Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?




Содержание

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ? ……………………. 4
ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ………………………………………………. 9
ТЕМА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВА ……………….. 30
ТЕМА 4. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ……………………………………… 36
ТЕМА 5. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ………………………………………. 40
ТЕМА 6. ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………. 46
ТЕМА 7. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ………………………….. 51
ТЕМА 8. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………….. 58
ТЕМА 9. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………. 62
ТЕМА 10. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………………….. 67
ТЕМА 11. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА………………………………….. 73
ТЕМА 12. ГНОСЕОЛОГИЯ …………………………………………………….. 77
ТЕМА 13. ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ…………………………………………….. 81
ТЕМА 14. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ……………………………………………………………… 86
ТЕМА 15. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА………………. 90
ТЕМА 16. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ ……………………… 99
ТЕМА 17. ДИАЛОГ КУЛЬТУР ………………………………………………. 102
ТЕМА 18. МОРАЛЬ ……………………………………………………………….. 106
ТЕМА 19. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ …………………………. 110
ТЕМА 20. ИСКУССТВО КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА…… 119
ТЕМА 21. ЭКОНОМИКА ………………………………………………………… 124
ТЕМА 22. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА ………………………………. 128
ТЕМА 23. РЫНОК ………………………………………………………………. 133
ТЕМА 24. ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ ……………………………………. 139
ТЕМА 25. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………….. 144
ТЕМА 26. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ………………………………………. 148
ТЕМА 27. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ……………………………….. 155
ТЕМА 28. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА …………………………… 160
ТЕМА 29. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ …………………………….. 165
ТЕМА 30. ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА …………………………………………….. 171
ТЕМА 31. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА ……………………. 181
ТЕМА 32. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ……………………………………. 188
ТЕМА 33. ПРАВО …………………………………………………………….. 193
ТЕМА 34. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА …………………………………………………. 200
ТЕМА 35. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА. ……………………. 207


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?

1. Обществознание как наука.

2. Система общественных наук.

 

Обществознание – это наука, которая изучает общество в са­мых разных аспектах его существования. Обществознание пред­ставляет собой сложное образование, включающее целый ряд ча­стных дисциплин – так называемых общественных наук.

Общественными науками называют такие дисциплины, как социология, социальная психология, политология, культуроло­гия, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект – общество. Однако каждая из них рассматривает обще­ство со своей, особой точки зрения.

Общество – очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, ко­торая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно органи­зованную систему, и возникло несколько наук, которые его изу­чают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.

Социология – это наука, изучающая общество как целост­ную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, под­чиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, по­скольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и пра­вила, которые не позволяют обществу "рассыпаться", сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существо­вать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.

Политология – это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущнос­ти общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и него­сударственные отношения в обществе также не являются свобод­ными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кро­ме того, именно в семье ребенок приобретает первые политиче­ские ценности, которые он может пронести через всю жизнь.

Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, по­скольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.

Культурология изучает совокупность ценностей, представле­ний, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает ориги­нальную культуру, отличающую его от других народов и прида­ющую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспе­чивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями "трансли­руется в будущее". Это означает, что, передавая культурные цен­ности последующим поколениям, предыдущие поколения сохра­няют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемствен­ность между разными поколениями все же существует.

Экономика это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиня­ется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей.

Правоведение –фиксирует и разъясняет государственные нормы, вытекающие из Основного закона страны – Конституции и вырабатывает на этой основе правила общественного поведения граждан.

Этика – теория морали как основной из форм общественного сознания, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.

Эстетика учение о развитии искусства и художественного творчества людей, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и т.д.

Этнография наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.

Футурология область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.

Экология отрасль науки, анализирующая отношение человечества и природы, влияние научно-технической революции на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

 Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно вза­имодействуют между собой. Например, для объяснения экономи­ческих фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятия­ми. Необходимо также учитывать и влияние государства и поли­тики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тес­но связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономиче­ские свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой пла­новой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.

Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обра­щение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из крите­риев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным дос­татком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.

Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как по­казал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отно­шения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации отделения от католицизма протестан­тов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека ры­ночного – готового много работать, накапливать богатство и че­рез работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традицион­ное христианство всегда негативно относилось к накоплению "зем­ного богатства" и отрицало ценность всего мирского.

 К общественным наукам примыкают другие дисциплины, ко­торые получили название гуманитарных: языкознание, искусст­воведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является человек. Представить человека без общества невозможно. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей.

Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества.

История – это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. История – это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древ­них народов. И что, если не история, сохраняет целостность на­ции? Общий исторический опыт – это очень важное средство объе­динения людей. То же касается искусства: искусство – это обще­ственное явление, так как оно отражает не только индивидуаль­ность автора, но и то время, в которое он творил.

 Установить четкую границу между общественными и гума­нитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гу­манитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество – для гуманитарных наук оказы­ваются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.

 Между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие – к гуманитарным наукам. А, следовательно, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.

 Общественные и гуманитарные науки противостоят естествен­ным наукам, то есть той области знания, которая занята изуче­нием природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Чело­век является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является суще­ством, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и опре­деленные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже под­чиняется определенным закономерностям.

 В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо дол­жно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для чело­века, но только человек способен жертвовать своими собственны­ми интересами ради интересов других людей. Кроме того, чело­век способен создавать законы, которые существуют помимо при­роды. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписа­ные законы – социальные нормы и нормы морали.

 Нередко высказывается мнение, что в настоящее время об­щественные науки (социология, политология, экономика) посте­пенно занимают лидирующее положение. В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь неук­лонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе предста­вить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и отды­хают в других странах. Возникают транснациональные компа­нии, которые объединяют множество предприятий по всему све­ту. Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве государств каждый взрослый гражданин является избирателем и может ак­тивно участвовать в политической жизни. Из-за активной мигра­ции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказывается уме­ние понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни. С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естественно, все это озна­чает, что любой человек в наше время должен обладать более широким видением мира, чем это было необходимо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыг­рать важную роль. Они помогают нам научиться понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на собственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте определение обществознанию. Какие науки получили название "социальные" и почему?

2. Что изучают социология, политология, культурология и экономика?

 Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом?

3. Что изучают правоведение, этика, эстетика, этнография? Почему эти науки относятся к общественным?

4. Можно ли отнести к общественным наукам футурологию и экологию? Почему?

5. Что изучают философия и история? Чем гуманитарные науки отличаются от общественных? Можно ли провести между ними четкую границу?

6. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 803.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...