерных стереотипов. Мнение социодетерменистов относительно теории когнитивного развития гендера основывается на теории     Л. Колберга, которая утверждает, что вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается у нас в сознании в виде гендерных схем, которые хранят всю информацию человека о гендере. Гендерной проблематикой в нашей стране начали интересоваться в конце прошлого столетия, и это было закономерно и естественно, так как на рубеже обретения независимости для Казахстана статус и роль женщины в обществе кардинально изменились. Культ мужского начала, характерный для восточной страны, пошатнулся, по причине того, что женщина стала кормильцем семьи. Слова Президента на III Форуме женщин Казахстана прекрасно отражают роль женщины: «Понятие эгалитарная семья, то есть равноправная семья, реально вошло в нашу жизнь. Всю заботу о семье – о муже, о детях, женщины взвалили на себя». «Конечно же, они должны как можно полнее участвовать в общественной жизни», «Да, женщин во власти мало, но они активно пробиваются политику, занимаясь сугубо мужской, как раньше было принято, работой».

При изменении ролевой ситуации возникает смена стереотипов в обществе. Гендерный стереотип женщины-политика Казахстана был определен на материале заголовков статей средств массовой информации. Согласно И. Лукиной «заголовки выполняют две функции – привлечь внимание (коммерческая) и помочь читателю понять содержание (коммуникативная). Заголовок- первое, что привлекает внимание при взгляде на полосу. Это, пожалуй, самый коммерческий элемент информационного продукта. Содержание и графическое оформление заголовка, его шрифт и кегль должны «зацепить», образно говоря, посадить читателя на «крючок», чтобы он не отложил газету, а прочитал все от «корки до корки». Так как заголовки играют функцию привлечения внимания и относятся к сильным позициям теста, следовательно, в них и заключена «соль» сообщения, в которых отправной точкой всегда были представления о добре и зле, о герое и «враге». В данном случае идет речь о стереотипах. «Стереотипы имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию государств, национальных и международных группировок и партий, а также представление обыденного сознания, свойственное эпохе».

Гендерный стереотип Первой леди продиктован заголовками: «Познай себя через любовь», «Путь любви, добра и милосердия», «Весь день о любви», «Все начинается с любви». Как видно образовалось семантическое поле, представленное через доминанту «любовь». Таким образом, демонстрируется стереотип “noblesse oblige”, пропагандирующий гуманное начало в самопознании и в человеческих отношениях. В дополнение к данному стереотипу масс медиа демонстрирует политическую роль: «Традиционная женская роль воспитания служит основанием для того, чтобы женщины возглавляли правительственные программы для оказания помощи другим», что доказывается благотворительной деятельностью Первой Леди, которая возглавляет фонд «Бобек». 

Заголовки такого плана, как: «Чтобы пробиться в жизни женщина вынуждена подражать мужчине», «Я всегда работала в мужском коллективе», «Не биологический пол» представляют стереотип сильной женщина (женщины с мужским характером). Успех сопутствует ей, так как она обладает агрессивностью, инициативой и бойцовскими качествами, то есть мужскими чертами. Представительница феминистской лингвистики США Дебора Таннен заметила, что конфликт между женственностью и авторитетом нигде не проявляется так ярко, как у женщин, которые идут в политику: «Признаки хорошего мужчины и хорошего политика идентичны, а вот женщине приходится решать, хочет ли она слыть сильным руководителем или хорошей женщиной». Если женщине присущи такие черты как прямолинейность, компетентность, властность, то она рискует потерять свою «ценность» как женщина.

Следующий стереотип женщины-политика задают заголовки: «Пора уже и Родину любить», «Военные тайны Жаннат Ертлесовой», «Наша леди в генералитете», «Решающая партия». Такой патриотический образ женщины пользуется популярностью во времена тяжелых испытаний. Это подтверждают слова                Н.А. Назарбаева: «Да, мы совершили трудный переворот, мы его уже миновали, но сделали это без каких – либо ужасных трагедий, без крови. И я считаю, что в этом великая заслуга женщин Казахстана». 

Для женщины-политика при речевой манипуляции характерно очерчивать «свой круг», она предстает перед нами как защитник интересов представителей слабого пола: «Женщина будет защищена», «О женщинах, мужчинах и политике», «Казахские женщины никогда не носили паранджу». Для женщины-политика при речевой манипуляции характерно очерчивать «свой круг», она не может не защищать интересы представителей слабого пола и предстает перед нами как защитник интересов женщин под такими заголовками, как:

Традиционно женская для Казахстана (да и других стран) профессия педагога формирует следующий стереотип «воспитателя, учителя»: «Главное - воспитать душу», «Духовность и мир», «Не отставать от времени». 

Тактика позитивной самопрезентации («естественность и красота», «привлекательность») отражается в следующих выражениях: «Я никогда не пользовалась услугами имиджмейкеров», «Счастливая женщина» или «Любимый возраст Дариги».

Сами женщины-политики не всегда пропагандируют культ домашнего очага, об этом свидетельствуют заголовки: «Не просто хозяйка и мать», «Умейте идти по солнечной стороне жизни», «И поэзия, и бизнес, и любовь». Для некоторых стран экономически выгоден образ счастливой домохозяйки, но в силу своей общественной деятельности они не придерживаются этой позиции. И на высказывание Н.Назарбаева «Мы должны освободить женщину для семьи и дома» звучит призыв –

Дарига Назарбаева: Многие из нас любят сетовать на ущемление прав женщин, сидя дома на диване. А разве не от нас самих это зависит? А разве мы не принимаем в штыки женщин, делающих успешную карьеру, обвиняя их во всех смертных грехах? Не лучше ли поддержать таких женщин, множить их число в политике, создавая тем самым мощное лобби в структурах и власти? («Зеркало»).

Гендерные стереотипы моделируются обществом, то есть предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. В данном отношении масс-медиа является лабораторией по их выработке и на вышеперечисленных примерах отмечается тенденция к созданию современного стереотипа, нисколько не противоречащего устоям общества и национальным традициям, а демонстрирующего женщину-политика как «уверенную в себе», «сильную», «компетентную», «имеющую успех», «карьерную», «умеющую защитить интересы женщин», «умелую хозяйку», «любящую мать». Таким образом, как показывает анализ фактического материала, гендерная стереотипизация пришла на замену стереотипизации идеологической, что свидетельствует о возрождении и самоопределении женского самосознания.

 «Стереотипы можно найти во всех частях света и фактически во всех группах. Стереотип оказывает влияние для того, чтобы держать людей в подчинении общественным интересам». Благодаря вышеописанным стереотипам, средства массовой информации внесли свой вклад, и для современного поколения идея «репродуктивной» функции, которая требует выполнения традиционных ролей – воспитание детей и содержание дома - стали такими же значимыми, как мобильность, лидерство, карьерный рост, активная социальная позиция. 

Дарига Назарбаева: Восточные женщины очень дорожат своими семьями, умеют между бизнесом и семьей найти золотую середину («Поколение»).

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Дайте определение «стереотипа» и покажите классификацию гендерных стереотипов согласно статьи Т.Б. Рябовой «Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы».

2. Какие гендерные стереотипы используют для репрезентации маскулинности и феминности ?

3. Как различается содержание концептов фемининность и маскулинность в разных языках и культурах?

4. Покажите положительные и негативные стороны использо-вания стереотипов в повседневной жизни?

5. Как отражаются культурная экспансия и процессы глобали-зации на гендерном параметре личности?

        

 

Задание

 

 

     1. Законспектировать статьюТ.Б. Рябовой «Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы» // // Материалы круглого стола Российского межвузовского Центра гендерных исследований, 2001.- C. 5-8.

2. Прочитать статью Анеты Банашек-Шаповаловой «Мужчина и женщина русских и польских брачных анкет в Интернете: параметры описания в цифрах» или А. Кирилиной «Гендерные стереотипы по данным языка» и подготовиться к обсуждению гендерных стереотипов в данных типах дискурса. // Женщина плюс, 2003. № 1. (www.owl.ru/win/womplus/2003/01_06.htm)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...