Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Возможности профилактики




Изучение факторов и процессов, которые повышают риск употребления и злоупотребления веществами, а также изучение протективных факторов позволило выделить следующие первичные цели для профилактической деятельности: семейные отношения, взаимоотношения сверстников, школьная среда и окружение по месту жительства. Успешная профилактическая деятельность, направленная на предупреждение употребления веществ, может осуществляться в каждой из вышеприведенных областей путём повышения социальной компетентности и улучшения соответствующих навыков, а также путём повышения уровня осознания отрицательных последствий злоупотребления психоактивными веществами для здоровья, социального и психологического благополучия.

Профилактическая деятельность, осуществляемая учителями, родителями, общественными лидерами, врачами и др., может усиливать протективные факторы и ослаблять влияние факторов риска.

Семейные отношения.Профилактические программы могут повышать влияние протективных факторов среди детей путём обучения родителей оптимальным навыкам общения в семье, навыкам эмпатии и понимания, а также процессу твёрдого и последовательного установления определённых правил в семье. Исследования показали, что родителям необходимо играть более активную роль в жизни своих детей и стараться понимать их личные проблемы и заботы. Не следует избегать бесед с детьми о наркотиках и алкоголе. Более того, собственное поведение родителей, связанное с употреблением алкоголя, аддиктивных медикаментов или наркотиков, является ключевым фактором профилактики злоупотребления психоактивными веществами в семье.

Взаимоотношения сверстников. Профилактические программы нацелены на отношения индивидуума со сверстниками и осуществляются путём развития навыков социальной компетентности, что включает улучшение навыков общения, укрепление позитивных взаимоотношений со сверстниками и позитивных форм социального поведения, а также формирование навыков отказа от приёма психоактивных веществ в ситуациях, когда их предлагают.

Школьная среда.Профилактические программы нацелены на формирование чувства принадлежности к коллективу, поощрение успехов, улучшение школьной успеваемости, снижение вероятности преждевременного оставления учёбы, укрепление связей со школой. Школам также принадлежит определённая образовательная роль в области употребления психоактивных веществ: исследования показали, что дети не склонны начинать употребление веществ, если они осознают отрицательные последствия употребления для здоровья и социального функционирования.

Окружение по месту жительства. Профилактические программы осуществляются на коммунальном уровне с привлечением общественных, религиозных, благотворительных и государственных организаций. Программы нацелены на укрепление адекватных социальных и антинаркотических норм путём изменений в политике и соответствующих нормативных правилах, организации программ в средствах массовой информации, а также проведения кампаний, направленных на повышение осознания актуальности проблемы.

В целом образование детей в области негативных эффектов наркотиков, и в особенности тех эффектов, которые оказывают непосредственное и незамедлительное отрицательное влияние на их жизнь, является важным элементом профилактических программ. Кроме того, оказание помощи детям в повышении их школьной успеваемости и социальной компетентности, формирование положительных и здоровых интересов (спорт, искусство и культура) способствует созданию прочных отношений с их сверстниками, школой и окружением по месту проживания.

 

9. Стадии употребления психоактивных веществ.

1. Экспериментальная. Эксперименты обычно начинаются совместно со сверстниками, под некоторым их давлением. Изменения поведения в первой стадии минимальны. Обычно в это время достигают эйфории, хотя и чувствуют вину за совершаемое.

2. Употребление психоактивных веществ для снятия стресса. Это чаще происходит в неблагоприятной среде при личных трудностях. На почве совместного употребления образуется группа подростков. Под влиянием злоупотребления появляются значительные смены настроения, снижается успеваемость в школе.

3. Регулярное употребление психоактивных веществ. Подросток, злоупотребляющий этими веществами, приобщается к прослойке, где большинство сверстников занимается тем же, и к ее правилам. Нарушения поведения становятся постоянными, часто переступается закон. Не получая психоактивное вещество, подросток испытывает абстинентные ощущения (депрессию, душевный дискомфорт), в связи с этим находится в постоянном поиске денег.

4. Наркотическая зависимость. Психоактивное вещество используется уже не только для улучшения настроения, но и для предотвращения тяжелого абстинентного состояния. Подросток бросает школу, усиливаются конфликты в семье. Появляются более или менее стойкие физические расстройства: похудание, чувство недомогания и др.

 

10. Скрининг и оценка проблем, связанных с употреблением алкоголя, других психоактивных веществ.

 

Процесс оценки индивида на возможное употребление психоактивных веществ разделяют на несколько стадий возрастающей сложности (вставка 1). Одна такая классификация предусматривает три стадии (Effective Interventions Unit, 2003) обследования:

1) упрощенное (или скрининг);

2) комплексное;

3) специализированное (или углубленное).

Скрининг (первоначальная оценка). Оценка индивидов, у которых не обязательно есть проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, со злоупотреблением или с зависимостью.

Последующая, более комплексная оценка (возможно, требующая обследования у специалиста).Оценка на континууме для определения степени зависимости.

Измерение изменения. Контроль употребления, злоупотребления или зависимости и связанных с ними проблем за определенный период времени.

Обследование обычно отличается от скрининга тем, что оно позволяет составить план лечения, тогда как скрининг — выявить только наличие проблемы.

Скрининговые методы

• Анкета для самостоятельного заполнения.

• Оценка психиатрического анамнеза.

• Полуструктурированное интервью.

• Структурированное интервью.

• Биологические маркеры:

• моча;

• кровь;

• волосы на голове;

• обрезки ногтей;

• слюна.

Как пациенты, так и больничный персонал могут не-охотно вступать в разговоры об употреблении запрещенных психоактивных веществ, что приводит к некачественному проведению скрининга и недооценке проблемы. Разрушение терапевтических отношений, которое заставляет пациента избегать обращаться за помощью, — один из нескольких барьеров, например отсутствие профессиональной подготовки, необходимость реагировать на имеющиеся состояния и болезни как приоритет, а также трудность инициировать обсуждение вопросов, рассматриваемых как частные или как деликатные (Herring & Thom, 1999)

 

11. Гендерно-возрастные особенности потребления алкоголя и формирования алкогольной зависимости.

Портрет ребенка с высоким риском заболеть наркоманией или алкоголизмом характеризуется следующими чертами:

· пониженная способность переносить трудности повседневной жизни;

· стремление к новизне – «жизнь серая, ничего не происходит, а я хочу жить ярко и красочно». Яркость и красочность – достигаются легко. Стоит только расширить горизонты сознания. Сначала «травка», потом – героин;

· неприспособленность к жизни, упреки окружающих способствуют формированию скрытого комплекса неполноценности, внешне нередко проявляющегося в защитно-психологической реакции, состоящей в демонстрации превосходства над окружающими. Дон-Жуан, который нуждался в постоянных мужских победах для подкрепления своей значимости, - из категории таких типажей;

· внешняя доброжелательность, сочетающаяся со страхом перед устойчивыми эмоциональными контактами (боязнь любви, брака). На самом деле это действующее с детства «табу» на любовь окружающих;

· стремление перенести ответственность за принятие решений на других, стремление обвинять других, зная при этом, что они невиновны;

· завистливость;

· тревожность.

Все эти черты характера способствуют бегству от реальности – у кого в алкоголь, у кого в наркотики, у кого в психосоматические заболевания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...