Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ XIX-XX ВВ.




 

В период после заката немецкой классической философии в науке происходят важные изменения. Если раньше мыслители пытались построить единую систему человеческого знания, то с середины XIX в. стали формироваться специализированные на­уки. Это сказалось и на изменении роли ученого. С этого времени постепенно становятся принадлежностью прошлого ученые-энциклопедисты, на смену им приходят специалисты, компетентные лишь в той узкой области, на которую направлены их интересы.

Заметное развитие получают экспериментальные методы, в том числе и в общественных и гуманитарных науках. Именно окон­чательному становлению эксперимента и эмпирической науки (то есть науки, ориентированной на познание материального мира) мы обязаны развитием техники и становлением индустриального общества. Развиваясь, наука спровоцировала развитие техники и тем самым определила современное состояние нашего мира.

Впрочем, далеко не все ученые и мыслители разделяли идеа­лы строго научного познания и эмпирической науки. Как только сформировалась строгая наука, у нее появился и антипод – раз­нообразные иррационалистические направления в философии. Сущность иррационализма состоит в отрицании возможностей логического познания мира, в неверии в силу человеческого со­знания. К таким мыслителям можно отнести Шопенгауэра, Ниц­ше, Шпенглера и некоторых других философов. Возможно, их позиция по отношению к человеку, обществу и культуре слиш­ком пессимистична, однако в ней есть и справедливые моменты. По крайней мере, благодаря этим мыслителям мы можем уви­деть то, что ученые, убежденные в безграничных способностях человеческого разума, не могли или не хотели заметить.

К этому же периоду относится творчество таких крупных эко­номистов, как Давид Рикардо, Джонн Стюарт Милль, Альфред Маршалл, Карл Маркс.

Клод-Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.) – французский мыс­литель, стоявший у истоков социализма и социологии как само­стоятельной науки. Сен-Симон был одним из первых ученых, ко­торый считал, что при помощи позитивизма как метода можно изучать общество и выявлять законы, которым оно подчиняется.

Сен-Симон считал, что общество проходит три стадии разви­тия: рабство, феодализм и индустриализм. Каждой из этих ста­дий соответствует особый тип мышления: в рабовладельческом обществе это политеизм, в феодальном – теизм (то есть моноте­изм), в индустриальном – позитивизм. Развитие общества пред­ставлялось Сен-Симону как чередование стабильных и кризис­ных состояний. В первом случае общество было уравновешенным и интегрированным, во втором – разобщенным.

Сен-Симон придерживался радикальных взглядов на преобра­зование общества. Он считал, что собственность и власть над об­ществом должны принадлежать ученым и промышленникам, то есть людям, которые реально могут на него влиять, учитывая действительные нужды. Те же, в чьих руках власть обычно нахо­дится, то есть бюрократы, юристы и духовенство, способны лишь паразитировать на обществе и не приносят никакой пользы. Сен-Симон разработал план преобразования общества, в основу кото­рого были положены следующие принципы: 1) введение обяза­тельного для каждого члена общества труда; 2) централизован­ное планирование промышленности и сельского хозяйства; 3) пре­вращение общества в ассоциацию; 4) стимулирование способнос­тей человека и распределение благ согласно их уровню.

Социологам Сен-Симон отводил роль жрецов этой новой религии. По мнению Сен-Симона, именно она должна была спасти современное ему общество и вывести его из кризиса. Для этого необходимо было провести морально-религиозную реформу, в ос­нове которой должно было лежать стремление владельцев пред­приятий улучшить условия труда рабочих.

Сен-Симон первым предложил идею планирования экономи­ки, и по этой причине его иногда считают основателем экономи­ческой социологии.

Алексис де Токвиль (1805-1859 гг.) – крупный политиче­ский деятель и ученый. Он стал известным благодаря своему трактату "О демократии в Америке". Он представ­ляет собой одно из первых описаний общественных установле­ний нравов и обычаев, выполненное на основании американско­го общества. Кроме того, в этом трактате он пытался доказать, что стремление к свободе несовместимо с социальным и экономи­ческим равенством и стремлением игнорировать индивидуальные особенности людей.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский мыслитель, ко­торый считается основателем социологии. Первым предложил тер­мин "социология". Кстати, Конт был секретарем Сен-Симона, а потому его вклад в современные представления об обществе был том числе и косвенным, через влияние на последнего. Будучи позитивистом, социологию Конт обосновывал по ана­логии с точными науками, науками о природе. По его мнению, следует отказаться от положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Следовательно, социология, как и науки о при­роде, должна изучать объективные законы, управляющие явле­ниями действительности. Для Конта позитивизм был третьей, высшей стадией развития сознания человечества, приходящей на смену теологии и метафизике. Соответственно и основными мето­дами новой науки, по его мысли, должны были стать наблюдение и эксперимент.

Впрочем, Конт не рассматривал социологию как обычную на­уку. Он считал ее вершиной всех наук и отводил ей роль, анало­гичную религии. Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государствен­ного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные пред­ставления.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, ко­торый существует по законам, аналогичным тем, которые управ­ляют природой и другими организмами. На основании этого он и постулировал возможность изучения жизни общества при помо­щи методов естественных наук.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) – один из наиболее крупных представителей натуралистически ориентированной социологии, часто называемой "социальным дарвинизмом". Спенсер рассмат­ривал общество как единый организм, аналогичный биологиче­скому организму.

Спенсер выделял два типа общества: 1) военное, воинствую­щее, то есть основанное на принуждении и жестком социальном контроле, и 2) индустриальное, предоставляющее больше свобо­ды своим членам за счет ослабления централизации и контроля. В отличие от военного общества, индустриальное общество характеризуется большей разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление не­благоприятны для общества, так как они препятствуют его раз­витию и ограничивают свободу составляющих его индивидов.

Хотя теория Спенсера и заимствовала некоторые идеи из эво­люционной концепции Дарвина, Спенсер не считал, что жизнью общества управляет принцип "выживает сильнейший". Данный принцип, по мнению ученого, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества бо­лее характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Цели на этом этапе в обществе достигают в большей степени силой убеждения, а не агрессией.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) – французский социолог, оказавший огромное влияние на становление современных представлений об обществе. По мнению Дюркгейма, социология мог­ла стать наукой только при условии, если у нее будет собствен­ный объект и собственный метод. Предмет социологии Дюркгейма – это социальные факты, которые составляют особую соци­альная реальность, имеющую свои собственные качества и зако­ны. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой соци­альный феномен, который: 1) накладывает определенные огра­ничения на действия индивида и в то же время 2) является вне­шним, объективным по отношению к нему (не являются резуль­татом его субъективной, внутренней, индивидуальной мотивации). Именно социальные факты управляют индивидом.

Таким образом, на человека с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабиль­ности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих ин­дивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление пере­несенных внутрь норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека.

Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией. Аномия – это такое состояние, когда государство утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезо­риентации, оказывается неспособным отличить "хорошее" от "пло­хого", "правильное" от "неправильного". Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностя­ми и степенью их удовлетворения. В этом случае общество ока­зывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Будучи немцем по происхождению, значительную часть жизни Маркс провел во Франции, Бельгии и Англии. Большое влияние на взгляды Мар­кса оказали философская концепция Гегеля, французский соци­ализм и английские экономические теории.

Наиболее известной особенностью мысли Маркса является, пожалуй, представление о связи между экономической и соци­альной жизнью общества. Экономика (базис) включает три обя­зательных элемента: 1) средства производства, то есть орудия и материалы, 2) работника и 3) того, кто присваивает продукт про­изводства. Эти три элемента присутствуют в любой экономике, своеобразие же сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы. Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими (отношения владения). Во-вто­рых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или 1) на средства производства, или 2) на труд, или 3) на то и другое одновременно (отношения собственности).

Разграничение работников, то есть тех, кто живет только сво­им трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда, является основным в классовой теории Маркса. При помощи этого разграничения Маркс описывал производственные отношения в сфере экономики. Производственные отношения отражают суще­ствующее разделение труда и определяются уровнем развития ору­дий производства. По сути, все описываемые Марксом формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) строятся на противопоставлении двух классов. Однако это не означает, что структура общества двоична. В частности, Маркс отмечал, что струк­тура реального общества часто включает в себя классы, являющи­еся рудиментами существовавших ранее форм общества.

Маркс разработал особую концепцию социального изменения. Он полагал, что классовая борьба является основным двигателем истории. Это означает, что трансформации экономической струк­туры сами по себе не способны вызвать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство.

В России судьба учения Маркса складывается непросто. Пос­ле длительной идеализации его концепции в советский период на какое-то время установилось крайне враждебное отношение к его идеям. Однако в настоящее время можно заметить, что оценка его творчества становится все менее и менее предвзятой.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие изменения происходят в науке в начале и середине XIX в.?

2. Как Сен-Симон описывал развитие общества? Какая роль в обще­ственном развитии отводилась науке?

3. Кто первым предложил описание нравов и обычаев жителей Америки?

4. Какие особенности, с точки зрения О. Конта, присущи социологии как науке? Что она должна изучать? Какова ее роль в общественной жиз­ни?

5. Какие типы общества выделял Спенсер? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Что такое "социальный факт" – понятие, предложенное Э. Дюркгеймом?

7. Что такое аномия?

8. Чем наиболее известен К. Маркс?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...