Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретико-методологические основания гендерологии




ВВЕДЕНИЕ В ГЕНДЕРНУЮ ЛИНГВИСТИКУ

Учебное пособие

для студентов филологических специальностей

 

 

Павлодар

 

УДК 81’1 (075.8)

ББК 81.2-5Я7

   Н 90

Рекомендовано к изданию Учёным советом ПГУ

Им. С.Торайгырова

Рецензенты:

Ш.К. Жаркынбекова – доктор филологических наук, профессор русского языкознания, ЕНУ им.Л.Н. Гумилева

К.Н. Булатбаева – доктор педагогических наук, профессор, директор научно-практического центра, ПГУ им. С. Торайгырова

Г.А. Хамитова – кандидат филологических наук, заведущая кафедрой английской филологии и перевода, ИнЕУ

 

 

Н 90 Нурсеитова Х.Х.

      Введение в гендерную лингвистику: учебное пособие. – 

      Павлодар, 2008. – 70 с.

 

ISBN 9965-583-57-9

 

В учебном пособии изложены философские и методологические основы теорий в области гендерной лингвистики. Материал проиллюстрирован таблицами и примерами.

Учебное пособие рекомендуется студентам и магистрантам филологических специальностей вузов.

ISBN 9965-583-57-9                                              УДК 81’1 (075.8)

ББК 81.2-5Я7

 

                         

 

   © Х.Х. Нурсеитова, 2008

                                            © Павлодарский государственный

              университет им. С. Торайгырова, 2008

Предисловие

 

Данная книга создана для проведения спецкурса «Гендерная лингвистика». Обширный теоретический и практический материал в области исследования гендера требует систематизации и более узкого подхода в лингвистическом ракурсе, так как данное учебное пособие адресовано студентам и магистрантам филологических специальностей и представляет собой курс лекций по теории и методологии гендерных исследований.

В пособии излагаются философские и методологические основы теорий в области гендерных исследований, важнейшие теоретические положения и научно-понятийный аппарат, используемый в них. В связи с тем, что объектом исследований все чаще становится феномен языковой личности, который может изучаться в рамках дискурса и в различных аспектах: собственно лингвистическом, психологическом, культурологическом, поэтому студентам предложены для изучения такие методы как контент-анализ, этнография, нарративная семиотика и критический анализ дискурса, которые могут быть использованы студентами для собственного исследования в гендерном направлении. Так как появляются новые источники анализа - речь профессиональных сообществ, мужчин и женщин, субкультур, поэтому рассматриваются вопросы речевого и коммуникативного поведения и гендерных стереотипов на материале русской и английской лингвокультур.     

Полученные зарубежными и отчественными исследователями результаты осмысления гендерной составляющей бытия, а также практические достижения в области дискурсологии и гендерологии требуют фундаментального изучения, обобщения и систематизации. Актуальность разработки специального учебного пособия по гендерной лингвистике обусловлена задачей «популяризации гендерных знаний, что предельно четко сформулировано в документах IV Всемирной конференции по положению женщин, но конкретизирована и подкреплена специальными программами, осуществляемые Центрально-Европейским университетом. Оно призвано дать базовые системные знания в области полоролевой проблематики, способствовать формированию эгалитарно-постэгалитарного мировоззрения, раскрыть сущность гендерной дифференциации в языкознании с целью выработки адекватной гендерной стратегии и тактики для оптимизации гетеросубъектных отношений в больших, малых и микрогруппах, сформулировать закономерности распространения гендерных знаний и определить основные направления повышения гендерной культуры современного казахстанского общества.

Выражаю искреннюю благодарность своему научному руководителю - доктору филологических наук, профессору кафедры русского языкознания Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева - Ш.К. Жаркынбековой за организационно-методическую поддержку в создании данного учебного пособия; Джинмари Руи-Виллоуби и Алану Д. Янг – профессорам университета Кентукки – за содействие в исследовательской работе и в приобретении методической литературы, а также Американский Совет за предоставление возможности участия в конференциях по гендерным исследованиям и за помощь в создании курса «Гендерная лингвистика» в ходе участия в программе Junior Faculty Development Program (2006), материалы которых были положены в основу этой книги.

 

Теоретико-методологические основания гендерологии

 

 

Настоящая глава будет способcтвовать формированию первичных системных знаний о гендерной дифференциации общества. В ней представлена эволюция теоретических взглядов, подходов и концепций, отражающих половую неоднородность общества и связанные с ней функциональные отличия мужчины и женщины. Такие различные философские системы как китайскую, индийскую, европейскую, арабо-мусульманскую философские традиции объединяет патриархатная или маскулинная направленность.

Начало производственно-технической деятельности и складывание частной собственности углубили ограниченность социальных функций разнополых субъектов, что также нашло отражение в большинстве древних письменных источников, не является исключением и античная литература. Историки и философы и поэты Древней Греции были убеждены в необходимости ограничения и социальной активности женщин семейно-бытовой сферой. По словам Гомера «над женой и детьми ... каждый мужчина суд свой творит полновластно». По мнению Ксенофонта (ок. 430-355/354до н.э.), боги соединили мужчину и женщину прежде всего для продолжения рода и чтобы «дать этой паре опору в старости», но природа их различна. Он полагал, вследствие природных отличий мужчина и женщина нуждаются друг в друге, но лучшим общественным строем назвал тот, при котором «жена будет для своего мужа хорошим товарищем в управлении домом».

Принципиально иной эгалитарный подход и соответствующую модель идеального государства предложил великий античный мыслитель Платон (427-347 до н.э.). Он считал, что справедливость в обществе может быть достигнута только при полном раскрепощениии и самореализации индивида вне зависимости от пола. «По своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах», но при этом он предлагал учитывать устроителям государства физические особенности женщины при распределении государственных должностей. Идеи Платона настолько гениальны и актуальны в настоящее время, так как он полагал, что со временем ситуация улучшится и люди станут терпимее друг к другу.   

Но в отличие от своего учителя Платона, Аристотель (384 – 322 до н.э.) выражал принципиальное несогласие о социальной равноценности мужчины и женщины, хотя соглашался о равноценности в биологическом смысле. Он считал, что «мужчина по своей природе выше, а женщина ниже» и в категоричной форме утверждал целесообразность распространения данного принципа на все человечество. Исследуя культурные функции семьи, философ проявлял неменьшую категоричность в противопоставлении мужчины и женщины. Семейную власть мужа над женой он уподоблял власти политического деятеля, а власть отца над детьми – царской власти. Общественным идеалом он полагал афоризм «Убором женщине молчание служит».

Фиксируя складывание противоположных - эгалитарного и патриархатного подходов к анализу полоролевой струтуры общества и принимая во внимание взгляды Платона и Аристотеля в данный процесс, обозначим их как «линии», а также проследим их развитие в эпоху средневековья.

В это время в Европе и на Востоке доминировал феодальный способ производства. Немногочисленные притязания женщин на участие в педагогической, врачебной, воинской деятельности встречали активное противодействие со стороны духовенства. По сей день иудей мужчина произносит: «Благословен, Ты, Господь, Бог наш, Владыка Всевышний за то, что не создал меня женщиной».

В исламе необходимость подчинения женского мужскому выводилась как из биологического, так и экономического оснований. Вместе с тем пробуждались первые ростки секуляризации различных сторон деятельности общества и индивида. Но некоторые представители арабо-мусульманской философской мысли развивали платоническую традицию (Мухаммад Ибн Давуд аль- Исфахани, Абу-аль-Валид Мухаммед Ибн Ахмад Рушд и др.) они рассматривали проблему взаимоотношения полов, счастья женщины как составную часть идеального общества. Они считали, что женщины вполне могут стать философами, правителями и военачальниками.

Тенденция к переосмыслению религиозной и светской проблематики прослеживалась также при разложении устоев феодализма и зарождении основ буржуазного способа производства. Буржуазным гуманистам и «социалистам-утопистам» XV-XVII веков были близки античные идеи о целесообразности расширения прав женщины в обществе и необходимости тщательного учета способностей индивида к конкретному виду деятельности. Они выступили с резкой критикой воспроизводившегося на протяжении столетий общественного порядка, при котором лишь исключительно из-за биологической принадлежности к сильному полу мужчина осуществляет безраздельное культурное господство, влавствуя над слабым полом женщиной.   

Западно европейская и российская философско-социологическая мысль обозначили четыре основных подхода в исследовании данного комплекса проблем, которые следует определить как консервативно-патриархатный, либеральный, феминистский и эгалитарный:

1) консерваторы-антифеминисты (П.Ж. Прудон, О. Конт,         А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Л.Н. Толстой и др.), абсолютизируя биологические особенности полов, противопоставляли культурное назначение мужчины и женщины: его как «общественное», ее как «семейное». Консерваторы трактовали процесс феминизации исключительно в негативном плане, объявляя любые попытки женщины расширить границы самореализации в обществе как «промысел дьявола»;

2) попытку преодолеть односторонность консервативно-патриархатного анализа положения женщины в обществе предприняли сторонники либерального подхода (Г. Спенсера,       М. Мишле, С. Шашков, Д. Милютин). Они считали необходимым и возможным частичное расширение юридических прав и сферы профессиональной деятельности женщины в целях гармонизациии гуманизации социальных отношений, связывали его с социальным прогрессом. Вне поле зрения сторонников данного подхода оставались экономические, демографические, политические и духовные детерминанты, порождавшие многовековую социокультурную, в том числе профессиональную вторичность женщины;

3) социально-экономический (феминистский) подход в анализе положения женщины в обществе, который был альтернативой двум предыдущим, предложили представители марксистской философской школы (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Бебель и др.) В дальнейшем усилиями западно-европейских и российских социал-демократов он трансформировался в разновидность феминистского подхода, что предвосхищало революционные изменения, связанные с практикой социалистического строительства. Ключевыми работами являлись марксистские труды, в которых отмечалась, что главной предпосылкой освобождения женской личности является участие “всего женского пола» в общественном производстве; 

4) представителями эгалитарного подхода являются выдающиеся мыслители (Д.С. Милль, В.С. Соловьев, Н.А Бердяев). Их общей заслугой в теоретическом плане выступает показ актуальности и значимости анализа положения женщины в обществе как самостоятельной проблемы, выявление ее взаимосвязи с другими социальными проблемами, аргументация методологических оснований и путей их преодоления ограниченности консервативно-патриархатного и феминистского подходов, а в практическом - абрис направлений оптимизации функционирования женщины в обществе.

    В книге Стюарта Милля «Подчиненность женщины» (1806) женский вопрос определен как процесс освобождения целой половины человечества, приобретения ею независимости и, следовательно, как вопрос о разумном мировом устройстве. Развивая идеи Платона, выдающиеся русские философы В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев высказывались в пользу созидания «истинного человека» посредством уединения мужского и женского начал. Они видели общественный идеал не в механическом уравнивании прав обоих полов, к чему стремились «феминисты», но в утверждении начал мужественности и женственности, «во взаимном дополнении этих начал». Как и марксисты, Н.А. Бердяев не отрицал экономического освобождения женщины, но трактовал «женский вопрос» как половой по существу. Бердяевский тезис о том, что женщины должны осуществлять свое высокое предназначение в обществе не только и не столько рождением и вскармливанием детей, сколько женственностью, выступающей их специфическим атрибутом. 

    Приверженцы эгалитарного подхода считали исходным основанием теоретического осмысления положения женщины в обществе «дуализм ее бытия», антиномии «семейственности и общественности», «материнства и профессиональной деятельности». Анализируя динамику места и ролей женщины в ходе исторического процесса, они вскрыли противоречивость основных социальных функций, реализуемых женщиной-субъектом: репродуктивной, семейно-бытовой и производственной.

    Обобщая достижения философской мысли, необходимо отметить, что обозначившиеся в эпоху античности патриархатный и эгалитарный подходы к анализу места, общественной роли и ценности мужчины и женщины до середины XIX столетия оставались господствующими. От патриархатного подхода отпочковался либеральный, эгалитарный и феминистский подходы, которые также получили импульс к самостоятельному развитию.      

    Но прежде чем перейти к системному обоснованию специальной методологии, необходимо проанализировать основные гендерные концепции и уяснить ключевые идеи, отражающие диалектику общественного бытия мужчины и женщины. Обозначенные подходы и концепции могут рассматриваться в качестве фундамента для последующего возведения «гендерного знания»:

1) в основе «биологической концепции – консервативно- патриархатный подход. Его сторонники абсолютизируют факт биологического диморфизма и устанавливают линейную причинно-следственную связь между анатомо-физиологическими особенностями женского организма и социальной «вторичностью» культурной ущербностью женщины;

2) биологическая концепция в «чистом виде» не столь распространена в современных условиях в сравнении с зародившейся в ее лоне и тесно примыкающей к ней социобиологической. В 70-80е годы «социобиологи» категорично утверждали, что сформировавшиеся в период становления человеческого рода устойчивые образцы поведения женщины в обществе (роль матери и хранительницы домашне-семейного очага) выступают универсалиями социальной организации;

3) интенсивное развитие биосоциальной концепции стало закономерным ответом на существенные изменения в характере общественных отношений и ролях мужчины и женщины;  

4) теоретико-методологическим источником гендерологии выступают и разнообразные феминистские или социологические концепции. Феминизм –это течение общественной мысли и идеология движения против различных видов дискриминации женщин. Феминисты едины желанием устранить сложившийся перекос в социальном функционировании женского пола. Они ратуют за пересмотр существующей гендерной системы и создание «новой культуры». 

    При этом весь концептуальный массив следует сгруппировать в два относительно самостоятельных блока – онтологический и гносеологический.

    Онтологические концепции (теории) раскрывают сущность и содержание гендера. К ним относят: теории роле-половой социализации и драматургического интеракционизма, этнометодологичесскую концепцию, теорию социального конструирования гендера и концепцию «деконструктивизма».

    Теория роле-половой социализации была сформулирована в трудах Т. Парсонса, Р. Бейлса, М. Комаровски и доминировала до конца 1970 г. Согласно этой теории, гендерные роли (маскулинность и феминность) закономерно усваиваются личностью, которая является относительно пассивной и в конечном счете принимает сложившиеся в обществе правила, подчиняется существующим нормам. При этом мужчине отведены «инструментальные», автономные, активные роли, а женщине – «экспрессивные», обеспечивающие (поддерживающие) пассивные.

    В теории драматургического интеракционизма гендер рассматривается одновременно как источник и результат психологического, культурного и социального взаимодействия. Автор данной теории Э. Гоффман – представил механизм конструирования гендера, введя в науку понятие гендерного дисплея. Гендерную составляющую Э. Гоффман трактует как базовое социальное отношение, как атрибут любой жизненной ситуации. Средством выражения половой принадлежности человека являются формальные конвенциональные акты (модели поведения). Определенный тип гендерной культуры предполагает наличие стандартных практик, впрочем, по мере широко-масштабной демократизации общественных отношений гендерные стереотипы претерпевают изменения.

Основоположник этнометодологической концепции Гарольд Гарфинкель разграничил биологический пол и социальную категоризацию по признаку пола, которая может совпадать или не совпадать с ним. Процесс идентификации и приписывание пола является важным условием продуктивного общения и взаимодействия людей.

Описанные концепции стали источниками теории социального конструирования гендера, обоснованная в работах П. Бергера и                  Т. Лукмана (80-е г.) рассматривает гендер как мир взаимодействия «мужского» и «женского» объясняет механизмы формирования, воспроизводства и ретрансляции определенных типов сознания, поведения, социальных отношений.

Новая концепция деконструирования гендерных отношений родилась из осознания эфемерности общих интересов женщин. Цветные феминистки поставили под сомнение корректность самой категории «женщина».

Стремительное накопление и развитие гендерных знаний и других концепций поставило исследователей перед необходимостью их синтеза, перехода от частных к общим теориям.

Существенной предпосылкой гендерологии как науки выступает и феминистская эпистемология (теория познания). Познание ведется в рамках нескольких парадигм: феминистского эмпиризма, позиционизма, постмодернизма и социального конструктивизма.

«Эмпиристы» стремятся к расширению границ гендерных исследований посредством изучения опыта женской депривации, и стремления достичь более высокого призвания в обществе.

«Позиционисты» разделяют точку зрения эмпириков о необходимости «женского угла зрения» в современной науке.

«Постмодернисты» констатируют, что феминистское движение о женщине и гендере - это лишь альтернативный взгляд на систему социальной стратификации, они по существу бросают вызов феминизму, полагая его фрагментарным, а поэтому бессильным изменить существующий патриархатный порядок.

«Конструктивисты» оппонируют представителям трех названных подходов, полагая, что социальный мир сконструирован. Они акцентируют внимание на многообразии «женского опыта». Отчасти это так, однако, последовательная абсолютизация различий неизбежно ведет к релятивизму, признанию относительно любого знания. Анализ гендерных взглядов, подходов и концепций, что наряду с обилием «рациональных зерен», они содержат весьма существенный недостаток относительно проблемы поиска (синтеза) теоретико- методологических оснований гендерологии и создания оригинальной

методологии.       

Контрольные вопросы

 

1. Какие подходы в плане решения «женского вопроса» были предложены античными мыслителями?

2. Укажите основные различие между «либералами» и «эгалитаристами»?

3. Перечислите основные гендерные концепции и раскройте их содержание.

4. В чем состоит научная новизна и значимость «онтологических» и «эпистемологических» феминистских исследований.

5. Каков метафорический смысл «линии» Платона – Бердяева -Фромма применительно к гендерным исследованиям?

 

Задание

1. Прочитать главу О.А. Ворониной «Гендерный подход в социальных науках» в Хрестоматии по гендерным исследованиям. //МЦГИ, 2000) и законспектировать II часть «Основные направления гендерной теории»;

2. Изучить терминологию глоссария Московского Центра Гендерных исследований относительно понятия «гендер», «гендерные исследования», «гендерные стереотипы», « гендерные роли» и т.д. и уметь показать свое видение того или иного термина и обосновать примерами.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...