Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протестантский школьный устав середины XVI века




Школьный устав был издан в 1556 г. пфальцским курфюрстом Оттгенрих, проводивший Реформацию в своих владениях форсированными темпами. Документ свидетельствует о том, что Отгенрих осознавал важную, даже «государственно-политическую» роль школы. Квалификация учителей, организация и содержание школьного образования ставились под контроль власти, на суперинтендантов возлагалась обязанность следить за конфессиональной направленностью школы. Школьных уставов, подобных этому, последовавшему образцу «Наставлений визитаторов священникам курфюршества Саксонского» от 1528 г., в империи было издано множество.

Школьный устав, которого во владениях светлейшего князя и господина, Его Высокородия Оттгенриха, пфальцграфа Рейнского, Священной Римской империи верховного стольника и курфюрста, герцога Верхней и Нижней Баварии и т.д., придерживаться надлежит.

О латинских школах

Нормальному, здоровому, разумному человеку понятно, что школы не только для обученья добрым, полезным искусствам, но также и для несенья необходимой службы в церквах, в полках и в домашнем хозяйстве обязательны, необходимы и полезны будут.

И если кто-то считает, что основы знаний, которые маленьким детям в школе преподаются, суть пустое ребячество, то не сможет тот научиться тем правым, высоким, очень нужным и полезным искусствам без сих детских школьных основ. На плохо выложенном фундаменте не поставишь доброго дома. Отсюда необходимость направить в детские школы достопочтенных, грамотных, богобоязненных и прилежных наставников. Кроме того, школьный наставник, назначенный или сам на службу поступивший, должен иметь о своем нраве и прежней жизни добрую славу. Также следует проверить, подходит ли он для сей службы и особенно, хороший ли он учитель грамоты.

Если он для руководства школой пригодным признан будет, ему следует предъявить следующие статьи:

I. Чтобы школой … руководил со всем прилежанием и в соответствии с предписаниями школьного устава (каковой ему незамедлительно передать или отдать на переписывание должно).

II. И если при этом позволяют несколько изменить его, делать это он должен по совету местного суперинтенданта и только во благо учеников и развития учения.

III. Чтобы с юношами…говорил на латыни и их приучал говорить на латыни.

IV. Чтобы благопристойностью, честностью и трезвостью своей был своим ученикам хорошим примером.

V. Чтобы тех юношей, кои из-за своего неприлежания и негодности наказания достойны, наказывал не в ярости, не пытками, но, как полагается, словами или розгами.

VI. Чтобы в церкви он не пел иных песнопений или псалмов, кроме тех, которые повелел суперинтендант или настоятель.

VII. Чтобы под присягой поклялся в верности и послушании светлейшему и т.д. господину Оттгенриху…[…]

Устройство школ

Во-первых, дети, по возможности, должны быть разделены на три купы.

Первая купа (класс) – самые маленькие, которые начинают изучать буквы и учатся читать. Они должны, прежде всего, читать учебники, в которых собраны алфавит, Отче наш, основы веры, декалог; поначалу детям не следует преподавать других книг.

После этого им нужно преподать …Доната и Катона, то есть наставник ежедневно должен объяснять по одному или два стиха, которые дети на следующем уроке рассказывать будут, чтобы тем самым они познакомились с некоторыми латинскими словами и заложили основу для говорения на латинском языке…

Кроме того, их нужно научить писать и серьезно приучать их к тому, чтобы они ежедневно показывали наставнику свои прописи. […]

Вторая купа – это дети, которые научились читать и начинают изучать правила грамматики.

Ежедневно на первом уроке пополудни всех мальчиков следует учить музыке. После этого сей купе, умеющей читать и могущей быть названной вторым классом, два дня, понедельник и вторник, нужно объяснять басни Эзопа, которые Иоахим Камерариус перевел на латинский. Наставник может, исходя из возможностей мальчиков, выбирать [произведения] по своему усмотрению…

В четверг и пятницу этой купе следует объяснять Терентия. Его мальчики должны заучить наизусть слово в слово. Поэтому не следует давать слишком много за один раз. Вечером этим мальчикам, когда они идут домой, написать и объяснить одно полезное изречение, которое они … запишут в особую тетрадку и дома выучат и научаться объяснить, помня, что утром им нужно будет рассказать его...

Утром мальчики должны … рассказать Эзопа или Терентия. Учитель же должен дать им просклонять несколько имен и проспрягать несколько глаголов, в зависимости от возможностей учеников – много или мало. И должен требовать прилежного знания правил образования залогов, падежей… […]

[Учитель должен объяснять правила и при этом приводить примеры. Дети должны также учиться строить предложения, изучать этимологию и правила синтаксиса, а учитель должен спрашивать эти правила по-немецки.]

Наставники должны прилагать все усилия, чтобы заставить молодежь учить правила грамматики наизусть. Если же учитель не желает мериться с глупостью [учеников], не соблюдающих правила, то языку нужно учить без правил. […]

Среду и субботу следует использовать для изучения катехизиса во всех купах. […] И катехизис должен преподаваться во всей земле одинаково.

В эти же дни следует читать и объяснять мальчикам по одному тексту из Божественного Писания […]. И наставники должны прилежно показывать на примере этих текстов правила грамматики и понятно высказывать мальчикам одно, собственное мнение, а не чужие рассуждения. […]

Третью купу следует делать в больших школах, в которых учатся довольно грамотные мальчики. На послеобеденном уроке они вместе с другими обучаются музыке, как сказано ранее. В первые два дня, в понедельник и вторник, им следует объяснять Вергилия, другие два дня, в четверг и пятницу, – некоторые избранные эпистолы Цицерона… Вечером – правила просодии и некоторые … поэмы Овидия или героиды Эобана…

Утром эти юноши должны … рассказать Вергилия или эпистолы Цицерона. Учитель должен требовать от них, что они строили предложения и на каждое предложение рассказывали правила синтаксиса.

После этого с сей, третьей, купой нужно обязательно изучать этимологию и синтаксис. И каждый должен знать наизусть каждое из этих правил. Ко всему этому необходимо, чтобы наставник сам хорошо владел грамотой. Ибо если кто-то чего-то сам не изучал, к тому у него и душа лежать не будет, и он не будет учить этому детей. Он должен сам разговаривать с учениками на латыни и заставлять их разговаривать друг с другом на латыни.

Каждую субботу мальчики из третьей купы должны показывать наставнику сочинения на латыни, эпистолы или рассказы или стихи. Наставник должен диктовать мальчикам по-немецки разные хорошие рассказы, которые они на неделе должны перевести на латинский […], чтобы юноши одновременно учили изречения и знакомились с историческими рассказами, учились добродетели…

А когда юноши сдали свои сочинения, наставник должен им указать на их ошибки, чтобы они исправили неправильные слова и конструкции.

В тех местностях, где юношей настолько много, что можно образовать четвертую купу мальчиков, разбирающихся в этимологии и синтаксисе, то с ними можно проводить уроки по правилам диалектики. Их наставник должен объяснять на простых, полезных примерах. После этого им следует преподать основы риторики. С ними следует также изучать – в неделю один урок – правила греческой грамматики. На другой день нужно взять один урок по Фокилиду, затем по Гесиоду и Исократу.[…]

В тех местностях, где есть немецкие или латинские школы, на настоятелей церквей …возлагается обязанность посещать с проверкой эти школы не менее одного раза в месяц.

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Stuttgart, 1996. Band 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 15551648. S. 3947. Перевод с нем. К.А. Шишигина.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 820.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...