Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Претензии, иски. Исковая давность




 

СМГС декларирует обязательную претензионную процедуру предварительного решения споров по договору перевозки, что дает возможность решить споры между перевозчиком и грузовладельцем в досудебном порядке. Право предъявления претензий принадлежит отправителю или получателю. Претензии должны быть предъявлены в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием суммы возмещения. Отправитель предъявляет претензию к национальной дороге отправления, а получатель – к национальной дороге назначения груза по каждой отправке в отдельности.

В случае, когда претензия предъявляется от имени отправителя или получателя уполномоченным лицом, то право на это предъявление должно быть подтверждено доверенностью отправителя или получателя. Эта доверенность должна соответствовать внутренним законам и правилам той страны, к железным дорогам которой предъявлена претензия. Доверенность остается у железной дороги, к которой была предъявлена претензия.

Претензии предъявляются по каждой отправке в отдельности за исключением:

1) претензий о возврате переборов провозных платежей. Такие претензии могут предъявляться на несколько отправок;

2) случаев, когда по нескольким отправкам составлен только один коммерческий акт. В таких случаях претензия предъявляется на все отправки, указанные в коммерческом акте.

Железная дорога обязана в 180-дневный срок со дня заявления претензии, подтвержденного почтовым штемпелем пункта отправления или распиской железной дороги в получении непосредственно предъявленной претензии, рассмотреть эту претензию, дать ответ заявителю и при полном или частичном признании ее, уплатить ему причитающуюся сумму.

Если коммерческий акт составлен на железной дороге страны, не участвующей в СМГС, то претензию, а в случае ее отклонения, и иск, следует предъявлять национальной железной дороге, где была обнаружена неисправность груза, в соответствии с нормами применимого права (например, по нормам CIM-COTIF или по национальным законам и правилам страны составления акта). Право предъявления иска, основанного на договоре перевозки, принадлежит только тому лицу, которое заявило претензию, и только к железной дороге, к которой претензия была предъявлена. Иск может быть предъявлен только в надлежащем суде той страны, железным дорогам которой была предъявлена претензия.

Претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки, а также требования и иски железных дорог к отправителям или получателям об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев. Указанные сроки для претензий и исков о возмещении исчисляются:

– за частичную утрату груза, недостачу массы, повреждение, порчу или снижение качества груза, а также за просрочку в доставке – со дня выдачи груза получателю;

– за полную утрату груза – с 30-го дня после истечения срока доставки;

– для всех других обстоятельств и требований – со дня установления обстоятельств, послуживших основанием для их предъявления.

Предъявление отправителем или получателем к железной дороге письменной претензии приостанавливает течение сроков исковой и претензионной давности. Повторные претензии, содержащие ранее предъявленные требования, не приостанавливают течение сроков давности.

Претензии о возврате сумм, уплаченных по договору перевозки, могут быть предъявлены тем лицом, которое произвело данный платеж, и только к той железной дороге, которая взыскала эти суммы.

Претензии по одной накладной, за исключением претензий по несохранным перевозкам грузов, принадлежащих частным лицам, предъявляемые в случае полной или частичной утраты, уменьшения массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, на сумму до 23 швейцарских франков включительно не подлежат удовлетворению и не предъявляются. Если такого рода претензия предъявляется на сумму более 23 швейцарских франков, а по рассмотрении она признается подлежащей удовлетворению в размере до 23 швейцарских франков включительно, то эта сумма возмещения заявителю не выплачивается.

Претензии по одной накладной, предъявляемые в случае полной или частичной утраты, уменьшения массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, принадлежащие частным лицам, на сумму до 5 швейцарских франков включительно не подлежат удовлетворению и не предъявляются. Если такого рода претензия предъявляется на сумму более 5 швейцарских франков, а по рассмотрении она признается подлежащей удовлетворению в размере до
5 швейцарских франков включительно, то эта сумма возмещения заявителю не выплачивается.

Претензии по одной накладной, предъявляемые в случае просрочки в доставке груза или переборов провозных платежей на сумму до
5 швейцарских франков включительно, не подлежат удовлетворению и не предъявляются. Если такого рода претензия предъявляется на сумму более 5 швейцарских франков и по рассмотрении она признается подлежащей удовлетворению в размере до 5 швейцарских франков включительно, то эта сумма возмещения заявителю не выплачивается.

В случае, когда претензия предъявляется от имени отправителя или получателя уполномоченным лицом, то право на это предъявление должно быть подтверждено доверенностью отправителя или получателя. Эта доверенность должна соответствовать внутренним законам и правилам той страны, к железным дорогам которой предъявлена претензия. Доверенность остается у железной дороги, к которой была предъявлена претензия.

Претензия предъявляется для рассмотрения компетентным органам железных дорог, указанным в Приложении 19 СМГС.

Сообщение об изменениях и дополнениях этого приложения высылается Комитету ОСЖД и железным дорогам – участницам СМГС с указанием даты изменений и дополнений с таким расчетом, чтобы это сообщение поступило в Комитет ОСЖД и на все железные дороги – участницы Соглашения не позднее чем за 45 дней до вступления изменений и дополнений в силу. Изменения и дополнения публикуются железными дорогами в соответствии с внутренними правилами, действующими на железных дорогах.

Предъявление претензий к железным дорогам производится:

1) в случае полной утраты груза – отправителем при условии представления дубликата накладной (листа 3 накладной);

– получателем при условии представления дубликата накладной (листа 3 накладной) или оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной). При этом в дубликате накладной или в оригинале накладной и в листе уведомления о прибытии груза должна содержаться сделанная в соответствии с § 6 статьи 17 отметка о неприбытии груза, удостоверенная календарным штемпелем станции назначения;

2) в случае частичной утраты, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам:

– отправителем;

– или получателем при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной) и коммерческого акта, выданного получателю железной дорогой на станции назначения;

3) в случае просрочки в доставке груза;

– получателем при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной), а также претензионного заявления о просрочке в доставке груза по форме Приложения 20 в двух экземплярах;

4) в случае перебора провозных платежей:

– отправителем – по тем суммам, которые он уплатил за перевозку, – при условии представления дубликата накладной (листа 3 накладной) или другого документа в соответствии с внутренними правилами, действующими на дороге отправления;

– получателем – по тем суммам, которые он уплатил за перевозку, – при условии представления оригинала накладной и листа уведомления о прибытии груза (листов 1 и 5 накладной).

Указанные в пунктах 1-4 документы, выданные отправителю или получателю железной дорогой, могут быть предъявлены заявителями претензии к железной дороге только в подлинниках, но не в копиях.

Если взамен утерянных при перевозке документов, указанных в пунктах 1-4, получателю выданы заменяющие их документы вместе с коммерческим актом, составленным согласно пункту 3 § 1 статьи 18, то претензия может быть заявлена на основе этих заменяющих документов и относящегося к ним коммерческого акта.

Если к письменному заявлению о претензии к железной дороге приложены не все вышеуказанные необходимые документы или документы, указанные в пунктах 1-4, приложены в копиях, то такое неполное или неправильное заявление о претензии возвращается заявителю железной дорогой в срок не позднее 15 дней со дня его поступления в орган железной дороги согласно Приложению 19 к Соглашению с указанием, какие документы отсутствуют или представлены в копиях. В таких случаях не наступает приостановление течения срока давности, предусмотренного § 3 статьи 31. Если железная дорога возвратит заявителю такое неполное или неправильное заявление позже 15-дневного срока, то течение срока давности приостанавливается со следующего дня после истечения этого срока до дня получения заявителями данного неполного или неправильного заявления о претензии. Возвращение железной дорогой заявителю такого заявления не является отклонением претензии согласно § 2 статьи 30 и не дает заявителю права обратиться к железной дороге с иском в суде.

Если при выдаче одинакового по наименованию и качеству груза, проследовавшего с перегрузкой на пограничной станции от одного отправителя в адрес одного получателя, оказалась в одних вагонах недостача груза, а в других его излишек, то при рассмотрении претензии излишек засчитывается в счет покрытия недостачи.

При перевозках грузов, совершаемых по правилам, установленным в § 2 статьи 2, назначением в страны, железные дороги которых не участвуют в СМГС, из стран, железные дороги которых являются участницами СМГС, но не участвуют в международных железнодорожных соглашениях с теми странами, куда груз направляется, претензии предъявляются получателем груза непосредственно дороге назначения или другим дорогам, не участвующим в СМГС, если неисправность перевозки произошла на этих железных дорогах.

Претензии по перевозкам грузов в страны, железные дороги которых являются участницами Соглашения, из стран, железные дороги которых не являются участницами Соглашения, совершаемым также по правилам, установленным в § 2 статьи 2, предъявляются получателем груза непосредственно дороге назначения. Железная дорога после рассмотрения претензии, относящейся к ответственности железных дорог – участниц СМГС, уведомляет о результате заявителя претензии. Если при этом окажется, что часть претензии или вся претензия относится к ответственности железной дороги, не участвующей в Соглашении, то претензия полностью или в соответствующей части отклоняется. Представленные при претензии документы, в том числе и по договору перевозки другого транспортного права, возвращаются заявителю для непосредственного обращения к отправителю, указанному в накладной СМГС, который в дальнейшем регулирует претензию с дорогами-участницами другого транспортного права.

Железная дорога, сообщая заявителю о частичном или полном отклонении его претензии, обязана сообщить ему основания отклонения претензии и одновременно возвратить документы, приложенные к претензионному заявлению.

В случае признания со стороны железной дороги претензии, подлежащей удовлетворению в полном размере, с представленными при претензионном заявлении документами железная дорога, регулирующая претензию, поступает в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой железной дороге.

Железная дорога, к которой предъявлена претензия в соответствии с §§ 2 и 3 статьи 29 СМГС, является регулирующей железной дорогой.

Список органов железных дорог, являющиеся компетентными для рассмотрения претензии, помещены в Приложении 19 к СМГС.

Если претензия предъявлена к железной дороге, которая согласно пункту 29.1 СИ не является регулирующей, или если претензия предъявлена к органу железной дороги, который не является компетентным для ее рассмотрения в соответствии с пунктом 29.1 СИ, то эта железная дорога должна поступать в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой железной дороге.

В 15-дневный срок со дня поступления претензии регулирующая железная дорога должна проверить, соответствуют ли приложенные к претензии документы требованиям § 7 статьи 29 СМГС.

Если к претензии приложены все необходимые документы, и они оформлены правильно, железная дорога проставляет на претензионном заявлении и на приложенных к нему документах претензионный штемпель, содержащий наименование дороги, дату поступления претензии и номер претензионного дела.

Если к письменному заявлению о претензии к железной дороге приложены не все вышеуказанные необходимые документы или документы, указанные в пунктах 1-4, приложены в копиях, то такое неполное или неправильное заявление о претензии возвращается заявителю железной дорогой в срок не позднее 15 дней со дня его поступления в орган железной дороги согласно Приложению 19 к настоящему Соглашению с указанием, какие документы отсутствуют или представлены в копиях. В таких случаях не наступает приостановление течения срока давности, предусмотренного § 3 статьи 31. Если железная дорога возвратит заявителю такое неполное или неправильное заявление позже 15-дневного срока, то течение срока давности приостанавливается со следующего дня после истечения этого срока до дня получения заявителями данного неполного или неправильного заявления о претензии. Возвращение железной дорогой заявителю такого заявления не является отклонением претензии согласно § 2 статьи 30 и не дает заявителю права обратиться к железной дороге с иском в суде.

Если поступившая на регулирующую железную дорогу претензия оформлена правильно, то дорога должна проверить право заявителя на предъявление претензии и соблюдение им срока на это предъявление.

Регулирующая железная дорога должна по возможности точно выяснить существо дела и его правовую сторону.

Если на поступившем претензионном заявлении или на приложенных к нему документах имеются претензионные штемпеля, свидетельствующие о том, что данная претензия уже рассматривалась какой-либо железной дорогой, то регулирующая железная дорога должна выяснить, какое решение было принято при предыдущем рассмотрении претензии.

Регулирующая железная дорога должна решить вопрос о том, подлежит ли удовлетворению претензия и если подлежит, то кем согласно СМГС.

Если регулирующей железной дорогой будет установлено, что по претензии нет ответственности ни одной из железных дорог, участвующих в перевозке, то регулирующая железная дорога должна отклонить такую претензию в соответствии со статьей 23 СМГС.

Если регулирующей железной дорогой будет установлено, что претензия подлежит удовлетворению железными дорогами, участвовавшими в перевозке, то регулирующая железная дорога должна также установить, какая или какие железные дороги являются или могли бы явиться ответственными по данной претензии.

Право предъявления иска, основанное на договоре перевозки, принадлежит тому лицу, которое имеет право заявить претензию к железной дороге. Иск может быть предъявлен только после заявления претензии в соответствии со статьей 29.

Иск может быть предъявлен лицом, имеющим на то право, только к той железной дороге, к которой была заявлена претензия, и только в том случае, если ею не был соблюден срок на рассмотрение претензии, установленный в § 8 статьи 29, или если в течение этого же срока железная дорога уведомила заявителя об отклонении претензии полностью или частично.

Иск может быть предъявлен только в надлежащем суде той страны, железным дорогам которой была предъявлена претензия.

Претензии и иски отправителя или получателя к железным дорогам по договору перевозки, а также требования и иски железных дорог к отправителям или получателям об уплате провозных платежей, штрафов и о возмещении ущерба могут быть заявлены в течение 9 месяцев, за исключением претензий и исков о просрочке в доставке груза, для предъявления которых установлен 2-месячный срок.

Указанные сроки исчисляются:

1) для претензий о возмещении за частичную утрату груза, недостачу массы, повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам, а также за просрочку в доставке – со дня выдачи груза получателю;

2) для претензий о возмещении за полную утрату груза – с 30-го дня после истечения срока доставки, исчисленного согласно статье 14;

3) для претензий о дополнительной уплате или для претензий о возврате провозной платы, дополнительных сборов, штрафов или для претензий, связанных с исправлением расчетов вследствие неправильного применения тарифов, а также ошибок при исчислении платежей, – со дня уплаты или, если уплата не была произведена, со дня выдачи груза;

4) для всех других претензий и требований – со дня установления обстоятельств, послуживших основанием для их предъявления.

Дата начала течения срока давности в срок не включается.

Предъявление отправителем или получателем к железной дороге письменной претензии, оформленной в соответствии со статьей 29, приостанавливает течение сроков давности.

Течение срока давности продолжается с того дня, когда железная дорога сообщила заявителю о полном или частичном отклонении его претензии; днем отклонения считается дата, указанная на почтовом штемпеле пункта отправления, или день, в который заявитель своей распиской подтвердил получение сообщения об отклонении. Если претензия оставлена без ответа, то течение срока давности возобновляется с момента истечения срока, установленного в § 8 статьи 29.

Представление доказательств об отправлении претензии на железную дорогу или об ответе на нее и о возвращении документов или о возвращении неполного заявления о претензии в соответствии с § 7 статьи 29 возлагается на сторону, ссылающуюся на эти факты.

Повторные претензии, содержащие ранее предъявленные требования, не приостанавливают течения сроков давности. Претензии и требования, по которым истек срок давности, не могут быть предъявлены также и в виде исков.



Контрольные вопросы

1. Какие вопросы регулируются двухсторонними соглашениями о международных перевозках?

2. Какие нормативные акты относятся к международным источникам транспортного права?

3. Каковы задачи межправительственных транспортных организаций?

4. Каковы задачи неправительственных транспортных организаций?

5. В какую международную транспортную организацию входят железные дороги России?

6. Назвать рабочие органы ОСЖД.

7. Какие две группы правовых норм содержат соглашения о международных железнодорожных перевозках грузов?

8. Что такое COTIF?

9. Что означает CIM?

10. Что такое СМГС?

11. Какие страны участвуют в СМГС?

12. К каким перевозкам не применяется СМГС?

13. На каких направлениях транзита применяется ЕТТ?

14. На каких направлениях транзита применяется МТТ?

15. По каким документам определяется плата за транзитные перевозки?

16. Из скольких листов состоит комплект перевозочных документов СМГС?

17. Какие сопроводительные документы прилагаются к накладной СМГС?

18. Когда груз можно считать утраченным?

19. В каких случаях составляется коммерческий акт?

20. В каких случаях станция может отказаться от составления коммерческого акта?

21. Кто должен подписать коммерческий акт?

22. Как определяется размер возмещения за полную или частичную утрату груза?

23. Каков максимальный штраф за просрочку доставки груза?

24. В каких случаях железная дорога освобождается от ответственности за несоблюдение срока доставки?

25. В каких случаях железная дорога освобождается от ответственности за несохранную перевозку?

26. Кому предъявляют претензии грузоотправители и грузополучатели?

27. В течение какого времени может быть подана претензия?

28. В течение какого времени железная дорога должна рассмотреть претензию?

29. Что такое регулирующая дорога?

30. Кто может предъявить претензию в случае просрочки доставки груза?

31. Кто имеет право заявить иск по поводу перевозки груза?

32. В каком случае можно обращаться с иском в суд?

33. Каков исковой срок при несохранных перевозках?

34. Каков срок исковой давности при просрочке доставки груза?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...