Рациональность - иррациональность
Слегка повторюсь: значение этого параметра определяет значимость текущего момента и состояния самого человека.
Более подробно признаки рациональности и иррациональности в таблице.
| Признак
| Рациональность
| Иррациональность
| | уровень всех форм самоконтроля поведения
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | предпочтение привычного и спокойного перед новым
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | склонность к ритуалам
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | усидчивость
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | направленная на других требовательность к выполнению принятых социальных норм поведения
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | склонность к заблаговременной подготовке
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | предсказуемость поведения
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | высокие требования к предсказуемости чужого поведения и предсказуемости в развитии ситуации
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | организованность
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | последовательность в выполнении намеченных программ и очередностей
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | склонность к планированию дел и жизненных целей как на далекую перспективу, так и в рамках текущего дня (распорядок дня)
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | повышенный интерес к будущему с точки зрения карьеры и планирования своего поведения
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | дисциплинированность
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | устойчивость к монотонности и рутине
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | склонность полагаться на импровизацию
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | непоследовательность
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | потребность в новых, разнообразных ощущениях
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | импульсивность (в смысле быстроты и недостаточной взвешенности реакций)
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | «рваный» и нерегулярный ритм деятельности с часто меняющимся темпом, меняющимся уровнем заинтересованности, активности и эффективности
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | незаконченность, недоговоренность и незавершенность, фрагментарность, противоречивость, «оборванность», скачки мыслей
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | склонность к импровизации
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | отрицание правил и регламента, упорядочивающих жизнь
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | отсутствие или слабость предвосхищающего планирования начинаемых коротких действий и речевых высказываний – порой, начиная говорить, индивид и сам не знает, к чему подведет серию фраз и чем закончит
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | Приоритет существующего
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Приоритет еще не существующего
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| * Таблица составлена с использованием данных из работы В.Л.Таланова «Подробная кластерная структура, когнитивные и физиологические механизмы признака «иррационалы-рационалы»
Надеюсь, у Вас составилось некоторое общее впечатление о рационалах и иррационалах. Сейчас мы его применим на практике, рассортировав знакомых и оценив специальности.
Возможно, у Вас возникнут проблемы с отнесением того или иного знакомого к соответствующей группе и, возможно, Вы будете совершать ошибки. В данный момент это не очень важно. Просто относитесь к результатам, как к сильно предварительным. Используйте это отношение и в дальнейшем определении типов. Понимание четкости и правильности в определении произрастает из предварительности и условности…
Возможно, вам поможет перечитывание таблицы признаков «для каждого» человека. Не торопитесь…
Если у Вас есть с кем заняться этим вместе – совместное творчество может быть полезным. Как и обсуждение результатов типирования…
Знакомые Рационалы и Иррационалы:
|
| Имя
| Рационал
| Иррационал
| Пока непонятно
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Оценка специальностей осуществляется по следующей шкале:
Рациональности (иррациональности) требуется для этой работы:
- Много.
- Умеренно.
- Немного.
- Вообще не нужно.
Обратите внимание, что у человека рациональность и иррациональность противопоставляются, а для специальности и то, и другое может требоваться одновременно.
Рациональность (иррациональность) специальностей:
| Специальность
| Рациональность
| Иррациональность
| |
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| | Клоун
|
| *
|
|
|
|
|
| *
| | Бухгалтер
|
|
|
| *
| *
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Помните о предварительности ваших оценок. Продолжим…
Интуиция – сенсорика
Суть двумя словами: интуиты легко уходят в себя, на окружающую действительность реагируют вяло. Сенсорики активно и точно реагируют на окружающее - в себя уйти им все время что-нибудь мешает.
Более подробные признаки в таблице:
| Признак
| Интуиция
| Сенсорика
| | внимание к непосредственным сенсорным ощущениям с одновременным торможением и контролем фантазий
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | оторванность от реалий и непрактичность
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | сосредоточенная рассеянность в отслеживании реального окружающего, связанная с напряженной работой мысли или мысленными "фантазийными" странствиями
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | фантазийность, уход в вымышленные миры
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | интерес к предметным манипуляциям
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | актуальное настоящее занимает центральное место в сознании (одновременно снижение интереса к прошлому и будущему)
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | настырность в движении к "пусковым" стимулам (еда, секс, деньги, статус и т.п.) с одновременным пренебрежением к побочным "непусковым" раздражителям
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | предпочтение конкретных деталей перед абстракциями и обобщениями
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | абстракции и умозрительные продукты считаются не менее или даже более важными в качестве фактов, чем данная в непосредственных ощущениях реальность
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | склонность к идеализации с использованием дополняющего и идеализирующего "додумывания"
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | абстрактный альтруизм, склонность думать и заботиться о глобальном мироустройстве
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | философские и глобальные "вселенские" мечты и фантазии (о смысле жизни, о человеческом "Я", об оптимальном социальном мироустройстве, о судьбах человечества и Вселенной и т.п.)
| Высокий уровень
| Низкий уровень
|
Определяемся с типом знакомых, как и в предыдущем случае.
Знакомые Интуиты и сенсорики:
|
| Имя
| Интуит
| Сенсорик
| Пока непонятно
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Оценка специальностей осуществляется также как и в предыдущем случае:
- Много.
- Умеренно.
- Немного.
- Вообще не нужно.
Интуиция (сенсорика) специальностей:
| Специальность
| Интуиция
| Сенсорика
| |
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| | Дизайнер
|
| *
|
|
|
|
|
| *
| | Программист
|
|
|
| *
| *
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этики и логики
Этики тонко чувствуют эмоции и эмоциональные нюансы. Даже абстрактные внутренние образы этиков имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. Внутренние образы логиков несколько дистанцированы от эмоциональных центров. Что влечет ступенчатое ощущение эмоций и изменение внутренних эмоциональных состояний.
Таблица признаков этики и логики.
| Признак
| Этика
| Логика
| | Распознавание эмоциональных нюансов
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Тонкое управление эмоциями окружающих
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Хорошее понимание эмоциональных состояний окружающих
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Непрерывное, плавное изменение внешних эмоциональных проявлений
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Наделение эмоциональными характеристиками формальных и абстрактных объектов
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Использование эмоциональной составляющей образов при формальном анализе
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Готовность идти на компромиссы ради отношений
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Ярко выраженная эмоциональная мотивация
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Способность к безэмоциональному, формальному анализу
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | Приоритет целей перед отношениями
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | Эмоции, «написанные» на лице
| Высокий уровень
| Низкий уровень
|
Заполняем таблицу, если устали – сделайте перерыв. Лучше глубже проанализировать, «торопиться не надо…(с кавказским акцентом)»
Знакомые Этики и Логики
|
| Имя
| Этик
| Логик
| Пока непонятно
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Тут не должно быть особых сложностей. Этика требуется для специальностей, предметом деятельности которых является человек, а логика – формальные параметры.
Не путайте работу с людьми и человека как предмет деятельности.
Директор банка работает с людьми (подчиненными), но предмет деятельности деньги, кредиты, документы.
Психолог часто занимается тестами, статистикой и т.п., но предмет деятельности - человек.
Этика (логика) специальностей:
| Специальность
| Этик
| Логик
| |
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| | Банкир
|
| *
|
|
|
|
|
| *
| | Психолог
|
|
|
| *
|
| *
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экстраверты и интроверты
В двух словах: Склонность к обобщениям - у экстравертов и склонность к деталям - у интровертов.
Таблица признаков экстраверсии и интроверсии
| Признак
| Экстраверсия
| Интроверсия
| | Поверхностная обработка информации
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Широкие обобщения
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Связанность разнородных образов и тем
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Способности ко взаимодействию с большой аудиторией
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Активность, инициатива
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Коллективизм
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Разговорчивость
| Высокий уровень
| Низкий уровень
| | Глубокая проработка деталей
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | Склонность к глубоким личным немногочисленным отношениям
| Низкий уровень
| Высокий уровень
| | Индивидуализм
| Низкий уровень
| Высокий уровень
|
Заполняем таблицу, как и в предыдущих случаях. Экстраверт – человек, которого много и который любит все грандиозное. Интроверт – тихий любитель деталей.
Знакомые Экстраверты и интроверты
|
| Имя
| Экстраверт
| Интроверт
| Пока непонятно
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
Экстраверсия (интроверсия) специальностей:
| Специальность
| Экстраверт
| Интроверт
| |
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| Не нужно
| Немного
| Умеренно
| Много
| | Ювелир
|
| *
|
|
|
|
|
| *
| | Трейдер
|
|
|
| *
|
| *
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы немного потренировались в определении отдельных параметров. Скорее всего, в процессе были допущены некоторые ошибки. Для того, чтобы появилась некоторая возможность их выявить, необходимо по отдельным параметрам определить соционический тип и сравнить усредненное описание с вашим общим впечатлением о человеке.
Отдельные параметры сводятся в соционический тип в соответствии с таблицей типов.
Таблица типов.
| Ориентировки психики
| Устойчивое название
| Аббревиатура
| | Интроверты
| Иррационалы
| Этики
| Интуит
| Есенин
| ИЭИ (интуитивно-этический интроверт)
| | Сенсорик
| Дюма
| СЭИ (сенсорно-этический интроверт)
| | Логики
| Интуит
| Бальзак
| ИЛИ (интуитивно-логический интроверт)
| | Сенсорик
| Габен
| СЛИ (сенсорно-логический интроверт)
| | Рационалы
| Этики
| Интуит
| Достоевский
| ЭИИ (этико-интуитивный интроверт)
| | Сенсорик
| Драйзер
| ЭСИ (этико-сенсорный интроверт)
| | Логики
| Интуит
| Робеспьер
| ЛИИ (логико-интуитивный интроверт)
| | Сенсорик
| Максим
| ЛСИ (логико-сенсорный интроверт)
| | Экстраверты
| Иррационалы
| Этики
| Интуит
| Гексли
| ИЭЭ (интуитивно-этический экстраверт)
| | Сенсорик
| Наполеон (Цезарь)
| СЭЭ (сенсорно-этический экстраверт)
| | Логики
| Интуит
| Дон-Кихот
| ИЛЭ (интуитивно-логический экстраверт)
| | Сенсорик
| Жуков
| СЛЭ (сенсорно-логический экстраверт)
| | Рационалы
| Этики
| Интуит
| Гамлет
| ЭИЭ (этико-интуитивный экстраверт)
| | Сенсорик
| Гюго
| ЭСЭ (этико-сенсорный экстраверт)
| | Логики
| Интуит
| Джек
| ЛИЭ (логико-интуитивный экстраверт)
| | Сенсорик
| Штирлиц
| ЛСЭ (логико-сенсорный экстраверт)
|
Заполните таблицу с типами знакомых. Лучше всего, если вы не возьмете признаки из предыдущих определений, а напишите их по-новой. Кроме того, придется-таки выбрать одно из двух.
Сводная таблица
| Имя
| Интроверт/ Экстраверт
| Иррационал/ Рационал
| Этик/ Логик
| Интуит/ Сенсорик
| Тип
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
И еще… определите свой собственный тип.
| Имя
| Интроверт/ Экстраверт
| Иррационал/ Рационал
| Этик/ Логик
| Интуит/ Сенсорик
| Тип
| |
|
|
|
|
|
|
Для начала сравним результаты не с описанием каждого отдельного типа, а с описанием групповых свойств. Групп можно набрать много. Мне больше всего нравится деление на моторов-контролеров-поддержек и анализаторов.
|