Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Языкиречь.Понятиекультурыречи
Язык как знаковаясамоорганизующаясясистемаразвиваетсяглав-нымобразомвсоответствиисосвоимисобственнымивнутреннимиза-конами,ипотомунеследуетпитатьникакихиллюзийовозможностирегулироватьмеханизмыегоразвития.Языкненуждаетсянивспасе-нии,нивисправлении,темболеечтоосуществитькакие-либомеро-приятиявэтомнаправлениипрактическиневозможно. Иноеделоречькакдеятельностьчеловекаиобществавцелом,дея-тельность,состоящаявиспользованиисистемыязыкадлядостижениякоммуникативныхцелей.Безусловно,речеваядеятельностьиндивидаможетрегулироватьсясоциальными институтамиимеханизмами,одна-коопосредованно,черезвсемерноеповышениеуровняречевойитесносвязаннойснейязыковойкомпетентности. Речь(речеваядеятельность,речевоеобщение,коммуникативныйакт)имеетсоциальныйхарактер,посколькуона–частьобщественнойдеятельностичеловека.Ниодинвиддеятельностивсоциуменевозмо-женбезобщения.Крометого,естьвидыдеятельности,основукоторыхсоставляет общение.Это деятельностьпедагогов,преподавателей,юри-стов,политиков,журналистов,менеджеров,многихработниковсферыобслуживания. Эффективностьобщениянепосредственнозависитоттого,на-сколькопартнерыпоречевойдеятельностивладеюткультуройречи. ПрофессоромЕ.Н.Ширяевымданоисчерпывающееопределениекультурыречи:«Культураречи–этотакойнаборитакаяорганизацияязыковыхсредств,которыевопределеннойситуацииобщенияприсо-блюдениисовременныхязыковыхнормиэтикиобщенияпозволяетобеспечитьнаибольшийэффектвдостижениипоставленныхкомму-никативныхзадач».Культураречи,такимобразом,–необходимоеус-ловиеэффективногообщения,котороеведеткдостижениюцелейрече-воговзаимодействия.Культураречипредполагаетследующиекрите-рии. Коммуникативнаяцелесообразностькак оптимальныйвыбор и ор-ганизацияязыковыхсредствсучетомсодержанияречи, ситуации, ауди-тории,коммуникативнойзадачи,атакженеобходимостисоблюденияэтическихиэтикетныхнорм.Инымисловами,умениевыбратьстильобщенияииспользоватьсоответствующиеэтомустилюязыковыееди-ницы. Соблюдениесовременныхязыковыхнорм,т.е.собственногра-мотность.Неможет бытьвысокимуровенькультурыречевойдеятель-ностипринеправильнойречиибезграмотномписьме,посколькувэтомслучаесущественнозатрудняетсяпонимание. Понятность.Всущности,этоткритерийявляетсяследствиемсо-блюденияпервыхдвух–коммуникативнойцелесообразностииграмот-ности. Нестереотипность.Выразительность,запоминаемостьвпроцессеречевойкоммуникацииобусловленанетольковысокимуровнемрече-войкультуры,ноиличностными,интеллектуальнымиипсихологиче-скимисвойствамиязыковойличности–умениемнаходитьобразныеияркиеречевыеобороты,остроумныесравненияидругиесредстваязы-ковогоиречевоговоздействиянаслушателяиличитателя. Богатстволексическогозапасадляцеленаправленноговыбораязыковыхединиц,оптимальныхдлярешенияпоставленнойкоммуника-тивнойзадачи.Впроцессеобогащениялексическогозапасасловаифразеологизмыусваиваются человекомвовсембогатствеихзначенийивыражаемыхчувств.Врезультатесущественновозрастаетстепеньсво-бодыпартнероввречевомобщенииивозможностиэффективногооб-щения. Допустимость/недопустимостьтехилииныхотклоненийотнорм.Естественно, невозможнодостичь речи, идеальнойсточкизрениясоблюдениявсехлитературныхнорм.Ктомужеособенностьречевойдеятельностисостоитвтом,что«идеальнаяречь»,какправило,без-вкуснаибесцветна,какдистиллированнаявода.Всвязисэтимзаконо-мерновстаетвопросотом,какогородаошибкиявляются«проститель-ными»,допустимымиинеснижающимиоценкууровнякультурыречи.Далеконеодинаководолжныбытьоценены,например,орфографиче-скиеошибкивсловахарамативодиночку;речевыеошибкипамятникПушкинаиябольшойкумиртворчестваЕсенина. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 147. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |