Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-просветительские учреждения и научные общества Казахстана во второй половине XIX века.




Характеристика задания: определение знания важного исторического события

Ответ:В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914 годы), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование "Россия. Полное географическое описание отечества". Два тома из них : "Киргизский край" и "Туркестанский край", посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов. Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы). Он изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его публикации "Образцы народной литературы тюркских племен" содержат казахские сказки, эпические произведения, лирику. Также известный ученый-востоковед, археолог, лингвист, академик В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 годы) в книгах "Исследование о касимовских царях и царевичах", "Исторические сведения о киргиз-кайсаках" освятил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали А. И. Добромыслов, Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие. Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году - отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали "обзоры" областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети. В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году - в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. До 1917 г. они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.
Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/1117© e-history.kz


Объясните значение Казахстана для Российской империи в годы Первой мировой войны.

Характеристика задания: проверка умения высказывать свою личностную оценку по изучаемому вопросу и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Ответ:

Годы Первой мировой войны – 1914-1918. Война усилила значение российских сырьевых колоний, в том числе и Казахстана. В годы I мировой войны Казахстан являлся сырьевой базой. Россия в начале I мировой войны только из Семиреченской области вывезла на 34 млн руб. животноводческого сырья. Туркестанский край в 1914-1916 гг. в центральные районы России поставил хлопок, мясные продукты, юрты, скот.

Явным проявлением последствий военных действий в годы I мировой войны является увеличение кибиточной подати. Сумма кибиточного сбора в 1914 г. составила 600 000 рублей, в 1917 г. – она равнялась уже 1 000 200 руб. Правила об «использовании» инородцев на государственных предприятиях, принятые 25 июня 1915 г., фактически прикрепили рабочих к владельцам предприятий. В особенно тяжелом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей. Ежедневная средняя заработная плата в Казахстане составляла 20 копеек. Длительность рабочего дня составляла 12-14 часов.

В августе 1914 г. в северо-восточный Казахстан прибыли первые партии военнопленных. Поток военнопленных в основном направлялся в уездные центры Степного края. Из-за отсутствия рабочей силы для общественных и частных работ стали привлекать австро-венгерских и германских военнопленных. В Акмолинской области более половины военнопленных (14 000) были заняты в сельском хозяйстве. Большую часть размещенных в Акмолинской и Семипалатинской областях составляли лица славянского происхождения. Положение военнопленных было тяжелым.

Последствия пребывания военнопленных в Казахстан: 1. Усиление революционной активности и социально-экономического кризиса привели к совместному антиправительственному выступлению местного населения и военнопленных. 2. Военнопленные способствовали подъему революционной ситуации в крае.

Таким образом, в период нарастания колониального гнета и послереволюционной реакции, а также нарастания нового революционного настроения казахская интеллигенция усилила деятельность по пробуждению национального самосознания казахского народа. В результате в 1916 г. вспыхнуло национально-освободительное движение в Казахстане, которое активно поддержали революционно настроенные массы Российской империи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 845.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...