Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диспут о прояснении действенности индульгенций (1517 г.)




«95 тезисов» – первый документ реформационной эпохи. В нем Лютер выступил против распространения представителями Римского Папы в Германии индульгенций и злоупотреблений, связанных с отпущением грехов. В конце октября 1517 г. Лютер вывесил текст «Тезисов» на дверях университетской церкви Виттенберга. Этот момент считается началом Реформации.

 

Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее...

1. Господь наш и учитель, говоря «покайтесь», хотел, чтобы земная жизнь верующих в него была постоянным покаянием.

2. Под этим словом никак нельзя понимать таинство покаяния (т.е. исповедь и отпущение грехов, производимые священником). […]

5. Папа не может освобождать от наказаний, за исключением тех, которые налагает по своему усмотрению или согласно с церковными канонами, т.е. с папскими же постановлениями.

6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа… Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.

7. Бог никому не прощает вины без того, чтобы он не смирился и не покаялся во всем священнику. […]

10. Бессмысленно и дурно поступают священники, которые и в чистилище оставляют на умерших церковные наказания. [...]

12. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния. […]

14. Если у умершего была несовершенная вера или благодать, то это приносит с собой неизбежный большой страх, и тем больший страх, чем меньше вера и любовь (благодать).

15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в чистилище, ведь они – близки к ужасу отчаяния. […]

21. Ошибаются проповедники индульгенций, говоря, что через папское отпущение в индульгенциях человек освобождается от всякого наказания и спасается.

22. Души же, пребывающие в чистилище, он (Папа – прим. переводчика) не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

23. Если кому-либо и дается полное прощение всех наказаний, несомненно, что это дается самым праведным, то есть немногим.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания. […]

27. Вздор проповедуют те, которые говорят, что как только грош зазвенит в ящике, душа тотчас же уходит из чистилища.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество – единственно в Божьем произволении. […]

30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше – в получении полного прощения. […]

32. Будут осуждены навеки, вместе со своими учителями, те, которые уверены, что, благодаря отпустительным грамотам, могут быть спокойны за свое спасение.

33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции – это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.

35. Учат не по-христиански те, которые утверждают, что желающие освободить души из чистилища не нуждаются ни в каком раскаянии.

36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций. […]

41. О папском отпущении надо проповедовать с осторожностью, чтобы простой человек не подумал ошибочно, что это отпущение должно быть предпочтено всяким другим добрым благодеяниям.

42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.

43. Должно внушить христианам, что тот, кто дает бедным или помогает нуждающимся, лучше делает, чем если бы он покупал индульгенции. [...]

45. Должно учить христиан: кто видит нуждающегося, но пренебрегает им и расходует свои деньги на индульгенции, приобретает этим не отпущение, а гнев Божий. […]

47. Должно учить христиан, что покупка индульгенций добровольна, но не обязательна. [...]

49. Должно учить христиан: отпущение (индульгенция) Папы полезно, если нет его (Папы) доверия к ним (христианам), но крайне вредно, если через него они теряют страх перед Богом.

50. Должно учить христиан: если бы Папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.

51. Должно учить христиан: Папа охотно пожелал бы и как ему также надлежит продать собор Св. Петра, из своих собственных денег отдать многое тем, у которых теперь продавцы индульгенций выманивают деньги из карманов. [...]

55. Мнение Папы не может быть иным, чем это: если индульгенции – малую благость – славят с одним колоколом, одной процессии и одной молитвой, то следует проповедовать Евангелие – как самое значительное – с сотнями колоколов, сотнями процессий, сотнями молитв.

56. Сокровища Церкви, откуда Папа раздает индульгенции - и не названы достаточно, и неизвестны христианам. [...]

67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль.

68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Христа. […]

79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равен кресту Христову, значит богохульствовать.

80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.

81. Это дерзкое проповедование отпущений (индульгенций) приводит к тому, что почтение к Папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян…

84. …В чем состоит эта новая благодать Бога и Папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия? […]

86. Или: Почему Папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?

87. Или: Что Папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение? […]

90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании – значит выставлять Церковь и Папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан. […]

94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Stuttgart, 2001. Band 3. Reformationszeit. 1495–1555. S. 101–101. Перевод с нем. В.Г. Павленко.

 

Мартин Лютер «К христианскому дворянству

Немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520 г.)

Обращение М. Лютера к немецкому дворянству было открытым выступлением против папы, в котором реформатор видел теперь злейшего врага истинной веры, слугу сатаны. Книга одновременно содержала и одну из первых попыток обоснования лютеранской трактовки христианского учения и обозначала пути реформирования католической церкви.

Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации.

Доктор Мартин Лютер.

Введение

Прежде всего, благодать и могущество от Бога, пресветлейшие, милостивейшие, любезные господа! Не по моей нескромности или непростительному легкомыслию произошло то, что я, далекий от державных дел, незнатный человек решился обратиться к Вашим Высоким Светлостям: нужда и притеснения, отягощающие всё христианство и, прежде всего, немецкую землю... заставили меня обратиться с призывом: не захочет ли Бог вдохнуть в кого-нибудь мужество, чтобы он протянул свою руку несчастной нации. Нередко [церковные] Соборы предлагали разные реформы, но их проведению всякий раз препятствовала хитрость некоторых людей, - и их козни и злодеяния (поскольку после Соборов всё становилось еще хуже) я намерен теперь, да поможет мне Господь, не мешкая, обнародовать, чтобы они, став общеизвестными, не могли в дальнейшем так мешать и вредить. Бог поставил над нами главой благородного юношу[2] и пробудил во многих сердцах благие упования; но наряду с этим необходимо и наше содействие, чтобы извлечь пользу из [благоприятного] момента и [императорской] благосклонности.

[…] мы должны проникнуться уверенностью, что в данном случае мы имеем дело не с людьми, а с князьями ада (Еф. 6, 12), которые запросто могут ввергнуть мир в войну и кровопролитие, но победить себя этими средствами не дадут. Нам же, невзирая на то, что злодеи достойны наказания, следует отказаться от насилия, в смиренном уповании препоручить дело Богу, с праведной молитвой надеяться на Божью помощь и не обращать внимания ни на что, кроме горя и бедствий несчастного христианства… Папы и римляне, которые до сего времени могли с помощью дьявола приводить в замешательство королей, смогут делать это и впредь, если мы без помощи Божьей будем рассчитывать лишь на свою силу и сноровку.

 

Часть первая: О трех стенах романистов[3] и о том,

Как их разрушить

Романисты с завидной прытью воздвигли вокруг себя три стены, при помощи которых они до сих пор защищали себя, и никто не смог их реформировать; из-за этого всё христианство пришло в ужасный упадок.

Во-первых, если им угрожали светской властью, то они утверждали, что светские законы не для них писаны, более того, что духовное – выше мирского. Во-вторых, если их хотели привлечь к ответственности на основании Священного Писания, то они подчеркивали, что никому, кроме Папы, не подобает истолковывать Писание. В-третьих, если им угрожали Собором, то они выдумывали, будто бы никто, кроме Папы, не имеет права созывать Собор. Так они тайно похитили у нас три розги, чтобы иметь возможность оставаться безнаказанными и, укрывшись за надежными укреплениями этих трех стен, творили всевозможные гнусности и злодеяния…

Ныне же, да поможет нам Господь и даст нам одну из труб, которыми были разрушены иерихонские стены, чтобы и мы смогли пустить по ветру эти соломенные и бумажные препоны, подготовить для покарания греха христианские розги, обнародовать коварство и обман дьявола и, очистив таким образом себя, вновь снискать милость Божью.

 

Разрушение первой стены

Выдумали, будто бы Папу, епископов, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян – к светскому сословию. Всё это измышление и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности [и занятию]... Лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан... Все мы посредством Крещения посвящаемся в священники, как свидетельствует святой Петр (1 Пет. 2, 9): «Вы царственное священство, народ святый»... Поэтому посвящение епископа равнозначно тому, как если бы он в месте, где собралось множество людей, избрал одного из толпы, в которой все обладают равной властью, и поручил бы ему осуществлять эту самую власть над другими...

Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, и у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами и их обязанности рассматривать как службу, которая связана с христианской общиной и полезна ей...

Из этого следует, что миряне, священники, князья, епископы, или, как они выражаются, духовные и светские лица, – в действительности не имеют никаких других существенных различий, кроме службы или занятия. По своему же достоинству они не различаются, потому что все принадлежат к духовному сословию... У Христа нет двух тел или тел двоякого рода: одного – светского, другого – духовного … те, кого сейчас называют духовенством, или священниками, епископами и папами, отличаются от остальных христиан не далее и не более того, что они должны иметь дело со словом Божиим и с Таинствами - это их занятие и служба; точно так же в руках у светской власти – меч и розги, чтобы наказывать ими злых, защищать благочестивых. У сапожника, кузнеца, крестьянина и у каждого есть свое ремесло, должность и дело, и все же все они в одинаковой мере являются посвященными священниками и епископами; и каждый, исполняя свою должность или занимаясь своим ремеслом, обязан приносить пользу другим и служить им…

… Поэтому светская христианская власть должна исполнять свою службу беспрепятственно, не опасаясь затронуть папу, епископа, священника: кто виноват, тот и отвечай. Возражения канонического права против этого – чистейшей воды самонадеянное римское измышление...

Итак, я полагаю, что эта первая бумажная стена низвергнута; отныне светская власть становится членом христианского Тела...

Разрушение второй стены

Подумай сам: они не могут не признать, что среди нас есть благочестивые христиане, которые прониклись истинной верой, Духом, пониманием слова и мысли Христа. Так почему же надо отвергнуть их слово и суждения и следовать за папой, не имеющим ни веры, ни Духа?[4] Не означало ли бы это отречения от всей веры и Христианской Церкви? Далее, если справедливо положение: «Верую в Святую Христианскую Церковь», – то Папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае, наша молитва должна сводиться к словам: «Верую в Папу Римского». А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуждением.

И, самое главное, мы ведь все христиане, как отмечено выше; у всех нас одна вера, одно Евангелие, одно Причастие. Как же можем мы не обладать и властью воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере? К чему же тогда слова Павла (1 Кор. 2, 15): «Духовный человек судит обо всем, а о нем никто судить не может»... Почему же мы не можем чувствовать в такой же степени, как неверующий Папа, что в вере истинно, а что ложно? На основании всех этих и многих других изречений должны мы стать мужественными и свободными и добиться того, чтобы Дух свободы (как писал Павел) не трепетал перед папскими измышлениями, а смело, в соответствии с нашим разумением Писания, проникнутым верой, исправил все, что Папа и его сторонники делают или позволяют делать, и принуждал их придерживаться лучшего, а не их собственного разумения... Поэтому надлежит всякому и каждому христианину проникнуться верой, понимать и защищать ее и осуждать все заблуждения.

 

Разрушение третьей стены

Поскольку деятельность Папы противоречит Писанию, мы обязаны стать на сторону Писания, наказать папу и воздействовать на него в соответствии со словом Христовым (Мф. 18, 15)...

У них нет никаких свидетельств Писания, что только Папе надлежит созывать Собор или утверждать [его распорядок]. [У них есть] только их собственные законы, имеющие значение лишь в той мере, в какой они не вредят христианству и заповедям Божьим. В случае же, если Папа достоин наказания, эти законы теряют силу. И тем, что Папа не наказуем посредством Собора, христианству наносится вред. Но в Деяниях 15, 6 мы читаем, что Апостольский Собор созывал не Святой Петр, а все Апостолы и пресвитеры. Если бы делать это полагалось лишь одному Святому Петру, то это был бы не Христианский Собор, а сборище еретиков. Так, достославный Никейский Собор созывал и утверждал [его распорядок] не римский епископ, а император Константин в 325 г. в Никее…

И если требует обстановка, а Папа злонамеренно относится к христианству, то всякий, кто может, обязан, как верный член всего Тела, содействовать созыву поистине свободного Собора. А этого никто не в состоянии сделать лучше, чем светский меч; в особенности потому, что светские владыки так же, как и все, являются христианами, духовенством, священниками, обладающими властью во всех делах...

В Церкви нет никакой иной власти, кроме власти, направленной на созидание. Поэтому, если Папа захочет использовать власть, чтобы воспрепятствовать созыву свободного Собора, и тем самым будет приостановлено совершенствование Церкви, нам не следует обращать внимание на него и на его власть. Если же он обрушится с отлучениями и бранью, то этим надо пренебрегать, как выходкой сумасшедшего…

Поэтому будем придерживаться следующего: христианская власть не желает ничего, не угодного Богу... Если же власть учиняет что-то против Христа, то она принадлежит антихристу и дьяволу...










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...