Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НациональныеразновидностирусскогоязыкаСтр 1 из 29Следующая ⇒
ЛЕКЦИИПОРУССКОМУЯЗЫКУИКУЛЬТУРЕРЕЧИ
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.................................................................................................................. 3 ЛЕКЦИЯ1.СОВРЕМЕННЫЙРУССКИЙЯЗЫК........................................................... 5 1.1. Понятие языка,егофункции.............................................................................. 5 1.2. Национальныеразновидностирусскогоязыка.............................................. 7 1.3. Языкиречь.Понятие культурыречи.............................................................. 12 1.4. Понятиефункциональныхстилей.................................................................. 13 ЛЕКЦИЯ2.СТИЛИСОВРЕМЕННОГОРУССКОГОЯЗЫКА................................... 17 2.1. Научныйстиль................................................................................................... 17 2.2. Официально-деловойстиль............................................................................ 19 2.3. Публицистическийстиль................................................................................ 23 2.4. Разговорныйстиль............................................................................................ 26 ЛЕКЦИЯ3.ОРФОЭПИЧЕСКИЕИГРАММАТИЧЕСКИЕНОРМЫРУССКОГОЛИТЕРАТУРНОГОЯЗЫКА............................................................................................................................................ 30 3.1. Понятиеязыковойнормырусскоголитературного языка......................... 30 3.2. Вариативностьидинамическийхарактернормы......................................... 31 3.3. Основырусской орфоэпииинормыударения.............................................. 33 3.4. Нормыупотреблениясловоформразныхчастейречи................................ 41 3.5. Синтаксическиенормы.................................................................................... 48 ЛЕКЦИЯ4.ЛЕКСИЧЕСКИЕНОРМЫ РУССКОГОЛИТЕРАТУРНОГОЯЗЫКА.................................................................... 50 4.1. Словоиегозначение.Способыформулированиязначенияслова...50 4.2. Нарушениявиспользованиислови фразеологическихоборотов............ 52 4.3. Многословие..................................................................................................... 59 4.4. Лексическая неполнотавысказывания........................................................ 62 4.5. Алогизм.............................................................................................................. 62 4.6. Словари русскогоязыкаиречеваякультура................................................ 65 ЛЕКЦИЯ5. КУЛЬТУРАРЕЧЕВОГООБЩЕНИЯ....................................................... 74 5.1. Речевойэтикет.Назначениеречевогоэтикета.............................................. 74 5.2. Формулыречевогоэтикета.............................................................................. 77 5.3. Обращение врусскомречевомэтикете......................................................... 84 5.4. Речеваякультуравопросовиответов............................................................. 87 5.5. Слушаниеиегоактивизация............................................................................ 91 ЛЕКЦИЯ 6. РЕЧЕВОЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ............................................................ 94 6.1. Эффективноеобщениеидружелюбноеобщение........................................ 94 6.2. Кооперативноеинекооперативноеповедение............................................ 95 6.3. Общиепринципыкоммуникации................................................................... 97 6.4. Основныетактикиобщения........................................................................... 100 ЛЕКЦИЯ7.ДИАЛОГИЧЕСКОЕДЕЛОВОЕОБЩЕНИЕ........................................ 105 7.1. Особенностиделовогообщения. Речеваясамопрезентация.................. 105 7.2. Деловаябеседа................................................................................................ 107 7.3. Деловыепереговоры...................................................................................... 110 ЛЕКЦИЯ8.МОНОЛОГИЧЕСКОЕДЕЛОВОЕОБЩЕНИЕ:УСТНОЕПУБЛИЧНОЕВЫСТУПЛЕНИЕ.......................................................................................................................................... 117 8.1. Требованиякпубличной речи...................................................................... 117 8.2. Классификацияречей.................................................................................... 118 8.3. Выступлениеспубличнойречью................................................................. 123 8.4. Подготовкапубличной речи........................................................................ 126 ЛЕКЦИЯ9.ПИСЬМЕННАЯДЕЛОВАЯРЕЧЬ.......................................................... 131 9.1. Деловаядокументация.................................................................................. 131 9.2. Деловоеписьмо.Видыделовыхписем........................................................ 136 9.3. Особенностирусскойизарубежнойшкол деловогописьма................... 138 9.4. Современныерекомендациипосоставлению деловыхдокументов...................................................................................... 143 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................. 150 ЛЕКЦИЯ1.СОВРЕМЕННЫЙРУССКИЙЯЗЫК Понятиеязыка,егофункции Язык–этоестественновозникшаянаопределеннойстадииразви-тия человеческогообществаи закономерноразвивающаясязнаковаясистема,т.е.упорядоченноемножествомногоуровневыхзвуковыхединиц.Знак–этоматериальныйпредмет,выступающийвкачествепредставителядругогопредмета.Таковызнакисветофора,дорожныезнаки.Каждыйзнакимеетдвестороны:материальнуюоболочку(зри-тельныйилислуховойобраз)ивнутреннюю(содержание–то,чтоонзначит,то,счемонсоотноситсявдействительности).Минимальнымзнакоместественногоязыка(языковойединицей)являетсязвук,кото-рыйещеневыражаеткакого-либосмысла. Иззвуковскладываютсяужезначимыеединицы–морфемы(корни,суффиксы,приставкиидр.),ко-торыеявляются«строительнымматериалом»словакакосновногоязы-ковогознака.Например,суффикс-онок-обозначаетдетенышасущест-ва,котороеназванокорнемслова(медвеж-онок,слон-енок). Условадвестороны:внешняя(звуковойряд,которыйможетбытьотраженграфически–буквами)ивнутренняя(то,чтословообознача-ет).Безозначающего,безсодержания–этопростозвукоряд.Так,мыможемнабратьрядбуквнаклавиатуре“влок”идажепрочестьегослитно,какслово.Однакоэтонеслово,незнак,т.к.ононесоотнесенонисоднимпредметом,явлением,действиемилипризнакомвокру-жающемнасмире.Ноибезозначающего,беззвуковойоболочки,знактакженесуществует.Основнаяфункцияслова–называтьпонятия,т.е.представления человекаоклассахпредметов,действий,признаковит.д.:ягода,собирать,спелый. Изсловсостоятсловосочетанияипредложения,которыевсвоейпоследовательностиисвязностисоставляюттекст–сложнейшуюязыковуюединицу. Однотипныеединицыобъединяютсявязыковыеуровни–всезву-ки,всеморфемы,всеслова,всепредложения.Вязыкедействуетзаконсочетаемости–объединяютсяединицыодногоуровня:звуксозвуком,словосословомит.д.Врезультатевозникаетединицаболеевысокогоуровня(объединениефонемсоздаетморфемы,морфемыобъединяются вслова,словавпредложения,апредложениявтекст).Междуединица-миразныхуровнейустанавливаетсяиерархический(отгр.hierosсвя-щенный+archeвласть)видсвязи, подразумевающийрасположениеэлементовцелогоотвысшегокнизшему.Возможныдватипаиерархии –подключениеиподчинение.Иерархияподчинениязаключаетсяв том,чтоместовнизшихрядахопределяетформазависимостиотверхнего(например,социальнаяиерархия).Возможнаиерархияподключения:одначасть,подключаяськдругой,взаимодействуетснейивместеоб-разуетцелое.Язык–модельиерархииподключения:меньшеепроявля-етсвоифункциивбольшем. Таким образом,сущностьязыкавтом, что этосложная,иерар-хическиорганизованнаязнаковаясистема. Языксформировалсявпроцессевзаимодействиялюдейиизна-чальноиспользовалсяимидляобщенияипознанияокружающегомира.Именнопоэтомувкачествебазовыхвыделяютдвефункцииязыка–коммуникативнуюикогнитивную (хотялингвистывыделяютвсего око-ло12функцийязыка).Коммуникативная–функцияобщения,когни-тивная–этофункцияпорожденияивыражениямысли. Коммуникативнаяфункция.Язык–важнейшеесредствообщения,нонеединственное.Естьидругиесредствапередачиинформации–не-вербальные:жесты,мимика,научныеформулы.Новсеэтовспомога-тельныесредства,ихвозможностиограничены:музыкапередаетчувст-ва,анемысли,математическиесимволыпередаютсодержаниетолькоматематическихпонятий;языкжеявляетсяуниверсальнымсредствомобщения.Коммуникативнаяфункцияпроявляетсявследующихвидахчеловеческоговзаимодействия:1) установлениеконтактаиобменин-формациейразногорода,2)сохранениеипередачаопытаикультурынарода,т.е.осуществлениесвязимеждупоколениями,3)воздействиенапартнеровпообщению. Когнитивнаяфункцияобнаруживается:1)вназываниипредметовиявленийокружающегомира;2)вустановлениивзаимосвязейивоз-можностиоценкиэтихявлений,3)впознаниимираисамогочеловека. Кэтимдвумважнейшимдобавляют:эмотивнуюфункцию,котораяпроявляетсявтом,чтоязыкявляетсясредствомвыражениячувств(вос-хитительный,омерзение,ого!ай!);метаязыковуюфункцию,котораясостоитвтом,чтоязыкявляетсясредствомобиходногоинаучногоопи-саниясамогосебячерезтолкованиезвуковойоболочкиизначенийязы-ковыхединиц.Чрезвычайноважнойявляетсяэстетическаяфункцияязыка–способностьтекстаидажеодногословадоставлятьчитателюилислушателюэстетическоенаслаждениекрасотойивыразительно-стью языка: как писал замечательныйрусский писатель К.Г.Паустовский,«многиерусскиесловасамипосебеисточаютпоэзию,подобнотому,какдрагоценныекамниизлучаюттаинственныйблеск». Язык–этообщественноеявление.Общественныйхарактерязыкапроявляетсявегофункциях.Взаимодействие языка иобщества обнару-живаетсявтом,что языквозникает,функционируетиразвиваетсятоль-ковобществе;крометого,вязыкеотражаетсясоциальнаядифферен-циацияобщества. Национальныеразновидностирусскогоязыка Русскийязык–языкрусскойнации,новсилуисторическихпро-цессоврусскийязыкявляетсяродным идлялюдей,неявляющихсярус-скимипонациональнойпринадлежности.Внашемгосударствемногобилингвов,имеющихдвародныхязыка,накоторыхонимогутдуматьиговоритьодинаковолегко.Историческисложилосьтак,чтонатеррито-риибывшейцарскойРоссиирусскийязыксталвыполнятьрольязыкамежнациональногообщения.Крометого,русскийязыкофициальнопризнанООНоднимизшестимировых,т.е.международных,языков,которыеиспользуютсявработемеждународныхорганизаций(другиемеждународныеязыки–английский,французский,испанский,китай-скийиарабский). Навсемпостсоветскомпространстверусскийязыкиспользуетсяиливкачествевторогогосударственногоязыка(например,вКазахста-не)илислужитнеофициальнокакязыкмежнациональногообщения. Впоследниегодынаблюдаетсязаметныйростинтересакизучениюрусскогоязыкакаквближнем,такивдальнемзарубежье.ЭтосвязанонетолькосполитическимиэкономическимусилениемРоссиикакми-ровойдержавы,ноистемиширокимивозможностями,которыеоткры-ваютсячеловеку,владеющемурусскимязыком:доступностьсокровищрусскойи мировойкультуры,возможностьполучитьхорошееобразова-ниеиработу,наладитьгуманитарныесвязисносителямирусскогоязы-ка. Крометого,однойизважнейшихфункцийрусскогоязыкавсовре-менноммиреявляетсяподдерживаниеязыковойикультурнойсвязирусскоязычнойдиаспорысосвоейисторическойродиной–Россией.Длямногочисленныхпредставителейрусскоязычныхгруппза границейсохранениеиразвитиерусскогоязыкаиречинепростоважноиполезно –этопомогаетимсохранитьсвоюнациональнуюикультурнуюиден-тичность,передатьеедетямивнукам. Русскийязыквходитввосточнуюгруппуславянскихязыков,об-щим предком которых был праславянский (общеславянский) язык. Ближайшиеродственникирусскогоязыка–украинскийибелорусскийязыки,которыевходятввосточнуюгруппуславянскихязыков. Каждыйизговорящихнарусскомязыкехорошопонимает,чтоегоформыивариантыоченьразнообразны.На«разныхрусскихязыках»говорятнетолькоразличныегруппылюдей,ноиодинчеловеквраз-личныхситуацияхобщения.Сравните,например,речьсовременногостудентаимолодогоспециалистаназащитепроекта,насобеседованииспотенциальнымработодателемивкругуприятелейидрузей. Древнейшейформойрусскогоязыкаявляютсянародныеговоры,илитерриториальныедиалекты.Внастоящеевремяносителямигово-ровостаютсялишьопределенныегруппысельскогонаселения.Враз-ныхрегионахРоссиипо-разномуназываютсяодниитежеявления:волк –бирюк,белка–векша,свекла–буряк;досихпорнаблюдаютсяразли-чиявпроизношенииивиспользованииграмматическихформ: жАлетьижЫлеть,скучаюпотебеискучаюзатобой. Споявлениемгородовнаосновевзаимовлиянияразныхговороввозниклановаяформанациональногоязыка–городскоепросторечиие;сейчаспросторечиефункционируеткакязыкустногообщениягород-скогонаселения,обладающегонизкимобразовательными/или культур-нымуровнемипотомуневладеющегонормамиязыкалитературного:впросторечиииспользуютсяненормативные,сточкизрениялитератур-нойречи,формы:ложить,малёхо,наяривать,нетвремя,свешатькилопомидор. Социальныеразновидностиязыканазываютсяжаргонами.Это,например,молодежныйистуденческийжаргон(степуха,герла,чувак,общага, преподипр.).Жаргондеклассированныхэлементов(воров,жу-ликов,мошенников)–арго–возникаетвсвязистем,чтоуегоносите-лейсуществуетпостояннаяпотребностьвконспирации,атакжестрем-ление«узнатьсвоих»поособенностямречи;такимобразом,арго–этосвоеобразныйкоддляпосвященных.Всесоциальныежаргоныпред-ставляютсобойискусственныеобразования,вформированиикоторыхобязательноимеетсяэлементсознательноготворчества.Вотличиеотобщенародногоязыкаонинеобладаютособымграмматическимстроемихарактеризуютсялишь спецификойсловаря,которыйсоздается засчетпереосмыслениясловобщенародногоязыка,например:собачка–замок,смыть–украсть,рог–предатель,доносчик;использованияза-имствований:бан–вокзал,фиш–рыба,штауб–мелкиеденьги;вот-дельныхслучаяхсоздаютсяиновыесловапозаконамграмматикина-циональногоязыка:штопорило–грабитель,штопорить–грабить,щи-пач–вор-карманник.Всежаргонныесловапредставляютсобойстили- стическисниженнуюлексикуинаходятсязапределамилитературногоязыка. Жаргонизмыиногдавстречаютсяивречилюдей,говорящихна ли-тературномязыке.Однакоонинеспособствуютточностивыражениямысли,непридаютречиобразностиивыразительности.Наоборот,оничастозатемняютсмыслречиизатрудняютвосприятиемысли.Поэтомужаргонныеслованедопустимы влитературномязыкеи могут использо-ватьсялишьвстилистическихцеляхдляречевойхарактеристикипер-сонажей–представителейопределеннойсоциальнойсреды. Длялюдейоднойитойжепрофессиисуществуютпрофессиональ-ныеязыки,большуюрольвкоторыхиграюттермины,профессиональ-ныеслова:баранка–«руль»ит.п.Различаетсятакжеречьмужчиниженщин.Так,для мужчинхарактернарастяжкасогласных(дур-р-рак),адляженщинрастяжкагласных(Нуо-о-оченьсмешно).Дляречиженщинхарактернамногословность,большаяпосравнениюсмужскойречьюэмоциональность,склонностькгиперболизации.Длямужскойречисвойственноиспользованиебраннойлексикидлявыраженияположи-тельнойоценки,чтодляженщиннехарактерно;женщинычащеприбе-гаюткэвфемизмам,женскойречисвойственнауклончивостьислож-ностьподтекста.Длявыражениямногихзначенийженщинычащеис-пользуютинтонацию,амужчины–лексику. Язык–неединственноеобщественноеявление.Кобщественнымявлениямотносятрелигию,политику,спорт,искусствоипр.Однакоязык являетсясамымдемократичнымизобщественныхявлений.Невсечленыобществаобязаныбытьполитиками,спортсменами,заниматьсяживописьюипр.Нонезнаниеязыкаставитперед человекомтруднопре-одолимыебарьерынапутиуспешнойиэффективнойкоммуникациисдругимилюдьмивовсехсферахжизни,мешаетнетолькопрофессио-нальнойкарьере,ноиформированиюполноценныхличныхотношений.Такимобразом,всеязыковыесредстваделятсянаобщенародные, те,которыевходятвязыковойзапасбольшинстваносителейязыка,иязыковыеединицыограниченногоупотребления–словаиречевыеобо-роты,которыеизвестнытольколюдям,связаннымнеязыковойобщно-стью(например,территорией,профессией,хобби,возрастом). Неследуетдумать,чтовсевязыкеобусловленоегообщественнойприродой.Общественныефакторывлияютнаязык,ноопосредованно.Активнеевсегообществоможетвлиятьнасловарныйсостав(так,языкпостояннопополняетсяновымисловами:гламурный,градорегулирова-ние,хакер,юзерипр.).Авотколичествофонем,типовсклонения,структурныхтиповпредложениянезависитотобщественныхявлений,норегулируетсявнутреннимизаконамиязыка. Современныйрусскийлитературныйязык.Термин«современныйязык»понимаетсяпо-разному.ШирокоепониманиеподразумеваетязыкотэпохиПушкинадонаших дней.Действительно,запоследние200летязыкнепретерпелсущественныхизмененийвфонетическом,морфоло-гическомисинтаксическомстрое,алексическиеизменениябылинена-столькосущественными,чтобымынуждалисьвпереводелитературыпушкинскойпоры.Вместестемязыкживетиразвивается,иживымязыкомнашихсовременниковявляетсятаформа,котораясуществуетвовторойполовинеХХ–началеХХIвеков.Поэтомуузкоепонимание «современныйязык»–с50-хгодовХХвекадонашихдней. «Литературныйязык»–нормированныйязык,высшаяформана-циональногоязыка.ИменноэтаразновидностьнациональногоязыкапризнанаКонституциейРФгосударственнымязыком,апотомуявляет-сяиязыкомкультуры,науки,просвещения.Изучениелитературногорусскогообязательнововсехучебныхзаведенияхстраны,асвободноевладениеим–непременноеусловиеуспеховспециалиставпрофессио-нальной,общественной,политическойсферахдеятельности.Литера-турныйязыкотличаетсяуниверсальностью,наегобазесоздаютсянауч-ныесочинения,публицистическиеработы,онлежитвосноведеловойречиибеллетристики. Восновелитературногоязыкалежитпонятиенормы.Языковаянорма–этоязыковыеварианты,наиболеераспространенныеизчисласуществующих,закрепившиесявпрактикеобразцовогоиспользования,наилучшимобразомвыполняющиесвоюфункцию.Нормативнымисчи-таютсяязыковыесредства,длякоторыххарактерна1)регулярнаяупот-ребляемость;2)соответствиеэтогоспособавыражениявозможностямсистемырусскогоязыка;3)общественноеодобрение,причемвролису-дейвыступаютписатели,ученые–наиболееобразованнаячастьобще-ства.Нормыподвижны,историческиизменчивы(например,слово«ко-фе»вХIХв.употреблялосьвсреднемроде,авХХ–вмужскомроде,допустимоупотреблениеивсреднемроде). Литературныйязыкхарактеризуетсярядомособенностей. 1. Этокодифицированнаяразновидностьрусскогоязыка,обычносвязаннаясписьменнойформойобщения; онаориентировананафикса-циюирассчитананазаписьивоспроизведениезаписанного.Ведущаяформалитературногоязыка–письменная,хотяониспользуетсяивустнойформе. 2. Литературныйязыкслужитсредствомреализациивсегоком-плексазнаний,накопленныхносителямирусскогоязыкавсвязиспро-грессомвобластиматериальнойидуховнойкультуры;именно поэтомулитературнаяречьимеет всеболеерасширяющуюсясферуприменения: онаиспользуетсявовсехвидахчеловеческойдеятельностиитемсамымслужитсредствомобщениянабольшей территориипосравнениюсдру-гимиформамирусскогоязыка. 3. Литературныйязыкхарактеризуетсятакойсистемойнорм,кото-рыеквалифицируютсякакобразцовые;именнопоэтомутакиенормывыступаютвсознанииносителейязыкакакобщеобязательные,алите-ратурныйязыквоспринимаетсякакпротивопоставленныйдиалектам,просторечиюижаргонам. 4. Системанормрусскогоязыкаподвергаетсякодификации;онапрививаетсявпроцессеобучения,распространяетсяспомощьюучеб-ныхпособий,словарейиграмматик. Различаютдвеформыязыка–устнуюиписьменную.Устная–ис-конная,этотаформа,в которойпервоначальносуществует любойязык.Письменнаяформавозниклаизпотребностиобществапередатьинфор-мациюдалекимсобеседникамилидругимпоколениям.Устнаяформаречихарактеризуетсяспонтанностью,неподготовленностью.Этаречьвоспринимаетсясразу,непосредственноорганамислуха,онасуществу-еткак«говорение»сосвойственнойемумелодикой,ритмикой,интона-цией.Устнаяречьориентировананасиюминутноевосприятие,насобе-седникаистроитсясучетом егореакций. Устнаяречь непосредственна,экспрессивна,внейиспользуютсяразныесредствавыражениясловес-нойформы:интонация,тембрисилаголоса,повторение,нарушениепорядкаслов,искажениезвуковойстороныслова.Всёэтонаправленонато,чтобыусилитьвоздействиевысказыванияиподнятьэмоциональ-ныйтонусречевойдеятельности. Письменнаяречьориентировананавосприятиеорганамизрения,поэтомукэтойречиможнонеразобращаться.Письменнаяречьотли-чаетсятем,чтовсамойформеречевойдеятельностиотражаютсяусло-вияицель общения.Отборслов,выражений,синтаксическихконструк-ций,расположениесловвструктурепредложений–всеэтоподчиненостилистическимограничениям.Так,научныетекстыотличаютсятем,чтоимсвойственноупотреблениетерминов,развернутыхструктурысложныхпредложений.Втекстахофициально-деловойперепискина-блюдаетсястандартизацияформыизложения. Письменнаяиустнаяречьосуществляетсявдиалогическойимо-нологическойформах.Диалогпредполагаетспонтанность,непосредст-веннуюреакциюнасловасобеседника,использованиеневербальныхсредствобщения(жест,мимика,поза,выражениеглаз),сменутем,ис-пользованиекороткихпообъемуинеполныхпредложений,возмож-ностьпереспрашивания,уточненияпоходуобщения.Монологпредпо-лагает подготовленность, структурную организованность, отсутствие ориентациинасобеседника,т.е.невозможностьсменыилиперестройкитемы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |