Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ




Правовое регулирование

 международных железнодорожных
перевозок грузов

 

Рекомендовано

Методическим советом ДВГУПС

в качестве учебного пособия

 

Хабаровск

Центр дистанционного образования

2008

 

Рецензенты:

 

Начальник службы международных связей

ДВостжд, филиала ОАО «РЖД»

И.Е. Мельников

 

Кафедра «Управление процессами перевозок»

 Забайкальского института железнодорожного транспорта

(заведующий кафедрой кандидат технических наук

М.И. Коновалова)

 

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту направления дипломированных специалистов 190700 «Организация перевозок и управление на транспорте» специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном)».

Рассматривается правовая база организации железнодорожных перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов. Дается понятие о международных соглашениях по перевозкам грузов, в которых участвует Россия. Особое внимание уделено Соглашению о международных грузовых перевозках, транзитным тарифам, договору о правилах пользования вагонами, а также возможностям переоформления грузов на границах стран, применяющих разные системы транспортного права.

Предназначено для студентов 5-го курса дневной формы обучения и 6-го курса ИИФО специальности «Организация перевозок и управление», 3-го курса дневной формы обучения и 4-го курса ИИФО специальности «Коммерция», изучающих дисциплину «Транспортное право», а также для слушателей дополнительного профессионального образования по программам «Транспортная логистика» и «Сервис на транспорте».

 


Учебное пособие разработано в рамках инновационно-образовательной программы «Инновационный научно-образовательный комплекс на Дальнем Востоке России».

 

© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация перевозок грузов и пассажиров требует решения целого ряда сложнейших задач технического, технологического, организационного, информационного, экономического и правового характера. Расчет и согласование тарифов, разработка расписания движения транспортных средств, создание и внедрение систем безопасности движения и сохранности грузов, выработка технических регламентов – вот далеко не полный перечень вопросов, требующих своего разрешения при организации перевозок. Однако, если говорить о международных перевозках, то и набор и сложность задач возрастают многократно. Для выполнения международных перевозок необходима в первую очередь политическая воля государств, объединенных целью укрепления экономических связей, а к числу проблем относятся лингвистические преграды, различие технических параметров пути и транспортных средств и даже менталитет населения стран, участвующих в международных перевозках.

В качестве примера можно привести различие в ширине колеи российских железных дорог и железных дорог Европы. Конечно, это создает определенные трудности в организации перевозок – необходима или перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой или смена колесных пар вагонов. История, правда, знает и другие примеры той самой политической воли государств – в свое время для доставки сырья польскому металлургическому комбинату из Советского Союза была продлена широкая колея практически на 400 км по территории Польши. Но и наличие одинаковой колеи еще не говорит об отсутствии проблем в организации международных перевозок. Так, исторически сложилось, что колея железных дорог Финляндии и России одинакова, но проблема состоит в другом. Россия экспортирует в Финляндию большие объемы нефтепродуктов в цистернах. И хотя российские вагоны могут пройти от станции погрузки до станции выгрузки без перегрузки на границе, на территорию Финляндии цистерны не пропускали по причине их сильной загрязненности.

Еще одна проблема – российское транспортное право существенно отличается от международного транспортного права. Так, отсутствие института операторов перевозок затрудняет работу транспортных узлов, ведет к нарушению сроков доставки грузов, простою подвижного состава. Особенности международных перевозок требуют их специального нормативного урегулирования. В настоящее время сложилась система законодательной базы, включающая как международные нормативные источники, так и внутреннее (национальное) законодательство. При этом для упрощения оформления международных перевозок ведется работа по гармонизации норм транспортного права.

Отдельный разговор следует вести о перевозках между странами СНГ – бывшими республиками Советского Союза, у которых и колея одинакова, и язык пока – не проблема, и даже вагонный парк был раньше единым целым. С распадом СССР вагоны и контейнеры пропорционально поделены между пятнадцатью новыми странами, но есть возможность и необходимость использовать их для международных перевозок внутри СНГ.

Еще один аспект организации и регулирования международных перевозок – перевозка транзитных грузов по территории России. Наша страна – удобный и короткий путь из стран Азии в Европу и наоборот, и доход от транзита может быть существенно увеличен при быстром и грамотном решении ряда вопросов, в том числе – правового регулирования этих перевозок, рациональной организации пунктов пропуска, согласованной работы железнодорожников, таможенников и пограничников.

В учебном пособии рассматриваются нормативные документы, регулирующие перевозки экспортных, импортных грузов и транзита по территории России, в том числе, в смешанных сообщениях.

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

В международных правовых источниках, регламентирующих международные перевозки, а также во внутренних законодательных актах дается понятие международной перевозки, ее особенности, порядок организации и выполнения, регулируются правоотношения участников перевозочного процесса, вопросы их взаимной ответственности, закрепляется порядок разрешения споров.

Международные конвенции и соглашения, российское транспортное законодательство содержат разные формулировки определения международной перевозки, которые позволяют выделить ее основные признаки. Первый признак – это пересечение государственной границы. Второй – осуществление перевозки, как правило, на условиях, закрепленных международными конвенциями и соглашениями. Третий признак заключается в наличии иностранного элемента. Обобщая разные трактовки, можно дать такое определение международной перевозки – это такая перевозка, которая оформлена и начата для перевозки пассажиров, багажа или грузов по территории двух и более стран.

Международные перевозки могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от того, осуществляются ли эти перевозки на основании одного договора по всем странам или нескольких договоров перевозки по количеству стран-участниц, они подразделяются на международные перевозки прямого или непрямого сообщения.

По количеству участвующих в перевозке видов транспорта международные перевозки делятся на перевозки одним видом транспорта, перевозки несколькими видами транспорта в прямых смешанных и непрямых смешанных сообщениях. Перевозки в смешанных сообщениях характеризуются применением различных международных источников, регулирующих перевозки соответствующими видами транспорта.

В зависимости от регулярности осуществления международные перевозки делятся на регулярные и нерегулярные.

Следующая классификация международных перевозок связана с местом их начала и окончания. Исходя из этого критерия они подразделяются:

– на экспортные перевозки;

– импортные перевозки;

– транзитные перевозки.

В зависимости от необходимости смены при международных перевозках подвижного состава они делятся на бесперегрузочные и перегрузочные. Эта классификация касается главным образом железнодорожных сообщений и связана с разностью ширины колеи.

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов
государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

«Международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Исходя из положений международных и национальных источников, договор международной перевозки можно определить как соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить груз или пассажира по маршруту, связанному с пересечением границы, в пункт назначения, а грузоотправитель или пассажир обязуется оплатить перевозку. Договор является правовым основанием возникновения обязательств между перевозчиком с одной стороны и грузоотправителем (пассажиром) с другой стороны. Договор перевозки призван также конкретизировать условия перевозки, которые в общем виде закреплены в конвенциях и соглашениях, а также в национальных транспортных законодательных актах (например, в Уставе железнодорожного транспорта РФ).

 В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется в первую очередь международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или не регулировании ими отдельных вопросов – нормами внутреннего (национального) законодательства.

Еще одной особенностью международных договоров является оформление транспортной документации. Комплект документов международной перевозки грузов выполняет несколько функций:

– закрепляет права и обязанности сторон;

– определяет условия перевозки;

– содержит указания перевозчику;

– позволяет выполнить таможенные и пограничные формальности. Для этого к комплекту перевозочных документов прилагается комплект дополнительных документов, необходимых для пересечения границы (разрешение на проезд по территории иностранного государства, таможенные декларации, счет-фактура на перевозимый товар, гарантийное обязательство получателя об оплате таможенной пошлины, сборов и акцизов, документы, необходимые для прохождения санитарного и фитосанитарного контроля и другие).

Имеются особенности и в порядке заключения договора международной перевозки груза. При международных перевозках широко используются генеральные соглашения, которые заключаются между сторонами, строящими свои отношения на долгосрочной основе. В этих соглашениях детально прописываются условия выполнения сторонами обязательств, связанных с осуществлением перевозок.

 


Контрольные вопросы

1. В каком случае договор международной перевозки регламентируется нормами внутреннего права?

2. Какие функции выполняет комплект документов международной перевозки грузов?

3. В каких документах прописываются условия выполнения сторонами обязательств по выполнению перевозок?

4. Какие признаки отличают международную перевозку грузов?

5. Дать определение международной перевозки грузов.

6. Каково значение договора международной перевозки грузов?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...