Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 13. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ




 

13.1. Понятие и этапы карьеры.

13.2. Управление деловой карьерой.

 

Понятие и этапы карьеры

 

Карьера в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы и др.

Под трудовой карьерой понимается индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения работника по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест. «Трудовая карьера» является более общим понятием по сравнению с таким, как «продвижение по работе», «продвижение по служебной лестнице», «продвижение в профессии» и др.

К оценке карьеры можно подходить, во-первых, с позиций делового окружения человека – людей, которые судят о его карьере исходя из собственных представлений, во-вторых, с позиций самого работника. В этом случае карьера понимается как субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, положении в профессиональном плане, своем статусе, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Выбор приоритетов карьеры осуществляется работником на основе своих жизненных ценностей, например, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника.

Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, денег. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Трудовой путь работника может быть стабильным, если работник в течение длительного времени занимает одну должность, и динамичным, связанным с частой сменой рабочих мест, должностей, видов деятельности. Динамичная деловая карьера в зависимости от скорости трудовых перемещений (число перемещений за определенный срок, например 5-10 лет) может быть охарактеризована как нормальная или стремительная.

Характер и скорость деловой карьеры определяется многими как субъективными, так и объективными факторами. Среди субъективных решающее значение имеет трудовой потенциал, развитие способностей работника, наличие у него необходимых деловых и личностных качеств для занятия более высокой должности, его ценностные ориентации на трудовую карьеру.

Деловая карьера в значительной мере зависит от начальных шагов в трудовой жизни работника, от профориентации, оценки личных качеств и потенциальных возможностей работника, уровня образования, мотивации и др. Существенное влияние оказывает и возраст, хотя это влияние неоднозначно (с одной стороны, биолого-психологические особенности организма, с другой – образование, опыт, квалификация). Среди объективных факторов – масштабы деятельности фирмы, структура управления фирмой, принятая социальная иерархия, организационные формы использования работников, морально-этические нормы и др.

Таким образом, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может последовательно пройти в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

- вертикальная карьера – подъем работника на более высокую ступень структурной иерархии;

- горизонтальная карьера – перемещение в другую функциональную область деятельности или выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления, расширение или усложнение задач на прежней ступени;

- центростремительное направление – движение к руководству организации. Например, приглашение сотрудника на встречи, совещания, обеспечение ему доступа к информации, доверительное общение и др.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьеры.

Согласование профессиональной и внутриорганизационной карьеры обеспечивается: сочетанием целей фирмы и работника; знанием и учетом желаний работника, так как планирование карьеры носит индивидуальный характер; повышением качества планирования, его открытостью, формированием наглядных и понятных критериев служебного роста; объективностью в оценке возможностей работника и др.

На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько видов работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Этап становления длится примерно пять лет (от 25 до 30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки. Формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет этап роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, активизируется самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит её повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодым. Это период характеризуется творчеством, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим.

Работника продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется интерес к другим источникам дохода (участие в прибылях, акции).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Человек готовится к уходу на пенсию. В этот период идут поиски достойной замены и обучение кандидата на должность. Человек испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта. Он заинтересован в сохранении уровня заработной платы, однако стремится обеспечить и другие источники, которые заменили бы заработную плату.

Естественно, что представленное выделение этапов карьеры является в определенной мере условным, отдельные этапы могут быть короче или, напротив, длиннее исходя из индивидуальных особенностей работника и специфики ситуационных условий его карьеры.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...