Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Из письма Томаса Мюнцера мансфельдским рудокопам




(мая 1525 г.)

...Дорогие братья, как долго вы спите! Вы забыли волю Божью, говоря, что Бог забыл вас. Но разве я не учил вас много раз, что так и должно быть. Бог не может более открываться людям. Вы сами должны быть стойки, в противном случае напрасны все ваши раздирающие сердце жертвы. Вы должны будете перетерпеть еще страдания. Если не хотите пострадать во имя Бога, то пострадаете во имя дьявола. Опасайтесь этого. Не унывайте, будьте бодры. Не льстите безумным мечтателям и безбожным злодеям. Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель. Вся Германия, Франция и Италия уже поднялись. Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть. На святой неделе разрушено четыре монастырских церкви в Фульде. Крестьяне Клетгау, Гегау и Шварцвальда восстали в числе 30 тысяч, и рать их прибывает с каждым днем. Я боюсь только, чтобы глупых людей не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла. Если вас будет хоть трое, твердо верующих в Бога, одушевленных одним желанием прославить его имя и честь, вы не побоитесь и сотни тысяч человек. Итак, за дело! Пора, злодеи струсили, как псы. Возбуждайте ваших братьев к согласию и уговаривайте их снаряжаться. Давно, слишком давно пора, скорей же, скорей, за дело, за дело! Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом. Не трогайтесь бедствиями безбожников. Они будут молить вас и плакать перед вами, как дети, но не жалейте их. Сам Бог приказал так через Моисея (Второзаконие, 7). Нам он открыл то же. Возбуждайте села и города, в особенности же горняков-подмастерьев и других славных ребят. Мы не должны больше спать. Смотрите, пока я писал эти слова, ко мне пришло известие из Зальца, что народ хотел выбросить из замка герцога Георга, за то, что он замышлял тайно погубить троих. Крестьяне Эйхфельда справились со своими дворянами, они не хотят жить их милостью. Со всех сторон перед вами много примеров, принимайтесь же за дело, пора, Балтазар и Бартель! Крумпф, Вельтен и Бишоп, беритесь каждый за свою работу. Передайте это письмо вашим товарищам-горнорабочим. Хотел бы так наставить всех братьев, чтобы их мужество было тверже всех замков безбожных злодеев во всей стране! За дело, за дело! Железо горячо, куйте его!

Пусть ваши мечи не остывают от теплой крови! Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческого страха. Вам нельзя говорить о Боге, покуда вами управляют. Итак, за дело, пока время еще не ушло. Вами предводительствуют Бог, следуйте за ним.

Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М., 1950. Т. III. С. 115.

Церковная визитация в Пфальце (1556 г.)

Уже в апреле 1556 года Оттгенрих запланировал проведение церковной визитации. Нижеследующий документ представляет собой инструкцию, предназначенную для членов визитационной комиссии, председателями которой были назначены президент Страсбургского церковного конвента Иоганнес Марбах (от церковной власти) и президент церковного совета юнкер Вальтер Зенфт (от светской власти). Цель визитации состояла в установлении нового церковного порядка, а именно в том, чтобы разделить сферы компетенции священников, церкви и общины, проверить квалификацию священников (комиссия получила право в случае необходимости увольнять некомпетентных священников).

[…] В Гейдельбергской епархии дела в церквях обстоят довольно плохо; за небольшим исключением почти все священники – либо паписты, либо неумелые и неграмотные люди, к тому же бедные, с трудом справляющиеся с голодом… Их церкви и паства были зело недовольны их непостоянством: что они обращаются то в папство, то в Евангельство в угоду людям; и таких много, которые такое непостоянство не считают грехом…

В Моосбахе дела идут лучше. В городе мы нашли трех отлично образованных людей, которые живут в мире и согласии друг с другом, хорошо проповедовать умеют, нравятся народу, и верно, что во всем Пфальце мы не нашли никакой другой церкви, в которой бы так хорошо все налажено было, как в этих трех. Народ с охотой идет в эти церкви, молодежь прилежно изучает катехизис. […]

В Претгейме есть один отличный священник, который мог бы служить хорошо и охотно. Но семь лет назад он был отстранен от своих обязанностей по Интериму, а тот, кто пришел на его место (даже не интеримист, а тоже цвинглианец), оставил после себя недоброе семя, потому мало людей ходит на совершение таинств, и кое-где в цехах во время пирушек плохо и неуважительно говорят и спорят о таинствах.

В школах недостаток в том, что учитель всего один, и он должен, по воле родителей, преподавать одновременно по-немецки и по-латыни. [...]

В деревне, как установила комиссия, священники неграмотные; туда, наверное, нужно бы направить толкового и усердного суперинтенданта, чтобы как-нибудь помочь бедным церквям.

В Нейштадте объявились секты анабаптистов и швенкфельдовцев[14]. И как можно было понять из показаний священников, старост и дьяконов, эти две секты взяли верх на всей горной территории и сильно разрослись. Собираются кучками в лесах и удаленных уголках. […]

В Альцейе, а это большая епархия, мы проработали восемь дней – это целое гнездо сумасшедших папских священников, часть из которых мы отстранили от дел… […]

Недостатки и ошибки в основном рода двоякого: одни касаются церкви и паствы, иные же – настоятелей и церковнослужителей.

Касаемо церкви и паствы, во-первых, было отмечено неприлежное и неаккуратное посещение церкви: люди либо неохотно, либо совсем не ходят в церковь на проповедь.

Во-вторых, презрительное или пренебрежительное отношение к святому причастию […].

В-третьих…, за исключением немногих мест не преподается катехизис. А даже если некоторые настоятели и стали преподавать его, то им пришлось отказаться от этого, ибо ни молодежь, ни старики не пошли на такие проповеди и занятия.

[В-четвертых, после причащения не подается милостыня. Подати на строительство церквей используются не по назначению.]

В-шестых, до сих пор во многих церквях встречаются всякие идолопоклоннические иконы, алтари, распятия и тому подобные папистские церемонии, к которым чернь до сих пор сильно привязана и не может отказаться от этих суеверий. […]

[Комиссия рекомендует курфюрсту издать и опубликовать мандат о прекращении злоупотреблений; в отчете содержатся рекомендации о том, что должно быть отражено в мандате. В заключение говорится о следующих недостатках, касающихся настоятелей и церковнослужителей:]

Во-первых, старики большей частью воспитаны в папистском духе, не привыкли и не учились ничему иному, как служить мессу, и сейчас в эти мехи старые будет трудно влить молодое вино евангельского учения. Молодежь же не обучалась в приличных университетах, только в партикулярных школах,…нужда заставила пойти их прежде времени на церковную службу.

[Во-вторых, говорится о низком жаловании священников, которым так много сил приходится тратить на то, чтобы обеспечить себе пропитание, что у них, согласно выводам комиссии, не остается времени на учебу и заботу о спасении душ своей паствы…]

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Stuttgart, 1996. Band 4. Gegenreformation und Dreissigjähriger Krieg 1555–1648. S. 33–39. Перевод с нем. К.А. Шишигина.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...