Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА




 

1. Что такое общество? Признаки общества.

2. Мыслители прошлого об обществе.

 

1. Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени. Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного язы­ка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово "общество" принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются со­ставными частями других общностей.

Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало мно­жество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каж­дая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные вла­стные и прочие государственные структуры. Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою отграниченность от других подоб­ных объединений людей. Ощущение своих особенностей создает­ся за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объеди­нения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко отграничен­ной от других территории, то есть родины, и т.д.

Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более круп­ное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основ­ным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей.

По этой причине называть данные народы отдельными общества­ми можно лишь с некоторыми оговорками.

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане" этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди.

Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах, то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества. Это могут быть обра­зы исторических личностей и событий. Для России таким ключевы­ми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Гроз­ного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России.

2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естествен­но, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлия­ние культур, под культурой следует понимать ядро родной куль­туры, то есть традиции, благодаря которым Отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному об­ществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей.

3. Каждое общество является самой большой единицей соци­альной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в свя­зи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако гово­рить о том, что этот признак недействителен, невозможно.

4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества: в обычном случае ребе­нок, рожденный членами общества, и сам становится членом дан­ного общества. Население может пополняться, и за счет мигра­ции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют "коренной наци­ей" (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большин­ства других социальных общностей.

5. Население как субъект общества живет на определенной территории. В настоящее время процессы миграции очень усили­лись, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Од­нако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосред­ственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом.

6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства. Хотя общество первично по отношению к государ­ству, можно утверждать, что общества, не имеющие государствен­ных форм жизни, отстают в своем развитии.

7. Общество характеризуется социальной дифференциацией, которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкну­тые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться сво­ими людьми. Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом слу­чае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных бо­гатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт при­водит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существу­ющего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в бога­тые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, сле­довательно, является движущей силой развития.

Общество отличается от таких явлений, как государство и на­селение.

Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга.

1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государ­ства, тогда как государство появляется позже общества, а сле­довательно, является вторичным. Государственные структу­ры и государственная власть возникают лишь на "продвину­тых" этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает граж­данство, то есть формально закрепленную принадлежность че­ловека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство. Однако не любое об­щество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса граж­данина можно выделить:

а) негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование;

б) догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским;

в) гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением.
Гражданское общество существовало еще до появления государства.

Гражданское общество имеет следующие признаки:

– наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собствен­ного труда и материально не зависящих от государства;

– наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защи­щающие те или иные интересы самих граждан или обще­ства в целом (например, профсоюзы, религиозные, моло­дежные, женские, экологические и иные организации). Та­кие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от госу­дарственной власти. Однако благодаря таким организаци­ям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними;

– демократия низового уровня, то есть участие в государствен­ной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демок­ратической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых кол­лективах).

2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества мо­жет выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи соци­ального контроля, который выражается в отношении окружа­ющих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства.

 Отличие общества от населения заключается в том, что насе­ление является "носителем" общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его. На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения об­щества не всегда означают, что изменилось население, и, наобо­рот, изменение населения не всегда означает, что изменилось об­щество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, посколь­ку в результате экономических и политических реформ измени­лась стратификация общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, измени­лись их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности.

 Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены "встраиваться" в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граж­дан Российской Федерации в европейские страны и США. В древ­ние времена такие изменения происходили в основном при заво­еваниях.

 Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя:

– людей;

– социальные взаимодействия и отношения, которые связы­вают людей;

– социальные группы и общности;

4) социальные институты;

5) нормы и ценности.

Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отноше­ния связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институ­там, группам и общностям, а индивид становится личностью толь­ко в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.

 


Вопросы и задания

 

1. Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга.

2. Как можно доказать, что общество отличается от населения?

3. Назовите основные признаки общества. Что обеспечивает его целос­тность? Какие черты присущи любому обществу?

4. Назовите три основных подхода к изучению общества. Что берется в качестве точки отсчета в каждом из них?

5. Какие основные этапы развития общества можно выделить?

 

 

 



ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Основным источником наших знаний о со­циальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержа­ния. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.

Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахма­нам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вай­шьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высо­кое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жест­кими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представ­лениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерожде­ния, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древ­ней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия.

В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, "жажды", то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освобо­диться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а пото­му человек оказывался "недоступным" для всех мирских несчас­тий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь.

На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних глав­ным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых ре­чей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреб­лять опьяняющих напитков.

Древний Китай.Китайская цивилизация породила множе­ство философских школ и направлений, но наиболее влиятель­ным, наиболее важным для китайского миросозерцания было кон­фуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиоз­ной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объектив­ное описание социальных процессов, а на "рецепты" создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теории.

Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько незави­симых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.

Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и вли­яние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.

Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым сле­довали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в госу­дарстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возро­дить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последовате­лей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Центральным для нее был концепт "жэнь", который можно перевести как "гуманность", "человечность", "человеколюбие". Этот принцип можно сформулировать следующим образом: "не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам".

Важную роль в конфуцианстве играл и принцип "ли" – со­блюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоот­ношения в китайском обществе регулировались сложной систе­мой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функци­онирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайс­кого общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этике­та. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главен­ствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные вос­точными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, кото­рые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные на­уки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в раз­нообразных философских системах.

Первым и одним из наиболее значимых для античности мыс­лителей был Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий фило­соф, основоположник философского идеализма.

Социальная теория Платона изложена в его работах "Государ­ство", "Законы" и "Политик". В "Государстве" Платон утверж­дает, что основной причиной возникновения общества была необ­ходимость объединения, без которого люди не могли удовлетво­рять свои потребности.

Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный ха­рактер, так как описывает скорее идеальное государственное ус­тройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в "Государстве".

В то же время Платон предложил классификацию форм влас­ти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой являет­ся охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в. действительностиАристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным.

Демократию (буквально "власть народа") Платон рассматри­вал как власть бедняков. К демократии Платон относился нега­тивно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, посколь­ку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Пла­тон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была на­правлена на критику государственного устройства Афин, в кото­рых Платон прожил долгое время

Платон одним из первых попытался проанализировать струк­туру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государ­ства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедли­вость – присуща всему обществу в целом.

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став осново­положником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал сис­тему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чув­ственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости до­казательности, а также в установке на объяснение любого опи­санного факта.

 Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате "Поли­тика". В нем Аристотель первым сформулировал признаки де­мократии, которые разделяются в настоящее время всеми поли­тологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает ста­бильность власти. Кроме того, обязательным признаком демок­ратии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.

 Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государ­ственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).

Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он вы­делял "нормальные" и "ненормальные" формы правлений. К пер­вым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, ари­стократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.

 

Вопросы и задания

1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?

2. Какие учения играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложи­те их основные положения. Какие труды философа Платона вы знаете?

3. Какую структуру имело идеальное общество у Платона?

4. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит раз­личие между их точками зрения?

5. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти? Что общего в их классификациях? Чем они различаются?

6. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?

7. Какие работы написал Аристотель?

 

 


СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

 Средние века и Возрождение. Средневековая наука существовала в рамках теологической культуры, противопоставлявшей земную низменную жизнь божественному миру чистого, вечного, прекрасного. И все научные построения средних веков вписывались в христианскую идеологию, не противо­речили ей.

 В средние века человека видели как двойственное существо. Поскольку человек обладает душой, он из всего сущего наиболее близок к богу. Однако человек грешен, и его тело – это земное, дьявольское начало, склонное к греху. А по этой причине чело­век рассматривался как поле боя между богом и дьяволом, меж­ду добром и злом.

 В центре средневековой картины мира находился бог – выс­шее существо, творец мира, способный решать его судьбы. Ко­нечно, свобода человека не отрицалась: поскольку человек наи­более близок к богу, он, в отличие от других существ, обладает и максимальной свободой. Он свободен выбирать между добром и злом. По этой причине церковь стремилась поставить на истин­ный путь – путь веры в бога и соблюдения нравственных и рели­гиозных норм – как можно большее число людей.

 Одной из наиболее крупных фигур Средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – теолог, разработавший философс­кую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. С его точки зрения все зна­ния составляют иерархически организованную систему, в кото­рой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять тео­логии; различие между ними заключается лишь в том, что чело­веческий разум и разум божественный занимают разное положе­ние в мировой иерархии.

 Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из божественной воли: бог так устроил мир, и нам ниче­го не остается, кроме как подчиниться его воле; любые попытки перейти из своего сословия в высшее грешны по своей природе.

 Однако Фома четко разделял божественную и мирскую власть. Поскольку мир – это место, где существует только тленное тело, мирским властям принадлежит лишь оно, но не бессмертная душа, которая находится во власти бога.

 Аквинский лучшим типом государственного правления счи­тал монархию, поскольку она воспроизводит устройство мира, которым правит бог. Однако правитель не может отождествлять себя с богом и должен признавать приоритет церковной власти над властью земной. Наиболее ярко это проявляется в тирании. Худшей формой государственного устройства Фома считал также демократию.

 Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) – монах-францисканец, разработавший самостоятельную теорию, за что был заключен в тюрьму, где провел без малого четырнадцать лет. Его влияние на социальную мысль было не очень велико, однако именно он заложил основы эмпирической науки, то есть науки, основанной на опытном знании. Такую науку Бэкон противопоставлял схолас­тике.

 Эпоха Возрождения – это период, в который началось посте­пенное отделение науки от богословия, завершившееся позже, в Новое время. Этот период характеризуется высочайшими дости­жениями в сфере искусства. В экономической сфере происходило постепенное выдвижение на первый план буржуазии, что стало предпосылкой последующего становления капитализма. В поли­тической сфере произошло усиление государственной власти, по­явились первые государства, характеризовавшиеся сильной цен­трализованной властью. Политические воззрения того времени в значительной степени оставались ненаучными. Так, большой по­пулярностью в эпоху Возрождения пользовались проекты иде­ального государственного устройства, представлявшиеся как опи­сания фантастических государств. Наибольшую известность по­лучили "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы.

 Именно в этот период начал формироваться эксперименталь­ный метод научного исследования. Развитие науки привело и к значительным изменениям представлений о мире и месте, которое занимает в нем человек.

 В эпоху Возрождения творили такие мыслители, как Мишель Монтень и Эразм Роттердамский. В их творчестве содержится основательная критика религиозной морали, которую эти мыслители считали необходимым заменить более простой и человеч­ной моралью. Монтень и Эразм Роттердамский были одними из первых людей в Европе, которые осознали, что мораль и нрав­ственность не зависят от религии и являются универсальными ценностями, присущими человеку как мыслящему существу.

 Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – крупный итальянский правитель и дипломат эпохи Возрождения. Его трактат "Государь". Макиавелли продолжает традицию, начатую платоновским "Государством", однако больше внимания уделяет не государству как та­ковому, а личности политического лидера. Такой акцент можно объяснить биографически (Макиавелли был политиком, дипло­матом), а также культурным контекстом эпохи Возрождения: именно в этот период на первый план выступает личность.

 По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Госу­дарство выполняет самостоятельные цели, а потому и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя, прообразом которого можно считать Цезаря Борджиа. Однако эти качества не являют­ся особенностью исключительно государя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указывают принци­пы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности:

1. В основе любых человеческих действий лежат честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой.

2. Умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим поданным. Этот принцип Макиавелли обосновы­вает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем. Здесь, в общем-то, впер­вые обещание рассматривается как способ привлечения сторон­ников, способ расположения людей к себе. Кроме того, Макиа­велли полагал, что правитель, который помнит о своих обеща­ниях и выполняет их, неизбежно впадает в зависимость от под­данных, а, следовательно, может попасть и под их контроль.

3. Добро следует творить постепенно, а зло – сразу. Человеку свой­ственно стремиться помнить хорошее и забывать о плохом. Жестокость считается более справедливой и легче переносится, если она совершается сразу, а не постепенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти награды редки.

Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что госу­дарство существует для общего блага, то есть обеспечивает поря­док, безопасность и благосостояние граждан.

Макиавелли предложил свою типологию форм государствен­ного устройства: 1) монархия – одна из основных форм; она мо­жет быть ограниченной, деспотической и тиранической; 2) рес­публика – вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины); 3) олигархия; 4) плебисцит­ная монархия.

Последние две формы государственного устройства Макиа­велли рассматривал как переходные между монархией и респуб­ликой. Республика является наиболее правильным государствен­ным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситу­ациях, когда государство нуждается в установлении порядка.

Новое время. Новое время – новый этап в развитии европей­ской мысли. Если в средние века зарождающаяся наука целиком зависела от церкви, а в эпоху Возрождения только наметилось ее отделение от богословия, то в Новое время освобождение науки от теологии стало реальностью.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ, некото­рое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.

Он разработал концеп­цию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества – война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, кото­рое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках обще­ства. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предпо­лагает отказ человека от свободы в пользу защищенности, кото­рую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство.

Гоббс выделял три типа правления: 1) демократию, 2) арис­тократию и 3) монархию. Лучшей формой государственного прав­ления он считал монархию.

Другой великий философ того времени Джон Локк (1632-1704 гг.) Он создал концепцию "естественного права", в соответствии с кото­рой люди равны от рождения. На основании этого он сделал вы­вод, что никто – даже монарх – не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. В случае, если монарх наруша­ет эти правила, граждане вправе не подчиняться ему, то есть рас­торгнуть заключенный с ним договор. Впоследствии идеи Локка легли в основу идеи прав человека, очень актуальной в наши дни.

Джон Локк стоял также у истоков учения о ветвях власти. Он выделял три ветви: исполнительную, федеративную и законо­дательную власть. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – следить за их исполнением и обеспе­чивать его, а федеративная – отвечать за внешнюю политику. В настоящее время ветви власти выделяются иначе, однако в осно­ве их выделения лежит идея Джона Локка.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) может по праву счи­таться основателем географического направления в социологии, политологии и геополитики. В работах "Персидские письма" и "О духе законов" он сформулировал теорию, в соответствии с ко­торой обычаи народов, их нрав, политическое устройство их го­сударств зависят от той территории, на которой они проживают. Географический детерминизм,разрабатывавшийся такими уче­ными, как Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников, предполага­ет, что политическое и социальное устройство общества опреде­ляется формой ландшафта, доступом к морям, обширности тер­ритории, на которой проживают представители нации.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский писатель и философ, создавший теорию "естественного человека". Согласно его теории, че­ловек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Соответственно, необходим "общественный договор", который был бы основан на идеалах равенства и свободы.

По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы про­верить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо прово­дить референдумы. Наиболее благоприятными условиями для это­го являются социальные образования, напоминающие древние го­рода-государства, в которых членов было не настолько много, что­бы нельзя было прийти к согласию.

Бурное экономическое и технологическое развитие европей­ских государств стало причиной появления огромного количе­ства трудов, в которых исследовалось общественное богатство, рыночные механизмы и множество других экономических про­блем. Так постепенно сформировалась новая наука – экономика. Представить себе, чтобы экономическая теория возникла рань­ше, просто невозможно. Если раньше рыночные механизмы были достаточно примитивными, экономические связи объединяли в основном расположенные рядом хозяйства, то в Новое время по­ложение стало меняться. Новая наука пыталась дать ответы на новые для европейских обществ вопросы. А возникали эти вопро­сы потому, что возникали новые отношения, экономические свя­зи внутри государств и между государствами стали более разви­тыми и прочными.

Наиболее яркой фигурой, повлиявшей на становление новой науки, был английский ученый Адам Смит (1723-1790 гг.). Он первым очертил основные механизмы, которые лежат в основа­нии рынка. Вопрос, который он поставил и на который попытал­ся ответить, можно сформулировать следующим образом: как из действий людей, которые действуют из стремления обогатиться, то есть на основании эгоистического стремления, складывается целостная экономическая система?

В теории Смита экономика предстала как самостоятельная сфе­ра, в которой действуют механизмы саморегуляции – спрос и пред­ложение. Именно эти механизмы, а не вмешательство государства, могут сделать экономику эффективной и гармоничной. Смит зало­жил основу либеральных экономических идей. Хотя его формули­ровки претерпели изменения и были уточнены, их ценность оста­ется неизменной.

 


Вопросы и задания

1. Каких крупных мыслителей эпохи средних веков вы знаете? Охарак­теризуйте их идеи. Чем они прославились?

2. Как в средние века люди осмысляли свое место в мире? Какую роль в средневековой картине мира играл бог? Какое место занимала в средневековой картине мира светская, государственная власть?

3. Какие изменения в подходе к миру и человеку начались в эпоху Воз­рождения? Как изменились взгляды на человека и общество?

4. Каких известных представителей эпохи Возрождения, прославивших­ся своими идеями об обществе, вы можете назвать?

5. Охарактеризуйте взгляды Никколо Макиавелли. Как его взгляды были связаны с его биографией?

6. Какими принципами, с точки зрения Макиавелли, должен руководство­ваться в своей деятельности государь?

7. Кто разработал концепцию общественного договора? В чем состоит сущность этой концепции?

8. Что такое "естественное право"? Кто впервые предложил это понятие?

9. Кто создал теорию "естественного человека"? В чем состоит ее сущность?

10. Кто был автором идеи разделения властей? В чем заключается эта идея?

11. Охарактеризуйте идеи Ш.-Л. Монтескье.

12. Кто стоял у истоков экономики?

 

 


СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

В конце XVIII – начале XIX вв. центром интеллектуальной жизни Европы стала Германия. Именно в этот период творили такие философы, как И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах. В силу своего огромного значения для истории миро­вой мысли этот период получил название "немецкой классичес­кой философии". Именно в немецкой классической философии свое высшее воплощение нашли попытки построить целостную систему наук.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – родоначальник немецкой классической философии – рассматривал человека как абсолют­ную ценность, как самоцель; с его точки зрения, человека нельзя рассматривать как средство достижения цели, пусть даже благой (например, всеобщего счастья и благоденствия). В этом прояви­лось родство идей Канта идеям Ж.-Ж. Руссо.

Исследуя этические и моральные аспекты поведения людей, Кант пришел к понятию категорического императива: человек должен поступать так, чтобы руководящие им принципы могли стать основой для всеобщего законодательства, то есть принци­пом для поступков других людей. Кант полагал, что нравствен­ный закон может быть только формальным, но не содержатель­ным, то есть не может содержать конкретных указаний на то, как должен действовать человек. Моральным Кант считал только такое поведение, которое со­знательно выбирается и строится в соответствии с моральным законом. Если человек выбирает действие или форму поведения лишь под влиянием влечений, а, следовательно, его совпадение с требованием категорического императива оказывается случайным, данное поведение еще нельзя считать моральным, оно лишь ле­гально.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – крупней­ший представитель немецкой классической философии. В основе его системы лежал поиск основной детерминанты исторического развития. Гегель построил всеохватывающую концепцию разви­тия человечества, в которой важное место занимает обществен­ная жизнь.

В центре его философской системы стоит Мировой Дух – ра­зумное начало, которое реализуется в исторических процессах и действиях конкретных людей и выражается в последовательно сменяющих друг друга образах культуры. Мировой Дух проявля­ется в таких явлениях, как религия, искусство, наука, филосо­фия. Мировой дух реализуется также в праве, морали, нравствен­ности. По мнению Гегеля, нравственность возникает тогда, когда свободная субъективная воля, проявляющаяся в произвольном действии индивида, встречается с моральностью, в результате чего человек начинает согласовывать свои желания с желаниями дру­гих людей.

Нравственность включает в себя семью, гражданское общество и государство. Если две первые формы Гегель рассмат­ривал как конечные, то третью форму – государство – он считал формой бесконечной. При рассмотрении семьи Гегель пришел к выводу, что в настоящей семье вся власть принадлежит мужчи­не, а женщина занимается лишь воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.

Государство Гегель рассматривал как нечто большее, чем про­сто сумму составляющих его индивидов. Хотя представление о системе зародилось на заре европейской культуры, еще у Аристо­теля, именно Гегель разработал понятие "целостность". С точки зрения Гегеля, целое всегда больше, чем сумма частей, а сущ­ность частей во многом определяется тем, что они входят в целое. Части целого не могут быть рассмотрены в отдельности друг от друга, так как тесно связаны между собой в рамках целого. Диа­лектика Гегеля оказала очень большое влияние на К. Маркса.

 

Вопросы и задания

1. Назовите крупных представителей немецкой классической философии.

2. Сформулируйте категорический императив И. Канта.

3. Как видел развитие общества Гегель?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...