Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Что такое общество? Признаки общества. 2. Мыслители прошлого об обществе.
1. Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени. Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного языка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово "общество" принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются составными частями других общностей. Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало множество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каждая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные властные и прочие государственные структуры. Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою отграниченность от других подобных объединений людей. Ощущение своих особенностей создается за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объединения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко отграниченной от других территории, то есть родины, и т.д. Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более крупное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей. По этой причине называть данные народы отдельными обществами можно лишь с некоторыми оговорками. Общество обладает следующими признаками: 1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане" этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди. Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах, то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества. Это могут быть образы исторических личностей и событий. Для России таким ключевыми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России. 2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естественно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать ядро родной культуры, то есть традиции, благодаря которым Отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей. 3. Каждое общество является самой большой единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. 4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества: в обычном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Население может пополняться, и за счет миграции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют "коренной нацией" (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большинства других социальных общностей. 5. Население как субъект общества живет на определенной территории. В настоящее время процессы миграции очень усилились, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Однако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосредственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом. 6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства. Хотя общество первично по отношению к государству, можно утверждать, что общества, не имеющие государственных форм жизни, отстают в своем развитии. 7. Общество характеризуется социальной дифференциацией, которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкнутые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться своими людьми. Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом случае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных богатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт приводит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существующего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в богатые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, следовательно, является движущей силой развития. Общество отличается от таких явлений, как государство и население. Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга. 1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государства, тогда как государство появляется позже общества, а следовательно, является вторичным. Государственные структуры и государственная власть возникают лишь на "продвинутых" этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает гражданство, то есть формально закрепленную принадлежность человека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство. Однако не любое общество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса гражданина можно выделить: а) негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование; б) догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским; в) гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением. Гражданское общество имеет следующие признаки: – наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собственного труда и материально не зависящих от государства; – наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защищающие те или иные интересы самих граждан или общества в целом (например, профсоюзы, религиозные, молодежные, женские, экологические и иные организации). Такие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от государственной власти. Однако благодаря таким организациям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними; – демократия низового уровня, то есть участие в государственной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демократической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых коллективах). 2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества может выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи социального контроля, который выражается в отношении окружающих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства. Отличие общества от населения заключается в том, что население является "носителем" общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его. На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения общества не всегда означают, что изменилось население, и, наоборот, изменение населения не всегда означает, что изменилось общество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, поскольку в результате экономических и политических реформ изменилась стратификация общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, изменились их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности. Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены "встраиваться" в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граждан Российской Федерации в европейские страны и США. В древние времена такие изменения происходили в основном при завоеваниях. Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя: – людей; – социальные взаимодействия и отношения, которые связывают людей; – социальные группы и общности; 4) социальные институты; 5) нормы и ценности. Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отношения связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институтам, группам и общностям, а индивид становится личностью только в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.
Вопросы и задания
1. Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга. 2. Как можно доказать, что общество отличается от населения? 3. Назовите основные признаки общества. Что обеспечивает его целостность? Какие черты присущи любому обществу? 4. Назовите три основных подхода к изучению общества. Что берется в качестве точки отсчета в каждом из них? 5. Какие основные этапы развития общества можно выделить?
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Основным источником наших знаний о социальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержания. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства. Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахманам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения. Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высокое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жесткими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представлениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерождения, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия. В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, "жажды", то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освободиться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а потому человек оказывался "недоступным" для всех мирских несчастий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь. На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних главным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых речей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреблять опьяняющих напитков. Древний Китай.Китайская цивилизация породила множество философских школ и направлений, но наиболее влиятельным, наиболее важным для китайского миросозерцания было конфуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиозной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объективное описание социальных процессов, а на "рецепты" создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теории. Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько независимых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом. Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и влияние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни. Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа. Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их. Во-вторых, с точки зрения Конфуция и его последователей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены. Центральным для нее был концепт "жэнь", который можно перевести как "гуманность", "человечность", "человеколюбие". Этот принцип можно сформулировать следующим образом: "не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам". Важную роль в конфуцианстве играл и принцип "ли" – соблюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоотношения в китайском обществе регулировались сложной системой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функционирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главенствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план. Древняя Греция. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные восточными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные науки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в разнообразных философских системах. Первым и одним из наиболее значимых для античности мыслителей был Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник философского идеализма. Социальная теория Платона изложена в его работах "Государство", "Законы" и "Политик". В "Государстве" Платон утверждает, что основной причиной возникновения общества была необходимость объединения, без которого люди не могли удовлетворять свои потребности. Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный характер, так как описывает скорее идеальное государственное устройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в "Государстве". В то же время Платон предложил классификацию форм власти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в. действительностиАристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным. Демократию (буквально "власть народа") Платон рассматривал как власть бедняков. К демократии Платон относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, поскольку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Платон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была направлена на критику государственного устройства Афин, в которых Платон прожил долгое время Платон одним из первых попытался проанализировать структуру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедливость – присуща всему обществу в целом. Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став основоположником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чувственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости доказательности, а также в установке на объяснение любого описанного факта. Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате "Политика". В нем Аристотель первым сформулировал признаки демократии, которые разделяются в настоящее время всеми политологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает стабильность власти. Кроме того, обязательным признаком демократии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство. Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества). Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял "нормальные" и "ненормальные" формы правлений. К первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.
Вопросы и задания 1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты? 2. Какие учения играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложите их основные положения. Какие труды философа Платона вы знаете? 3. Какую структуру имело идеальное общество у Платона? 4. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит различие между их точками зрения? 5. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти? Что общего в их классификациях? Чем они различаются? 6. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой? 7. Какие работы написал Аристотель?
СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Средние века и Возрождение. Средневековая наука существовала в рамках теологической культуры, противопоставлявшей земную низменную жизнь божественному миру чистого, вечного, прекрасного. И все научные построения средних веков вписывались в христианскую идеологию, не противоречили ей. В средние века человека видели как двойственное существо. Поскольку человек обладает душой, он из всего сущего наиболее близок к богу. Однако человек грешен, и его тело – это земное, дьявольское начало, склонное к греху. А по этой причине человек рассматривался как поле боя между богом и дьяволом, между добром и злом. В центре средневековой картины мира находился бог – высшее существо, творец мира, способный решать его судьбы. Конечно, свобода человека не отрицалась: поскольку человек наиболее близок к богу, он, в отличие от других существ, обладает и максимальной свободой. Он свободен выбирать между добром и злом. По этой причине церковь стремилась поставить на истинный путь – путь веры в бога и соблюдения нравственных и религиозных норм – как можно большее число людей. Одной из наиболее крупных фигур Средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – теолог, разработавший философскую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. С его точки зрения все знания составляют иерархически организованную систему, в которой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять теологии; различие между ними заключается лишь в том, что человеческий разум и разум божественный занимают разное положение в мировой иерархии. Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из божественной воли: бог так устроил мир, и нам ничего не остается, кроме как подчиниться его воле; любые попытки перейти из своего сословия в высшее грешны по своей природе. Однако Фома четко разделял божественную и мирскую власть. Поскольку мир – это место, где существует только тленное тело, мирским властям принадлежит лишь оно, но не бессмертная душа, которая находится во власти бога. Аквинский лучшим типом государственного правления считал монархию, поскольку она воспроизводит устройство мира, которым правит бог. Однако правитель не может отождествлять себя с богом и должен признавать приоритет церковной власти над властью земной. Наиболее ярко это проявляется в тирании. Худшей формой государственного устройства Фома считал также демократию. Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) – монах-францисканец, разработавший самостоятельную теорию, за что был заключен в тюрьму, где провел без малого четырнадцать лет. Его влияние на социальную мысль было не очень велико, однако именно он заложил основы эмпирической науки, то есть науки, основанной на опытном знании. Такую науку Бэкон противопоставлял схоластике. Эпоха Возрождения – это период, в который началось постепенное отделение науки от богословия, завершившееся позже, в Новое время. Этот период характеризуется высочайшими достижениями в сфере искусства. В экономической сфере происходило постепенное выдвижение на первый план буржуазии, что стало предпосылкой последующего становления капитализма. В политической сфере произошло усиление государственной власти, появились первые государства, характеризовавшиеся сильной централизованной властью. Политические воззрения того времени в значительной степени оставались ненаучными. Так, большой популярностью в эпоху Возрождения пользовались проекты идеального государственного устройства, представлявшиеся как описания фантастических государств. Наибольшую известность получили "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы. Именно в этот период начал формироваться экспериментальный метод научного исследования. Развитие науки привело и к значительным изменениям представлений о мире и месте, которое занимает в нем человек. В эпоху Возрождения творили такие мыслители, как Мишель Монтень и Эразм Роттердамский. В их творчестве содержится основательная критика религиозной морали, которую эти мыслители считали необходимым заменить более простой и человечной моралью. Монтень и Эразм Роттердамский были одними из первых людей в Европе, которые осознали, что мораль и нравственность не зависят от религии и являются универсальными ценностями, присущими человеку как мыслящему существу. Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – крупный итальянский правитель и дипломат эпохи Возрождения. Его трактат "Государь". Макиавелли продолжает традицию, начатую платоновским "Государством", однако больше внимания уделяет не государству как таковому, а личности политического лидера. Такой акцент можно объяснить биографически (Макиавелли был политиком, дипломатом), а также культурным контекстом эпохи Возрождения: именно в этот период на первый план выступает личность. По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Государство выполняет самостоятельные цели, а потому и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя, прообразом которого можно считать Цезаря Борджиа. Однако эти качества не являются особенностью исключительно государя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указывают принципы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности: 1. В основе любых человеческих действий лежат честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой. 2. Умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим поданным. Этот принцип Макиавелли обосновывает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем. Здесь, в общем-то, впервые обещание рассматривается как способ привлечения сторонников, способ расположения людей к себе. Кроме того, Макиавелли полагал, что правитель, который помнит о своих обещаниях и выполняет их, неизбежно впадает в зависимость от подданных, а, следовательно, может попасть и под их контроль. 3. Добро следует творить постепенно, а зло – сразу. Человеку свойственно стремиться помнить хорошее и забывать о плохом. Жестокость считается более справедливой и легче переносится, если она совершается сразу, а не постепенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти награды редки. Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что государство существует для общего блага, то есть обеспечивает порядок, безопасность и благосостояние граждан. Макиавелли предложил свою типологию форм государственного устройства: 1) монархия – одна из основных форм; она может быть ограниченной, деспотической и тиранической; 2) республика – вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины); 3) олигархия; 4) плебисцитная монархия. Последние две формы государственного устройства Макиавелли рассматривал как переходные между монархией и республикой. Республика является наиболее правильным государственным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситуациях, когда государство нуждается в установлении порядка. Новое время. Новое время – новый этап в развитии европейской мысли. Если в средние века зарождающаяся наука целиком зависела от церкви, а в эпоху Возрождения только наметилось ее отделение от богословия, то в Новое время освобождение науки от теологии стало реальностью. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ, некоторое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона. Он разработал концепцию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества – война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, которое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство. Гоббс выделял три типа правления: 1) демократию, 2) аристократию и 3) монархию. Лучшей формой государственного правления он считал монархию. Другой великий философ того времени Джон Локк (1632-1704 гг.) Он создал концепцию "естественного права", в соответствии с которой люди равны от рождения. На основании этого он сделал вывод, что никто – даже монарх – не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. В случае, если монарх нарушает эти правила, граждане вправе не подчиняться ему, то есть расторгнуть заключенный с ним договор. Впоследствии идеи Локка легли в основу идеи прав человека, очень актуальной в наши дни. Джон Локк стоял также у истоков учения о ветвях власти. Он выделял три ветви: исполнительную, федеративную и законодательную власть. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – следить за их исполнением и обеспечивать его, а федеративная – отвечать за внешнюю политику. В настоящее время ветви власти выделяются иначе, однако в основе их выделения лежит идея Джона Локка. Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) может по праву считаться основателем географического направления в социологии, политологии и геополитики. В работах "Персидские письма" и "О духе законов" он сформулировал теорию, в соответствии с которой обычаи народов, их нрав, политическое устройство их государств зависят от той территории, на которой они проживают. Географический детерминизм,разрабатывавшийся такими учеными, как Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников, предполагает, что политическое и социальное устройство общества определяется формой ландшафта, доступом к морям, обширности территории, на которой проживают представители нации. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский писатель и философ, создавший теорию "естественного человека". Согласно его теории, человек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Соответственно, необходим "общественный договор", который был бы основан на идеалах равенства и свободы. По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы проверить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо проводить референдумы. Наиболее благоприятными условиями для этого являются социальные образования, напоминающие древние города-государства, в которых членов было не настолько много, чтобы нельзя было прийти к согласию. Бурное экономическое и технологическое развитие европейских государств стало причиной появления огромного количества трудов, в которых исследовалось общественное богатство, рыночные механизмы и множество других экономических проблем. Так постепенно сформировалась новая наука – экономика. Представить себе, чтобы экономическая теория возникла раньше, просто невозможно. Если раньше рыночные механизмы были достаточно примитивными, экономические связи объединяли в основном расположенные рядом хозяйства, то в Новое время положение стало меняться. Новая наука пыталась дать ответы на новые для европейских обществ вопросы. А возникали эти вопросы потому, что возникали новые отношения, экономические связи внутри государств и между государствами стали более развитыми и прочными. Наиболее яркой фигурой, повлиявшей на становление новой науки, был английский ученый Адам Смит (1723-1790 гг.). Он первым очертил основные механизмы, которые лежат в основании рынка. Вопрос, который он поставил и на который попытался ответить, можно сформулировать следующим образом: как из действий людей, которые действуют из стремления обогатиться, то есть на основании эгоистического стремления, складывается целостная экономическая система? В теории Смита экономика предстала как самостоятельная сфера, в которой действуют механизмы саморегуляции – спрос и предложение. Именно эти механизмы, а не вмешательство государства, могут сделать экономику эффективной и гармоничной. Смит заложил основу либеральных экономических идей. Хотя его формулировки претерпели изменения и были уточнены, их ценность остается неизменной.
Вопросы и задания 1. Каких крупных мыслителей эпохи средних веков вы знаете? Охарактеризуйте их идеи. Чем они прославились? 2. Как в средние века люди осмысляли свое место в мире? Какую роль в средневековой картине мира играл бог? Какое место занимала в средневековой картине мира светская, государственная власть? 3. Какие изменения в подходе к миру и человеку начались в эпоху Возрождения? Как изменились взгляды на человека и общество? 4. Каких известных представителей эпохи Возрождения, прославившихся своими идеями об обществе, вы можете назвать? 5. Охарактеризуйте взгляды Никколо Макиавелли. Как его взгляды были связаны с его биографией? 6. Какими принципами, с точки зрения Макиавелли, должен руководствоваться в своей деятельности государь? 7. Кто разработал концепцию общественного договора? В чем состоит сущность этой концепции? 8. Что такое "естественное право"? Кто впервые предложил это понятие? 9. Кто создал теорию "естественного человека"? В чем состоит ее сущность? 10. Кто был автором идеи разделения властей? В чем заключается эта идея? 11. Охарактеризуйте идеи Ш.-Л. Монтескье. 12. Кто стоял у истоков экономики?
СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В конце XVIII – начале XIX вв. центром интеллектуальной жизни Европы стала Германия. Именно в этот период творили такие философы, как И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах. В силу своего огромного значения для истории мировой мысли этот период получил название "немецкой классической философии". Именно в немецкой классической философии свое высшее воплощение нашли попытки построить целостную систему наук. Иммануил Кант (1724-1804 гг.) – родоначальник немецкой классической философии – рассматривал человека как абсолютную ценность, как самоцель; с его точки зрения, человека нельзя рассматривать как средство достижения цели, пусть даже благой (например, всеобщего счастья и благоденствия). В этом проявилось родство идей Канта идеям Ж.-Ж. Руссо. Исследуя этические и моральные аспекты поведения людей, Кант пришел к понятию категорического императива: человек должен поступать так, чтобы руководящие им принципы могли стать основой для всеобщего законодательства, то есть принципом для поступков других людей. Кант полагал, что нравственный закон может быть только формальным, но не содержательным, то есть не может содержать конкретных указаний на то, как должен действовать человек. Моральным Кант считал только такое поведение, которое сознательно выбирается и строится в соответствии с моральным законом. Если человек выбирает действие или форму поведения лишь под влиянием влечений, а, следовательно, его совпадение с требованием категорического императива оказывается случайным, данное поведение еще нельзя считать моральным, оно лишь легально. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии. В основе его системы лежал поиск основной детерминанты исторического развития. Гегель построил всеохватывающую концепцию развития человечества, в которой важное место занимает общественная жизнь. В центре его философской системы стоит Мировой Дух – разумное начало, которое реализуется в исторических процессах и действиях конкретных людей и выражается в последовательно сменяющих друг друга образах культуры. Мировой Дух проявляется в таких явлениях, как религия, искусство, наука, философия. Мировой дух реализуется также в праве, морали, нравственности. По мнению Гегеля, нравственность возникает тогда, когда свободная субъективная воля, проявляющаяся в произвольном действии индивида, встречается с моральностью, в результате чего человек начинает согласовывать свои желания с желаниями других людей. Нравственность включает в себя семью, гражданское общество и государство. Если две первые формы Гегель рассматривал как конечные, то третью форму – государство – он считал формой бесконечной. При рассмотрении семьи Гегель пришел к выводу, что в настоящей семье вся власть принадлежит мужчине, а женщина занимается лишь воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Государство Гегель рассматривал как нечто большее, чем просто сумму составляющих его индивидов. Хотя представление о системе зародилось на заре европейской культуры, еще у Аристотеля, именно Гегель разработал понятие "целостность". С точки зрения Гегеля, целое всегда больше, чем сумма частей, а сущность частей во многом определяется тем, что они входят в целое. Части целого не могут быть рассмотрены в отдельности друг от друга, так как тесно связаны между собой в рамках целого. Диалектика Гегеля оказала очень большое влияние на К. Маркса.
Вопросы и задания 1. Назовите крупных представителей немецкой классической философии. 2. Сформулируйте категорический императив И. Канта. 3. Как видел развитие общества Гегель?
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |