Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 5. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА




 

1. Деятельность как способ существования общества.

2. Формы общественного развития.

 

Деятельность как способ существования общества

 

Развитие общества – результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

В повседневном языке слово "деятельность" употребляется в значении активности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканической деятельности, о деятельности внутренних органов человека и т.д. В более узком смысле это слово означает занятия человека, его труд.

Людей, проявивших себя в какой-либо общественной деятельности, называют деятелями. Деятельностьактивность (внутренняя и внешняя) человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.

Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия.

Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. От приспособительного поведения животных отличается практически преобразовательная деятельность человека. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, к окружающей среде, а преобразует ее. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

В структуре деятельности следует прежде всего различать субъект и объект деятельности. Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале.

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собой цель. Цель – осознанный образ предпринимаемого действия. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возник в сознании архитектора. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.

Итак, цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.

Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависят от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т.д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т.п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: "Палить из пушки по воробьям", это значит, что средства не соответствуют цели.

А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами?

Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли: "О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом. Он считал, что для достижения цели можно обманывать, "при надобности не чураться зла".

Итак, победителей не судят? Цель оправдывает средства? А вот другая точка зрения. Ее выразил русский писатель Н.С. Лесков: "Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья". Значит, для достижения благородной цели годятся не любые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели: он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества.

Можете ли вы привести исторические примеры, подтверждающие эту мысль?

Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время, когда они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность земледельца – вспашку, посев, прополку, уборку урожая.

Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Поведение человека – это внешнее проявление его деятельности. В поведении человека проявляется его отношение к обществу, другим людям, рассматриваемое со стороны нравственности и права. Так, отклоняющимся называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...