Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические и методологические основы гендерных исследований




Теоретической базой сначала для феминистской критики языка, а позднее для гендерных исследований послужили основные концепции критической лингвистики, так и некоторые воззрения   В. Гумбольдта и его последователей, а также знаменитая гипотеза Сепира-Уорфа или «теория языковой относительности», отчасти вытекающая из идей великого немецкого лингвиста. Так, по мнению Гумбольдта, язык –это некое выражение национального духа, определенный «промежуточный мир», стоящий между мышлением человека и внешним миром; он является той силой, которая превращает мир в идеи, вербализуя и меняя при этом собственно сам мир. Язык не только создает некий образ мира, но и оказывает действенное влияние на мысли и поступки людей.

Языковедческий анализ культурных доминант, прежде всего, предполагает изучение областей, где необходима лингвистическая компетенция, которой соответствуют определенные методики, в первую очередь наблюдение, эксперимент и контрастивный анализ. Материал исследования набирается путем сплошной выборки лексических и фразеологических единиц, прецедентных текстов из словарей, сборников пословиц и поговорок, текстов художественной литературы, средств массовой информации.

Появляются новые источники анализа: от исследования художественного текста ученые приходя, с одной стороны, к изучению речи профессиональных сообществ, мужчин и женщин, субкультур, малых групп - и с другой – к описанию различных видов институциональной коммуникации, лингводиагностике и многим другим направлениям, цель которых – получение информации о говорящем субъекте.

Смена взгляда на объект потребовала включенности и других методов, к числу которых относятся, в частности, контент-анализ, этнографические методы, нарративная семиотика, критический анализ дискурса.

 Контент-анализ –количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ как научный метод начинает широко использоваться с 20-30х гг. в США. Исследования того времени часто заключались в подсчете площади, занимаемой теми или иными разделами на страницах газет, либо частоты употребления в художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи и др. 

Один из основоположников контент-анализа Б. Берельсон дает следующее определение: «Контент-анализ – это исследовательская техника объективного, систематического и количественного описания содержания коммуникаций».

«Физические единицы» - сущности с четко очерченными физическими, геометрическими или временными границами, например, экземпляры книги, номера газет, экземпляры плакатов или листовок, фотографии и т.п.

Пропозициональные единицы и оценки – это примеры высказываний, в основе которых лежат пропозиции – описания конкретных положений дел (ситуаций) безотносительно модальности.

Макроструктурные единицы – сложные понятийные конструкции, образующие «верхние этажи» человеческих представлений о мире и, в частности, идеологических систем. Часто имеют литературные и фольклорные прототипы, что отражается в названиях. Их довольно много, однако наибольший интерес для контент-анализа представляют метафоры, примеры и аналогии.

«Поэтические единицы» - допускающие количественное измерение средства художественной выразительности – например, каламбуров, аллитераций и т.п.

Референциальные и квазиреференциальные единицы – обозначения реальных личностей (как современных так и исторических деятелей), событий, городов, стран, организаций и т.д. это «энциклопедический» блок единиц анализа.

Структурно-семиотические единицы – основные элементы семиотических систем. В случае естественного языка это:

- лексика языка (слова и их эквиваленты, например, выражение railway company  или термин контент-анализ, т.е. то, что фиксируется в словарях);

- грамматические показатели (например, отрицательные частицы).

Контент-анализ грамматических категорий представляет собой достаточно редкое исследовательское начинание, стимулом к которому является гипотеза о том, что употребление грамматических форм в меньшей степени, чем употребление лексики, контролируется автором текста и поэтому может послужить источником таких сведений о нем, которые он сам вовсе не собирался делать доступными читателям.

Понятийно-тематические единицы. В большинстве случаев контент-аналитик интересуется не словами, а грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми для него понятиями, темами, проблемами – иными словами, тем, что можно назвать понятийно-тематическими единицами. Процедура контент-аналитического исследования подразумевает ряд стадий. Прежде всего должна быть разработана программа исследования, определены задачи и гипотезы исследования, эмпирические объекты анализа, выборка. Затем разрабатывается методика исследования с образцами документов.

Широкое применение в западных гендерных исследованиях получили следующие этнографические методы: углубленное, фокусное, групповое интервьюирование, включенное наблюдение, устная история. Включение в анализ так называемых этнографических методов представлет из себя аналитические подходы, позволяющие изучить личный жизненный опыт интервьюируемых женщин. Этнография представляет собой «опрос-участие» и имеет свои позитивные стороны в отличие от традиционных опросников. В частности, в исследованиях профессиональной среды существует опыт применения таких этнографических методов, как ретроспективная этнография, селективный этнографический обзор образовательного, профессионального уровня субъектов исследуемой субкультуры. Критерий селективного обзора зависит от того, насколько генерализовано он позволяет оценить позиции мужского доминирования в данной среде.

Ретроспективная и дисперсивная этнография позволяют анлизировать личный опыт интервьюируемых в изучаемой сфере жизнедеятельности. Серьезным вкладом феминисток в теорию познания является развитие такого научного феномена, как «интеллектуальная биография ученого» (ретроспективная этнография). Биография, описывающая личный опыт ученого в определенной сфере жизнедеятельности, имеет большое научное значение. Анализ конкретной ситуации, проведенной непосредственно участником данной ситуации, имеет меньше шансов исказить реальность в отличие от опосредованного анализа, проведенного по сути посторонними людьми, которые не являлись частью данного социального контекста.

Дисперсивная этнография, или метод углубленного интервьюирования, представляет неформальное (групповое) интервьюирование в среде исследуемой субкультуры. В процессе интервьюирования исследователь делится своим опытом и чувствами с интервьюируемым, надеясь на ответную откровенность на личностном уровне. Исследователь изучает мир, являясь частью этого мира; он – исследователь, и исследуемый одновременно.

Происходит неформальный обмен потоками информации, одна мысль приводит к другой, телепатически, интуитивно выделяются главные мысли. Исследователь не задает формальных прямых вопросов, нет строгого реестра вопросов, помимо этнографических методов анализа в гендерных исследованиях широко применяются методы экономического анализа: эконометрические, статистические, оптимизационные методы, динамические, вероятностные, методы теории игр и т.д. Различные экономические школы предоставляют свое видение проблем, затронутых в рамках феминистской теории: неоклассицизм, экономика благосостояния, институционализм (анализ социальных норм и предпочтений).

Нарративная семиотика (от лат. n a r r o – рассказываю), в той или иной мере представленная в работах всех семиотиков        Ю.М. Лотмана, У. Эко, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ц. Тодорова. Нарративная семиотика изучает преимущественно художественный, а также юридический, публицистический, религиозный тексты, произведения живописи, кино, архитектуры и т.д., рассматривая их по аналогии с исследованием языка. Нарративная семиотика в этом отношении лишь завершает предшествующую научную традицию: во всех материалистических и эстетических теориях прошлого, а также диалектико-материалистической эстетике, искусство характеризуется как неразрывное единство чувственно-материальных и идеально-смысловых моментов, причем первые выступает как выражающее (явление, факт, означающее), а вторые – как выражаемое (означаемое, сущность, смысл, идея) и, следовательно, эти теории имеют дело с глубинными знаковыми отношениями.

Однако семиотической системой, а значит и непосредственными предметом нарративной семиотики является не искусство в целом, а всегда отдельное произведение искусства, т.к. только в пределах отдельного произведения действуют определенные аналогии с языком и речью – устанавливаются более или менее однозначные правила означивания (семиозиса), единицы «словаря», правила «синтаксиса» и порождения текста. Соответственно тому, какая из названных аналогий с языком признается наиболее существенной, выделяются различные подходы. Прежде всего (в работах Б.А. Ларина и Ю.Н. Тынянова 1920-30 гг.) было обращено внимание на особенности означивания в поэтическом тексте – своеобразную синонимию понятий.

Критический анализ дискурса в принципе не противопоставляется лингвистике текста, но акцент переносится со структурно-семантических аспектов на знаково-информационные составляющие текста. Больше всего в лингвистических работах можно найти ссылок на М. Фуко, который ввел понятие «дискурсивные практики», т.е. рассматриваются как некоторые «языкоподобные, т.е. похожие на язык своей структурирующей способностью механизмы познания и культуры». Лингвистический анализ представлен в настоящее времядостаточно разнообразным спектром исследований, в основном базирующихся на анализе текстов как дискурсов, т.е. с определенным уклоном в представление семантико-синтаксической структуры текста и его коммуникативно-синтаксической модели. В рамках семантико-структурного направления исчисляются предикаты, устанавливаются референциальные отношения, различные связи внутри текста (анафорические, синонимические, анатомические), определяется функциональная перспектива высказывания (тема-рематические отношения) и т.д.

Коммуникативно-семантическая модель связана с проблематикой интерпретаций содержания, т.е. создания моделей на основе реконструкций, в которых презумпции интерпретатора-лингвиста позволяют ретроспективно конструировать смысловые построения автора текста (адресанта) и адресата. Для создания моделей берутся данные социолингвистики, антропологии, семасиологии. Дискурс-анализ не противопоставляется лингвистическому и интертекстуальному анализу текста. Интегральный подход, при котором учитываются как коммуникативные, так и когнитивные аспекты описания текста, связан также с развитием когнитивно-дискурсивной парадигмы, которая выступает как научная парадигма знания, «которая представляет собой попытку синтезировать разные точки зрения на один и тот же объект или каким-то образом их совместить».

Большое преимущество, предоставляемой гендерной теорией, заключается в ее плюралистической природе. Привлечение количественной и качественных методов анализа, использование многочисленных методик различных наук и научных направлений позволяет выявить и многосторонне оценить проблемы идентификации женщин. Гендерная теория вносит большой вклад в формирование унифицированного научного языка, что в свою очередь положительно влияет на процесс накопления знаний, на приближение наших знаний к постижению истины.    

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы традиционные методы лингвистического анализа?

2. Что представляет собой контент-анализ? Какие единицы могут служить для исследования при контент-анализе?

3. Какие этнографические методы получили широкое применение в западных гендерных исследованиях?

4. В чем отличие ретроспективной и дисперсивной этнографии от традиционной методики опроса?

5. В чем заключается методика анализа нарративной семиотики?

6. В каких двух направлениях выполняется критический анализ дискурса?    

7. Что входит в понятие «когнитивно-дискурсивной парадигмы»? Как она взаимосвязана с научной парадигмой знания?

 

Задание

1. Найти статьи с одним из вышеописанных методов исследования в гендерном направлении, описать метод исследования, подготовив презентацию.

2. В книге Йоргенсен М. В. Филлипс Л.Дж. «Дискурс–анализ. Теория и метод». Харьков: Гуманитарный центр, 2004. - законспектировать информацию относительно подхода критического дискурс-анализа Н. Фэрклоу, его трехмерной модели и ключевых понятий.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...