Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основырусскойорфоэпииинормыударения




Основырусскойорфоэпии.Орфоэпия–(отгреч.orthos'правильный'иepos'речь')–правильноепроизношение (ср.oрфография

– правильноенаписание).Терминорфоэпияупотребляетсявдвухзна-чениях:1)системаединыхнормпроизношениявлитературномязыке;

2)наука(разделфонетики),занимающаясянормамипроизношения,ихобоснованиемиустановлением.Орфоэпическаянорма–единственновозможныйилипредпочитаемыйвариантправильного,образцовогопроизношенияиправильнойпостановкиударения.Соблюдениеорфо-эпическихнормявляетсянаиболееявнымивернымпризнакомкуль-турной,грамотнойречи.Неследуетзабывать,чтоголос–первое,чтодоноситсядослушателяпослезрительноговосприятиясобеседника.Ито,какмыговорим,вомногомопределяетотношениекнамсобеседни-ка.

Восноверусскоголитературногоязыка,азначит,илитературногопроизношения,лежитмосковскоенаречие(говор,диалект).Таксложи-лосьисторически:именноМосквасталаобъединителемрусскихземель,центромрусскогогосударства.Поэтомуфонетическиечертымосков-скогонаречиялегливосновуорфоэпическихнорм.ЕслибыстолицейрусскогогосударствасталанеМосква,а,допустим,НовгородилиВла-димир,толитературнойнормойбылобы«оканье»(т. е.мыбысейчаспроизносилив[о]да,анев[а]да),аеслибыстолицейсталаРязань–

«яканье»(т. е.мыговорилибыв[л'а]су,анев[л'и]су).Учеловека,невладеющеголитературнымязыкомсдетства,асознательноосваиваю-


щеголитературноепроизношение,вречимогут встретитьсяпроизноси-тельныечерты,свойственныеместномуговору,которыйонусвоилвдетстве.Например,выходцы сюгаРоссиичастосохраняютособоепро-изношениезвука[г]–онипроизносятнаегоместезвонкий[х](звук,втранскрипцииобозначаемыйзнаком[g]).Сибирякипроизносятчовме-столитературногошто.

Важнопонимать,чтотакогородапроизносительныечертыявляют-ся нарушением нормтольковсистеме литературногоязыка,а всистеметерриториальныхдиалектовонинормальныиправильныисоответст-вуютфонетическимзаконамэтихдиалектов.

Естьидругиеисточникинелитературногопроизношения.Есличе-ловеквпервыевстретилслововписьменномязыке,вхудожественнойилидругойлитературе,адоэтогоонникогданеслышал,каконопро-износится,онможетнеправильноегопрочитать,озвучить:напроизно-шениеможетповлиятьбуквенныйобликслова.Именноподвлияниемнаписанияпоявилось,например,произношениесловачу[ф]ствовместоправильногочу[с]тво,[ч]товместо[ш]то,помо[щ]никвместопо-мо[ш]ник.Важнейшиенормыпроизношениявсовременномрус-скомязыке.

Нормыпроизношениягласныхзвуков.Московскийговор–акающий,поэтомуисовременныйрусский языкхарактеризуетсяакань-ем.ВрусскойлитературнойречибезударныйОнепроизносится,аза-меняетсявпервомпредударномслогенаА,авостальныхслогахпро-износитсясреднееы/а.Длясовременнойпроизносительнойсистемырусскогоязыкахарактернонетолькоаканье,ноеще«иканье»:вбез-ударномположениивсегласные(кромеу),впервомпредударномслогепослемягкихсогласныхзаменяютсязвуком[и]cпризвуком[э].Напри-мер,лесл'[и]сник,п'[а]ть –кп[и]ти.Послеж,шнаместеАпроизно-ситсяАилиЫ:жасмин,жакет,ножылеть,лошыдей.

СохранениепроизношениябезударногоОвозможновсоюзах,за-имствованныхсловахфор-пост,бомонд,Ромеоидр.

Послеж,ш,ц,наместеЕвпервомпредударномслогепроизносит-сяы/эжена,шептать,вдругихбезударныхслогахпроизноситсяы/ашерстяной,целиком.

Произношениегласныхвзаударныхслогаханалогичнобезудар-нымслогамкромепервого.

ВабсолютномначалесловаЭиноязычногопроисхожденияпроиз-носитсяивпервомпредударномслогеэ/иэкран,этаж,эпоха.

Сочетанияаа,оо,ао,оамогутпроизноситься АА– коала,евроази-атский.

ОсобенностипереходаударногоЕвО


Произнесениезвуков[е]или[о]послемягкихсогласныхподуда-рениемвызываетзатрудненияумногихносителейрусскогоязыка.

Следуетзапомнить:Опека–(неопёка),афера–(неафёра),ат-лет–(неатлёт),бытие–(небытиё).

НО!Всуффиксахстрадательныхпричастийподударениемобыч-нопроизносится[о]:углублЁнный–(неуглУбленный),возбуждЁнноедело–(невозбУжденное).

Нормыпроизнесениясогласныхзвуков.Согласныезвукиотчет-ливо произносятсяпередгласными,сонорнымисогласными(м,н,л, р),передзвукомв,передразделительнымиъиьзнаками.Вомногихино-странныхсловахпослесогласныхпишетсяе,апроизносятсятвердыесогласные:ателье[тэ],атеист[тэ],денди[дэ],кашне[нэ],кафе[фэ],партер[тэ],резюме[мэ],стенд[тэ],шедевр[дэ];

В исконнорусскихсловахилихорошоусвоенныхиноязычныхпе-редеобычнопроизносятсямягкиесогласные:б'елый,д'едушка,м'ебель,р'елигия.

Внекоторыхсловахвозможныварианты:допустимопроизнесениекактвердых,такимягкихсогласных:артерия[те]и[тэ],кратер[те]и[тэ],конгресс[ре]и[рэ],экспресс[ре]и[рэ].

Буква гнаконцесловабогпроизноситсякак[х].

Вместогвокончании-ого-нужнопроизносить]:то[в]о,боль-ше[в]о,ново[в]о.

Произношениесочетанийсогласныхзвуков.Всочетанияхздн,стлзвукд/тнепроизносится(позно,счасливый),новсочетанияхнтк,ндк,стк,здкд/тпроизносится(официантка,невестка,бороздка).Со-четаниязчисчнастыкекорняисуффиксапроизносятсякакдолгиймягкийзвук[ш]-перепищик,вощик.Сочетаниятчидчпроизносятсякакдолгиймягкий[ч’]:нала[ч’]ик(наладчик),лё[ч’]ик(летчик).

Наместесочетаниябуквчн произносить [шн]всловах:коне[шн]о,наро[шн]о,ску[шн]о,скворе[шн]ик,яи[шн]ица,пра-че[шн]ая,нове[чн]о,челове[чн]о идр.Поновойнормечнпроизноситсясейчасвпо-давляющембольшинствеслов.

Вместосочетаниячтпроизносить[шт]:[шт]о,[шт]о-то,кое-[шт]о,[шт]обы,[шт]о-либо,нонечто[чт].

Сочетаниязшисшпроизносятсякакдолгий[шш]:ра[шш]ить,(расшить),[шш]умом(сшумом),зале[шш]ий(залезший),бе[шш]инели(безшинели).

Сочетаниясжизжпроизносятсякакдолгий[жж]:[жж]ал(сжал),ра[ж]ег(разжег),бе[ж]алости(безжалости).

Сочетаниядцитцпроизносятсякакдолгий[цц]:коло[цц]а(ко-лодца),моло[цц]а(молодца),бра[цц]а(братцаотбрат).


Сочетание–тсяитьсявконцеглаголовпроизноситсякак[ца]:

беру[ца](берутся),бере[ца](берется),бра[ца](браться).

Понятиеблагозвучия.Написанноедолжнобытьудобочитаемоиудобопроизносимо.Такимобразом,благозвучиепредполагаетнаиболеесовершенноесочетаниезвуковдляговорящихнаданномязыке.Благо-звучиедолжносоотноситьсясфонетическимиособенностямиязыка.Делениезвуковнаблагозвучныеинеблагозвучныеоцениваетсякаксубъективное.Всё,чтонесвойственноконкретномуязыку,относяткнеблагозвучию–так,непривычнопроизносить3иболеесогласныхподряд.Наиболееестественноезвучаниедостигаетсячередованиемсо-гласныхигласныхзвуковинезначительнымупотреблениемсочетанийсогласных.Сочетание4иболеесогласных,которыемогутпоявитьсянастыкеслов,нарушаетблагозвучие.Длярусскогоязыканесвойственнонетольконагромождениесогласных,ноигласных,хотягласныхвсего

6. Длясозданияблагозвучияважнаипоследовательностьзвуков.Вна-шемязыкепреобладаетвслогесочетание«согласный+гласный»,по-этомунетипичнымбудет:крендель,пломбир.Чембольшегласныхзву-ков,темречьблагозвучнее–этонесовсемверно,т.к.сочетаниене-сколькихгласныхискажаетрусскуюречь. Этосочетаниеназываютзия-нием:Радиоузелаудио.Наблагозвучиеоказываетвлияниечередованиеударныхибезударныхслогов.Речьсчитаетсяблагозвучной,еслимно-госложныесловачередуютсяскороткими.

Устранениенеблагозвучия:

· Вместосложносокращенныхнеблагозвучныхнаименованийпредпочтительноиспользоватьполные: Упрглавсевморпуть

→УправлениеГлавногосевероморскогопути

· Устранятьскоплениянеблагозвучныхпричастийссуффикса-мивш, ущ, ющ, ащ, ящ

· Правильноупотреблятьпредлоги,имеющиестилистическиеварианты:овсемэтом→обовсемэтом

Принеоправданномупотреблениизаимствованныхсловснеобыч-нымзвучаниемзаменятьсинонимами:Ораторвпадалвэкзальтацию,демонстрировалсвоюэрудициюивыступалсбольшойаффектацией

→Ораторговорилвдохновенно,сискусственнымвозбуждением,ста-ралсяпоказатьсвоюэрудицию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...