Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ XIX-XX ВВ.
В период после заката немецкой классической философии в науке происходят важные изменения. Если раньше мыслители пытались построить единую систему человеческого знания, то с середины XIX в. стали формироваться специализированные науки. Это сказалось и на изменении роли ученого. С этого времени постепенно становятся принадлежностью прошлого ученые-энциклопедисты, на смену им приходят специалисты, компетентные лишь в той узкой области, на которую направлены их интересы. Заметное развитие получают экспериментальные методы, в том числе и в общественных и гуманитарных науках. Именно окончательному становлению эксперимента и эмпирической науки (то есть науки, ориентированной на познание материального мира) мы обязаны развитием техники и становлением индустриального общества. Развиваясь, наука спровоцировала развитие техники и тем самым определила современное состояние нашего мира. Впрочем, далеко не все ученые и мыслители разделяли идеалы строго научного познания и эмпирической науки. Как только сформировалась строгая наука, у нее появился и антипод – разнообразные иррационалистические направления в философии. Сущность иррационализма состоит в отрицании возможностей логического познания мира, в неверии в силу человеческого сознания. К таким мыслителям можно отнести Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера и некоторых других философов. Возможно, их позиция по отношению к человеку, обществу и культуре слишком пессимистична, однако в ней есть и справедливые моменты. По крайней мере, благодаря этим мыслителям мы можем увидеть то, что ученые, убежденные в безграничных способностях человеческого разума, не могли или не хотели заметить. К этому же периоду относится творчество таких крупных экономистов, как Давид Рикардо, Джонн Стюарт Милль, Альфред Маршалл, Карл Маркс. Клод-Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.) – французский мыслитель, стоявший у истоков социализма и социологии как самостоятельной науки. Сен-Симон был одним из первых ученых, который считал, что при помощи позитивизма как метода можно изучать общество и выявлять законы, которым оно подчиняется. Сен-Симон считал, что общество проходит три стадии развития: рабство, феодализм и индустриализм. Каждой из этих стадий соответствует особый тип мышления: в рабовладельческом обществе это политеизм, в феодальном – теизм (то есть монотеизм), в индустриальном – позитивизм. Развитие общества представлялось Сен-Симону как чередование стабильных и кризисных состояний. В первом случае общество было уравновешенным и интегрированным, во втором – разобщенным. Сен-Симон придерживался радикальных взглядов на преобразование общества. Он считал, что собственность и власть над обществом должны принадлежать ученым и промышленникам, то есть людям, которые реально могут на него влиять, учитывая действительные нужды. Те же, в чьих руках власть обычно находится, то есть бюрократы, юристы и духовенство, способны лишь паразитировать на обществе и не приносят никакой пользы. Сен-Симон разработал план преобразования общества, в основу которого были положены следующие принципы: 1) введение обязательного для каждого члена общества труда; 2) централизованное планирование промышленности и сельского хозяйства; 3) превращение общества в ассоциацию; 4) стимулирование способностей человека и распределение благ согласно их уровню. Социологам Сен-Симон отводил роль жрецов этой новой религии. По мнению Сен-Симона, именно она должна была спасти современное ему общество и вывести его из кризиса. Для этого необходимо было провести морально-религиозную реформу, в основе которой должно было лежать стремление владельцев предприятий улучшить условия труда рабочих. Сен-Симон первым предложил идею планирования экономики, и по этой причине его иногда считают основателем экономической социологии. Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.) – крупный политический деятель и ученый. Он стал известным благодаря своему трактату "О демократии в Америке". Он представляет собой одно из первых описаний общественных установлений нравов и обычаев, выполненное на основании американского общества. Кроме того, в этом трактате он пытался доказать, что стремление к свободе несовместимо с социальным и экономическим равенством и стремлением игнорировать индивидуальные особенности людей. Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин "социология". Кстати, Конт был секретарем Сен-Симона, а потому его вклад в современные представления об обществе был том числе и косвенным, через влияние на последнего. Будучи позитивистом, социологию Конт обосновывал по аналогии с точными науками, науками о природе. По его мнению, следует отказаться от положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Следовательно, социология, как и науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие явлениями действительности. Для Конта позитивизм был третьей, высшей стадией развития сознания человечества, приходящей на смену теологии и метафизике. Соответственно и основными методами новой науки, по его мысли, должны были стать наблюдение и эксперимент. Впрочем, Конт не рассматривал социологию как обычную науку. Он считал ее вершиной всех наук и отводил ей роль, аналогичную религии. Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления. Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он и постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук. Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) – один из наиболее крупных представителей натуралистически ориентированной социологии, часто называемой "социальным дарвинизмом". Спенсер рассматривал общество как единый организм, аналогичный биологическому организму. Спенсер выделял два типа общества: 1) военное, воинствующее, то есть основанное на принуждении и жестком социальном контроле, и 2) индустриальное, предоставляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля. В отличие от военного общества, индустриальное общество характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его развитию и ограничивают свободу составляющих его индивидов. Хотя теория Спенсера и заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, Спенсер не считал, что жизнью общества управляет принцип "выживает сильнейший". Данный принцип, по мнению ученого, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Цели на этом этапе в обществе достигают в большей степени силой убеждения, а не агрессией. Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) – французский социолог, оказавший огромное влияние на становление современных представлений об обществе. По мнению Дюркгейма, социология могла стать наукой только при условии, если у нее будет собственный объект и собственный метод. Предмет социологии Дюркгейма – это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который: 1) накладывает определенные ограничения на действия индивида и в то же время 2) является внешним, объективным по отношению к нему (не являются результатом его субъективной, внутренней, индивидуальной мотивации). Именно социальные факты управляют индивидом. Таким образом, на человека с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление перенесенных внутрь норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека. Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией. Аномия – это такое состояние, когда государство утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезориентации, оказывается неспособным отличить "хорошее" от "плохого", "правильное" от "неправильного". Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. В этом случае общество оказывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение. Карл Маркс (1818-1883 гг.) – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Будучи немцем по происхождению, значительную часть жизни Маркс провел во Франции, Бельгии и Англии. Большое влияние на взгляды Маркса оказали философская концепция Гегеля, французский социализм и английские экономические теории. Наиболее известной особенностью мысли Маркса является, пожалуй, представление о связи между экономической и социальной жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента: 1) средства производства, то есть орудия и материалы, 2) работника и 3) того, кто присваивает продукт производства. Эти три элемента присутствуют в любой экономике, своеобразие же сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы. Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими (отношения владения). Во-вторых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или 1) на средства производства, или 2) на труд, или 3) на то и другое одновременно (отношения собственности). Разграничение работников, то есть тех, кто живет только своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда, является основным в классовой теории Маркса. При помощи этого разграничения Маркс описывал производственные отношения в сфере экономики. Производственные отношения отражают существующее разделение труда и определяются уровнем развития орудий производства. По сути, все описываемые Марксом формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) строятся на противопоставлении двух классов. Однако это не означает, что структура общества двоична. В частности, Маркс отмечал, что структура реального общества часто включает в себя классы, являющиеся рудиментами существовавших ранее форм общества. Маркс разработал особую концепцию социального изменения. Он полагал, что классовая борьба является основным двигателем истории. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызвать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство. В России судьба учения Маркса складывается непросто. После длительной идеализации его концепции в советский период на какое-то время установилось крайне враждебное отношение к его идеям. Однако в настоящее время можно заметить, что оценка его творчества становится все менее и менее предвзятой.
Вопросы и задания
1. Какие изменения происходят в науке в начале и середине XIX в.? 2. Как Сен-Симон описывал развитие общества? Какая роль в общественном развитии отводилась науке? 3. Кто первым предложил описание нравов и обычаев жителей Америки? 4. Какие особенности, с точки зрения О. Конта, присущи социологии как науке? Что она должна изучать? Какова ее роль в общественной жизни? 5. Какие типы общества выделял Спенсер? Охарактеризуйте каждый из них. 6. Что такое "социальный факт" – понятие, предложенное Э. Дюркгеймом? 7. Что такое аномия? 8. Чем наиболее известен К. Маркс?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |