Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международные транспортные организации




В правовой регламентации международных перевозок большую роль играют международные транспортные организации. Они ведут разработку проектов международных договоров, подготовку транспортных и технико-регламентационных правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, проформ транспортных договоров, дают рекомендации и заключения по применению международных норм, урегулируют споры путем посредничества и арбитража.

В зависимости от организационной формы можно выделить межправительственные и неправительственные транспортные организации. Основные задачи первых – выработка стратегии международных транспортных связей, их оптимизация, обеспечение надлежащего исполнения международных конвенций. Неправительственные транспортные организации рассматривают в основном организационные, технические и юридические вопросы транспортной деятельности на международном рынке транспортных услуг. На железнодорожном транспорте к таким организациям можно отнести Международный комитет железнодорожного транспорта в Берне.

К международным организациям по железнодорожному транспорту относятся, прежде всего, Центральное бюро международных железнодорожных сообщений в Берне и Международный комитет железнодорожного транспорта в Берне. Их различие касается организационной формы и выполняемых задач. Центральное бюро международных железнодорожных сообщений относится к межправительственным организациям. Его главная задача состоит в обеспечении исполнения международных конвенций о железнодорожных перевозках. Международный комитет железнодорожного транспорта является неправительственной организацией и разрабатывает правовые вопросы международных железнодорожных перевозок. Так, в дополнение к Бернским международным грузовым конвенциям CIM-СОТIF, Комитет разработал ряд соглашений, правил, инструкций и постановлений.

Для обеспечения исполнения Бернских конвенций CIM-СОТIF создана Организация международного железнодорожного транспорта (ОТIF). Существуют группы региональных организаций, таких как Европейский союз по железнодорожным перевозкам, Восточно-Африканская железнодорожная корпорация, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), в которую входят и железные дороги России.

Рабочими органами ОСЖДявляются постоянные рабочие группы ОСЖД (далее ПРГ), они проводят работу, касающуюся соглашений и договоров, заключенных в рамках ОСЖД.

Для разработки материалов по отдельным вопросам и последующего их рассмотрения ПРГ созывают совещания экспертов железных дорог ОСЖД. В отдельных случаях созываются совещания редакционных групп, состоящих из представителей железных дорог ОСЖД. Место и срок проведения этих совещаний должны быть предусмотрены планом работы ПРГ.

ПРГ состоит из делегаций, руководители которых назначены руководством железных дорог ОСЖД. Работой ПРГ руководит специалист ПРГ, который: является ответственным за подготовку и своевременное отправление материалов совещаний и материалов, представляемых Конференции; по предложению железных дорог ОСЖД составляет проекты программы и плана работ, а также предложения по финансированию разработки отдельных тем.

Комиссии ОСЖД также являются рабочими органами ОСЖД. Председатель Комиссии назначается из числа специалистов Комитета ОСЖД решением руководящих органов по распределению должностей председателей и специалистов Комиссий и специалистов Постоянных рабочих групп между членами ОСЖД. Специалисты, направленные в Комитет в качестве представителей членов ОСЖД, составляют рабочий аппарат Комиссии.

Комиссии работают по программе, утвержденной руководящими органами ОСЖД. План работы должен содержать точную формулировку вопросов, объем работы на данный год с указанием ведущих и участвующих исполнителей в теме, срок выполнения, а также уровень принятия решений.

Комиссия проводит работу, касающуюся соглашений и договоров, заключенных в рамках ОСЖД в соответствии с процедурой, предусмотренной Регламентом.

Для разработки материалов по отдельным вопросам и последующего их рассмотрения Комиссией созываются совещания экспертов членов ОСЖД. В отдельных случаях созываются совещания редакционных групп, состоящих из представителей членов ОСЖД. Комиссия может предложить создать Временную рабочую группу экспертов.

 Комитет ОСЖД является исполнительным органом ОСЖД. Комитет действует на основании Положения об ОСЖД и Регламента. Комитет представляет ОСЖД в ее отношениях с юридическими и физическими лицами.

 2.3. Основные соглашения, регламентирующие международные перевозки

Источником международного железнодорожного транспортного права являются соглашения о международном железнодорожном сообщении, которые в правовом отношении классифицируются как международные договоры. Они содержат две группы правовых норм:

– нормы межгосударственного характера, определяющие права и обязанности государств по поддержке международного железнодорожного сообщения на условиях обеспечения наибольшего благоприятствования;

– ведомственные нормы, координирующие технические, коммерческие и расчетные нормативы, а также взаимные действия перевозчиков при выполнении перевозок.

Правовая регламентация международных железнодорожных сообщений охватывает весь комплекс организационных, юридических и финансовых норм, на основе которых осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа.

Страны Западной Европы являются участниками Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам – МГК.Это соглашение – одно из старейших в Европе: оно было заключено еще в 1890 г. в Берне (Швейцария) и потому его часто называют Бернской конвенцией. Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств, в том числе и Россия. Странами-учредителями были выра­ботаны Единые правовые предписания для договора о международной перевозке грузов по железным дорогам (СIМ).

В настоящее время участниками конвенции являются 33 государства, большинство из них – страны Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки. Россия в этой конвенции пока не участвует. Бернские грузовые конвенции – основная норма международного частного права в отношении договора железнодорожной перевозки в странах Европы.

В 1980 году в Берне проводилась конференция по пересмотру Конвенции, на которой было принято Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF).В части, касающейся организации перевозок, оно базируется на положениях МГК, за исключением отдельным вопросов. Соглашение COTIF учредило Организацию международного железнодорожного транспорта с местонахождением в Берне, определило ее задачи, полномочия органов и порядок деятельности. Было устранено дублирование упомянутыми Бернскими конвенциями отдельных правил, упрощен порядок пересмотра условий перевозок, определены пределы ответственности железных дорог при международных перевозках в расчетных единицах Международного валютного фонда – «специальных правах заимствования» (СПЗ), внесены некоторые уточнения в правила, относящиеся к основаниям освобождения перевозчика от ответственности за недостачу груза, а также к ответственности перевозчика при просрочке в доставке груза.

Этот международный нормативный акт именуется «конвенциями»потому, что кроме основного текста CIM-COTIF включает в себя ряд единых дополнительных постановлений, правил и соглашений, выработанных в рамках Международного комитета железнодорожного транспорта, – таких, как Соглашение о перевозке грузов курьерской скоростью, Правила международного грузового сообщения, Соглашение о международном грузовом сообщении (не путать с СМГС), Правила перевозок опасных грузов и др.

СССР не принадлежал к числу участников COTIF, но положения этого соглашения,связанные с ним инструкции и другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Европы и из этих стран в Россию.

Железнодорожные перевозки между странами социалистического содружества (кроме Югославии) осуществлялись, начиная с 1950 г. на основе многосторонних международных договоров – Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС). В СМГС наряду с унифицированными материально-правовыми нормами предусмотрены унифицированные коллизионные правила, предписывающие применение закона дороги отправления груза, закона дороги следования груза, закона дороги назначения груза.

 

Основные положения СМГС

Применение СМГС

 

Соглашение о международном грузовом сообщении заключили между собой министерства, ведающие железными дорогами:

Азербайджанской Республики, Республики Албания, Республики Беларусь, Республики Болгария, Венгерской Республики, Социалистической Республики Вьетнам, Грузии, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Монголии, Республики Польша, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики.

СМГС было разработано в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и вступило в действие с 1 ноября 1951 г. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении – основной нормативный акт, регулирующий международные грузовые железнодорожные перевозки в России. Соглашение включает 41 статью и 21 приложение.

На условиях этого Соглашения производится перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в § 2 статьи 3 СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог – участниц Соглашения. СМГС имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов и действует независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки.

Перевозки грузов из стран, железные дороги которых участвуют в Соглашении, транзитом через страны, железные дороги которых также являются участницами этого Соглашения, в страны, железные дороги которых не участвуют в Соглашении, и в обратном направлении осуществляются порядком и на условиях, предусмотренных транзитным тарифом, применяемым заинтересованными железными дорогами для данного международного сообщения, если не применяется другое соглашение о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении.

СМГС не применяется к перевозкам грузов:

1) если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления;

2) между станциями двух стран транзитом по территории третьей страны в поездах железных дорог страны отправления или назначения;

3) между станциями, расположенными в двух соседних странах, в том случае, когда эти перевозки на всем пути следования груза производятся в поездах железной дороги одной страны в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге.

Такие перевозки осуществляются на основании особых договоров, заключаемых между заинтересованными железными дорогами.

Железные дороги, страны которых являются одновременно участницами других международных соглашений, могут осуществлять грузовые перевозки между собой на основе этих соглашений.

СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран-участниц. Международные перевозки осуществляются по сети железных дорог – участниц Соглашения. СМГС имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов. При отсутствии необходимых положений в СМГС применяются правила и процедуры, изложенные во внутренних законах той страны, по железным дорогам которой осуществляется перевозка.

Транзитные перевозки грузов по железным дорогам стран – участниц Соглашения из стран или в страны, из которых, по крайней мере, одна не является участницей СМГС, осуществляются на условиях, предусмотренных транзитными тарифами, применяемыми заинтересованными национальными железными дорогами для данного международного сообщения, если не применяется другое соглашение о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении. Например, транзитные перевозки в России регулируются не СМГС, а Единым транзитным тарифом – на китайском, монгольском и корейском направлениях и Международным транзитным тарифом – на остальных направлениях и при транзите крупнотоннажных контейнеров в сообщении с Монголией.

Поскольку Россия не является участницей Бернских грузовых конвенций CIM-COTIF, то при оформлении прямых международных железнодорожных перевозок российские отправители и экспедиторы должны использовать только документы СМГС или соответствующих двусторонних соглашений. Хотя в последнее время существует возможность иначе оформлять такие перевозки, о чем будет сказано ниже.

СМГС не применяется к перевозкам грузов, если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом (например, перевозки из Калининградской области в другие регионы России).

СМГС содержит ряд специальных положений для определенных видов перевозок, а именно: Правила перевозок опасных грузов, Правила перевозок грузов в сопровождении проводников отправителя или получателя, Правила перевозок скоропортящихся грузов, Правила перевозок контейнеров, Правила перевозок грузов на поддонах, Правила перевозок вагонов, не принадлежащих железной дороге, Правила перевозок грузов в транспортных пакетах, Правила перевозок автотранспортной техники.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...