Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование идеологии и религиозных доктрин протестантизма. Особенности проведения Реформации в Европе XVI века




Тема № 9

Факторы и сущность

Исторического процесса  модернизации

 

1. Сущность и содержание процессов модернизации в европейском обществе на рубеже Средневековья и раннего Нового времени.

а) Развитие теорий модернизации во второй половине ХХ–начале XXI вв.;

б) сущность модеринзационных процессов. Виды модернизации; внутренние и внешние факторы; цели модернизации;

в) трансформация традиционного общества в процессе модернизации; концепция многоукладного «переходного общества».

2. Изменения в европейских обществах и государствах на рубеже Нового времени (XVXVI вв.):

а) политическая централизация и национальные процессы в Западной Европе;

б) демографические и социальные изменения в европейских обществах;

в) изменения в экономических отношениях (кризис феодальных форм, генезис капиталистических отношений).

3. Духовное развитие европейского общества в начале нового времени

а) новые идеи и принципы в политике, этике, религии, искусстве в эпоху Возрождения

б) гуманизм, антропоцентризм, новые представления о человеке

в) развитие науки и техники в раннее новое время (XV–XVI вв.).

 

Обязательная литература

Всемирная история. В 6 т. / гл. ред. А. О. Чубарьян. Ин-т всобщ. истории РАН. – Т. 3. Мир в раннее Новое время. Отв. ред. В. А. Ведюшкин, М. А. Юсим. – М., 2013. – С. 5–9; 34–52; 67–96. URL: http://www.twirpx.com/file/1413997/ (дата обращения: 1.07.2015).

Новая история стран Европы и Америки XVI–XIX вв. (в 3 частях). Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева Ч. 3. М., 2008. – С. 7–27.

Ким О.В. Переход от Средневековья к Новому времени (обзор научных теорий и концепций). Часть 1. Учебное пособие / О.В. Ким. – Кемерово, 2012. – С. 8–19.

Социальные связи и их трансформация в Западной Европе XVII века: коллективная монография / отв. ред. С.А. Васютин, О.В. Ким; Кемерово, 2014. – С. 9–35.

 

Дополнительная литература

(по выбору студентов)

Алексеев, В.В. Модернизация до модернизации: средневековая история России в контексте теории диффузии // Уральский исторический вестник. № 5–6 (Модернизация: факторы, модели развития, последствия изменений) / В.В. Алексеев,  С.А. Нефедов, И.В. Побережников. – Екатеринбург, 2000. – С. 152–183.

Бессмертный, Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века / Ю.Л. Бессмертный – М., 1991. – С. 135–222.

Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв / Ф. Бродель. – М., 1986. Т. I. Структуры повседневности: возможное и невозможное. С. 203–280 (потребление), С. 410–457 (техническая революция, технологии, коммуникации и транспорт), С. 509–528, 541–558 (европейский город).

Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. / Ф. Бродель. – М., 1988. Т. II. Игры обмена. С. 12–65, 66–99 (развитие рынков), С. 126–156, 173–207 (торговля), С. 241–290 (аграрное капиталистическое производство), С. 290–336 (городское производство), 433-455 (торговые компании), С. 464–518 (социальная иерархия).

Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. / Ф. Бродель. – М., 1992. Т. III. Время мира. С. 13–84 (экономические мир-системы), С. 175–204 (модернизационное хозяйство), С. 235–267 (торговля), С. 283–318 (национальные рынки).

Васютин, С.А. Брак, семья и родственные связи С.А. Васютин // Социальные связи и их трансформация в Западной Европе XVII века: коллективная монография / отв. ред. С.А. Васютин, О.В. Ким. – Кемерово, 2014. – С. 326–346.

Дидерикс, Г.А. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг. / Г.А. Дидерикс, И.Т. Линдбланд, Д.И. Ноордам, Г.К. Квиспель, Б.М.А. Фриз, П.Г.Г. Фриз. М., 1998. С. 4–56, 73–136.

История нового времени: 1600–1799 годы. Под ред. А.В. Чудинова, П.Ю. Уварова, Д.Ю. Бовыкина. – М., 2009. – С. 9–37.

Кенигсбергер, Г. Европа раннего нового времени, 1500–1789 / Г. Кенигсбергер. – М., 2006. – С. 12–38/ URL: http://www.twirpx.com/file/252327/ (дата обращения: 01.07.2015).

Ким, О.В. К вопросу о ранней модернизации в Европе и России (мир-системная парадигма) /О.В. Ким // Средние века. Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. Вып. 70 (1–2). – М., 2009. – С. 140–155.

Ким, О.В. Теория модернизации и переходные общества раннего Нового времени / О.В. Ким // Новая и новейшая история. – 2011. – №2. – С. 121–129.

Лахман, Р. М. Капиталисты поневоле. Конфликт элит и экономические преобразования в Европе раннего нового времени / Р. М. Лахман. // М., 2010. – С. 19–45. URL: http://www.prognosis.ru/lib/ Lachmann.pdf (дата обращения: 1.07.2015).

Нефедов, С. А. Война и общество: Факторный анализ исторического процесса. М., 2008.

Пиков, Г.Г. Маргиналы в Европе XVII в. / Г.Г. Пиков / Г.Г. Пиков // Социальные связи и их трансформация в Западной Европе XVII века: коллективная монография / отв. ред. С.А. Васютин, О.В. Ким. – Кемерово, 2014. – С. 589–598.

Побережников, И. В. Пространственно-временная модель в исторических реконструкциях модернизации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук // И. В. Побережников. – Екатеринбург, 2011.  URL: http://www.dissercat.com/content/prostranstvenno-vremennaya-model-v-istoricheskikh-rekonstruktsiyakh-modernizatsii (дата обращения: 01.07.2015).

Семенов, Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) / Ю.И. Семенов. – М., 2003. – С. 17–85. URL: http://mx.esc.ru/ ~assur/ ocr/ semenov/semenov.htm (дата обращения 11.01.2015).

Чистозвонов, А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии А.Н. Чистозвонов. – М., 1985. – С. 6–87, 287–299.

Шоню, П. Цивилизация классической Европы / П. Шоню. – Екатеринбург, 2005. – С. 19–52, 171–233. URL: http://vk.com/doc-23433303_248751114 (дата обращения: 01.07.2015).

Методические рекомендации

На рубеже XV–XVI веков европейские общества вступили в эпоху раннего Нового времени. В широком смысле раннее Новое время можно определить как эпоху модернизации, т.е. постепенного процесса внедрения инноваций во все сферы жизни – политику, экономику, культуру, социальные отношения. Переходный характер втянутых в процессы модернизации обществ выразился в их многоулкадности и сложной структурной дифференциации. Наряду с аграрной экономикой, сословным строем, религиозной ментальностью, феодальными политическими отношениями ярко проявляются новые тенденции. Формируется регулярное централизованное государство, происходят техническая и военная революции в Европе; распространяются рыночные отношения и наемный труд, развивается светская культура, появляется наука и новое мировоззрение; начинается Реформация и колониализм; европейская цивилизация и ее мир-экономика делают первые шаги к завоеванию мировой гегемонии. Цель семинара – это взвешенная оценка внутренних и внешних факторов, приведших к процессам модернизации в Европе; формирование представлений об исторической обусловленности и масштабе этих изменений.

Первый вопрос семинара носит концептуальный и теоретический характер. Обратитесь к работам И.В. Побережникова, А.М. Алексеева, В.М. Ракова, О.В. Кима. Рассмотрите историографию проблемы – как и почему в исторической науке сложилось представление о модернизации как о сложном, системообразующем процессе. Обратите внимание, что первые концепции модернизации (1950-1970-х гг.) носили выраженный «линейный», «европоцентристский» характер, и предполагали непременное развитие в духе западноевропейского капитализма. Постарайтесь понять и объяснить, как и почему взгляд специалистов на эту проблему изменился, как возникли концепции «нелинейной», «парциальной», «неорганичной модернизации» (теории 1980-2000-х гг.). обратите внимание, что при всей разности исторических и культурных условий процессы модернизации в странах Европы, в Азии и в России в целом были вызваны сходными комплексами причин, а политика правителей-реформаторов преследовала принципиально однородные цели.

Второй вопрос семинара посвящен изменениям в политической, экономической и социальной сферах. Контекст вопроса шире, чем описание кризиса феодальных институтов. Обратите внимание на то, что многие традиционные для средневековой западной Европы отношения и структуры сохранились (например, городской цех, феодальная зависимость, религиозный менталитет) – но в новых исторических условиях приобрели другие черты. Постарайтесь понять общий смысл происходивших изменений. Под воздействием рыночной экономики, централизаторской и фискальной политики государств люди в целом оказались в более сложные, интенсивные социальные отношения. Обратите внимание, как происходившие изменения были связаны с ростом населения, демографической динамикой, как проявлялись в бытовых изменениях жизни (используйте тексты Ф. Броделя, П. Шоню).

Для изучении социальных изменений (трансформаций) обратитесь к материалам коллективной монографии «Социальные связи и их трансформация в Западной Европе XVII века». В статьях С.А. Васютина, Т.И. Зайцевой, О.В. Кима, Г.Г. Пикова вы увидите разнообразные аспекты взаимосвязанных общественных, культурных, демографических и политических изменений.

Третий вопрос семинара обращен к духовной жизни и изменениям в менталитете. Постарайтесь показать взаимосвязь изменений политических, технических, социальных и ментальных. Покажите, как идеи и идеалы эпохи Возрождения повлияли на формирование новых типов мировоззрения. Обратите внимание, в какой среде Коснитесь проблемы развития городской культуры, отличающейся от культуры феодально-аристократической. Обрисуйте социальные и политические идеалы нового общества, его новые этические и эстетические взгляды и потребности. Имейте в виду, что проблема Реформации, протестантского менталитета будет подробно исследована в рамках следующего семинара. При рассмотрении третьего вопроса семинара возможна подготовка сообщений и докладов по темам «Развитие науки и техники в ранее Новое время», «Военная революция», «Политическая мысль и политические идеалы эпохи Возрождения» «Этика Ренессанса» и другие, по связанным темам.

Занимаясь европейской модернизацией, не забывайте конкретно-историческую специфику разных регионов и стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Укажите в ответах на разный потенциал, глубину, темп и направление модернизационных процессов. В конце семинара важен вывод о комплексном характере проблем развития европейских обществ в «переходную эпоху». Какие кризисы и угрозы стояли перед людьми и государствами того времени; какие новые возможности открывались.

 

 

Тема № 10

Формирование идеологии и религиозных доктрин протестантизма. Особенности проведения Реформации в Европе XVI века

 

1. Происхождение протестантизма и буржуазного менталитета в социологической и исторической мысли ХХ века.

а) Буржуазная этика и капитализм в исследованиях Макса Вебера;

б) эволюция капиталистического хозяйства и психология капитализма в работах Вернера Зомбарта

в) Контрреформация и католическая реформа в историографии

2. Исторические предпосылки Реформации (на примере Германии):

а) кризис католической церкви и традиционной религиозности;

б) немецкий гуманизм и национальные идеи;

г) восприятие идей Реформации в аристократической, городской и крестьянской среде

3. Становление религиозной доктрины М. Лютера и ее развитие.

4. Учение Ж. Кальвина. Доктрина божественного предопределения. Мораль и этика кальвинизма.

5. Характерные черты Реформации в Швейцарии, Франции, Англии.

 

Источники

Кальвин, Ж. О христианской жизни / Ж. Кальвин. – М., 1995. – Гл. I. URL: http://vehi.net/kalvin/index.htm (дата обращения: 01.07.2015).

Кальвин, Ж. О христианской жизни / Ж. Кальвин. URL: http://www.vehi.net/kalvin (дата обращения: 01.07.2015).

Кальвин, Ж. Наставление в христианской вере: в 3-х томах / Ж. Кальвин / Ж. Кальвин. М., 1997–2001. – Т. I. – Гл. II, XVII. URL: http://www.jeancalvin.ru/institution/ (дата обращения: 01.07.2015).

Лютер, М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправления христианства / М. Лютер // Лютер М. Избранные произведения / М. Лютер. – СПб., 1994. – С. 55–120. URL: http://padabum.com/d.php?id=47045 (дата обращения: 01.07.2015).

Лютер, М. Диспут о прояснении действенности индульгенций: (95 тезисов): перевод с лат. / М. Лютер. – СПб., 1996. – С. 7–17 // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_ Church/Article/95_Tezis.php (дата обращения: 01.07.2015).

Мюнцер, Т. Пражский манифест // Средние века / Т. Мюнцер. – М., 1989. – Вып. 52. – С. 332–346. URL: http://www.srednieveka.ru/upload/journal/52.332-346.pdf (дата обращения: 01.07.2015).

Корабль дураков / С. Брандт; Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто. Письма темных людей / Роттердамский Э. Диалоги / У. фон Гуттен. – М., 1971. –  С. 23–78

 

Обязательная литература

Всемирная история. В 6 томах / гл. ред. А. О. Чубарьян. Ин-т всобщ. истории РАН. – Т.3. Мир в раннее Новое время. Отв. ред. В. А. Ведюшкин, М. А. Юсим. – М., 2013. – С. 5–9; 34–52; 67–78. URL: http://www.twirpx.com/file/1413997/ (дата обращения: 1.07.2015)..

Новая история стран Европы и Америки XVI–XIX вв. (в 3 частях). Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева Ч. 3. – М., 2008. – –С. 45–65.

Ким О.В. Переход от Средневековья к Новому времени (обзор научных теорий и концепций). Часть 1. Учебное пособие / О.В. Ким. – Кемерово, 2012 – С. 8–19.

 

Дополнительная литература

(по выбору студентов)

Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней От Возрождения до Канта / Д.Антисери, Дж. Реале. – СПб., 2002. / Библиотека «Полка букиниста». URL: http://polbu.ru/antiseri _westphilosophy/ (дата обращения: 01.07.2015).

Брендлер, Г. Мартин Лютер: Теология и революция / Г. Брендлер. – М. – СПб., 2000. – С. 120–211.

Вебер, М. Протестанская этика и дух капитализма / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 61–272.

Володарский, В.М. Начало Реформации в Европе // Средневековая Европа глазами современников и историков: В 5-ти частях / В. М. Володарский. – М., 1995. – Часть IV. От средневековья к Новому времени. Новый человек. – С. 148–165.

Доронин, А. В. Гуманист на службе князю. Иоганн Аветин – придворный историограф Виттельсбахов / А. В. Доронин // Человек в культуре Возрождения. – М., 2001. – С. 175–186.

Дятлов, В.А. Идеи порядка в конфликте власти и общества во время Реформации в Германии / В.А. Дятлов // Средние века. 2012. Т. 73. № 1–2. – С. 113–132.

Егер, О. Всемирная история: В 4-х томах / О. Егер. – М., 1999–2000. – Т. III. Новая история. – Кн. I. Гл. I, IV, Кн. II. Гл. III.

Ерохин, В.Н. Понимание причин обращения в протестантизм и в католицизм в полемике между католиками и протестантами в Англии во второй половине XVI–начале XVII вв. / В.Н. Ерохин // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. – № 4. –С. 79–83.

Кенигсбергер, Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы / Г.  Кенигсбергер. – М., 2001. – Гл. V.

Мякшин, В.А. Католическая реформа и контрреформация в Германии в понимании Губерта Йедина / В.А. Мякшин // Средние века. – 2010. – Т. 71. – № 1–2. – С. 267–280.

Прокопьев, А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555–1648 / А. Ю. Прокопьев – СПб., 2002. – С. 18–67, 93–117.

Прокопьев, А.Ю. Династии и дворянство в конфессиональной Германии: к проблеме идентичности элит / А.Ю. Прокопьев. // Средние века. – 2008. – Т. 69. – № 1. – С. 68–77.

Соловьев, Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время / Э. Ю. Соловьев. – М., 1984. – Гл. IV.

Чистозвонов, А. Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. / А. Н. Чистозвонов // Средние века. – М., 1985. – Вып. 48. – С. 91–100. URL: (дата обращения: 01.07.2015).

Шпакова, Р.П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме / Р.П. Шпакова // Социс. – 1992. – № 12. – С. 126–132.

 

Методические рекомендации

В период раннего Нового времени важное значение имели ментальные, мировоззренческие изменения, которые наиболее ярко отразились в Реформации. В силу «тотального» характера средневековой религиозности, индивидуализация сознания разрушала привычную «картину мира», характерную для традиционного мировоззрения, и ставила на повестку дня самые насущные вопросы веры. Кризис традиционной религиозности вел к напряженному внутреннему переживанию людей по поводу собственной греховности и обостренному вниманию всех слоев общества к решению главной задачи христианина – спасению души. Острота религиозных и общественных проблем привели к тому, что именно в Германии зародилось реформационное движение, а германские княжества стали ареной борьбы сторонников различных трактовок христианского учения.

Основная цель занятия – дать характеристику реформационного движения в Европе XVI в. Подготовку к занятию следует начать с изучения теоретических трудов В. Зомбарта и М. Вебера о сущности протестантизма и генезисе «капиталистического духа», капиталистической психологии и поведения. Важно показать точки соприкосновения протестантизма и мировоззрения формирующейся буржуазии. Далее определите различия в традиционном (средневековом) и раннебуржуазном миропонимании и поведении (на примере ценностных ориентиров рыцарства и буржуазии). Обратите внимание на то, какие изменения буржуазное мировоззрение привносит в теологию? Отвечая на третий пункт первого вопроса, обратитесь к анализу идей средневековых мыслителей, в том числе и осужденных католической церковью как еретиков. Обратите внимание, что в современной науке развилась концепция понимания Контрреформации как своеобразной католической реформы. Постарайтесь ответить на вопросы: в чем ее суть? Что сближает Католическую и Евангелическую (т.е., протестантскую) реформацию, и что отличает.

В рамках второго вопроса необходимо выяснить основные причины кризиса католической церкви и ее идеологии. Постройте ответ на последовательном анализе идейных, социально-экономических, политических и духовных факторов кризиса. Каким было состояние схоластики XV–начала XVI в.? Какое значение имел процесс обмирщения церкви? Как это было связано с начавшимися процессами модернизации? В каких областях были наиболее сильными противоречия между интересами государства и церкви? Покажите состояние католического культа и религиозной практики к рубежу XV–XVI вв. Учтите существенные различия между официальной теологией и народной трактовкой христианского вероучения, сочетанием в обыденной жизни элементов католицизма и язычества. Почему церковь даже на официальном уровне уже не могла играть роль единственного носителя знаний о человеке, мире, Боге? Анализируя биографию М. Лютера, определите, какой главный вопрос мучил верующих начала XVI в. Выполняла ли в связи с этим церковь свою главную задачу – спасение душ верующих?

Раскройте вопрос о положении католической церкви в Германии. Постарайтесь понять, какие причины позволяли папству осуществлять многочисленные поборы с Германии. Сделайте анализ экономической и политической деятельности духовных князей. Почему церковь получила такие широкие права именно в Германии? Почему идейный и общественный кризисы церкви наиболее ярко проявились в Германии? На примере Священной Римской империи покажите, как деятельность церкви противоречила задачам объединения Германии? Выявите причины столкновения интересов духовной и светской власти? Обратите внимание на остроту социальных противоречий в Германии конца XV–начала XVI вв. Выявите, какие причины готовили общественный взрыв, связанный с Реформацией, и широкую трактовку реформационных идей (особенно в городской и крестьянской среде). Особенно важно показать роль немецкого бюргерства в формировании предпосылок Реформации. Какие установления и действия церкви противоречили интересам немецких бюргеров? Необходимо помнить о том, что бюргеры были наиболее последовательными носителями модернизационных установок, они острее других переживали духовный раскол, охвативший германское общество на рубеже XV–XVI вв. Почему монашество и духовные князья особенно сильно раздражили бюргеров? Учтите позиции бюргерства в рейхстаге, их периодические обращения к императору с «жалобами немецкой нации на римский престол» и выдвижение ряда важнейших национальных задач (устранение княжеского произвола и усиление императорской власти, что должно было вести к централизации империи, проведение единой таможенной и пошлинной политики, прекращение выплат Риму).

При подготовке к вопросу о роли гуманизма в подготовке Реформации изучите произведения немецких гуманистов. Особое внимание стоит уделить таким произведениям, как «Корабль дураков» С. Брандта, «Похвала глупости» Э. Ротердамского, «Диалоги» Ульриха фон Гуттена, «Письма темных людей» эрфуртских гуманистов. Крота Рубеана, Эобана Гесса и Ульриха фон Гуттена. Какие негативные черты в деятельности служителей церкви подвергли критике гуманисты? Как это влияло на умонастроения политической элиты, рыцарства и образованного бюргерства? Учтите, что немецкие гуманисты стремились подвергать критике церковь и ее догматику не только с позиции здравого смысла, но и с точки зрения христианской морали, обличая пороки церковников: симонию, продажу индульгенций, пьянство и прелюбодеяния священников, их стремление к богатству и т. д. Укажите значение трудов гуманистов в изучении Библии. Что сближало позиции гуманистов и будущих реформаторов? В чем они расходились? Почему Римский Папа и католическая церковь рассматривались патриотически настроенными гуманистами как враги «немецкой нации»?

Познакомьтесь с биографией М. Лютера. Какие события в его жизни предопределили его критическое отношение к католицизму. Что лично беспокоило будущего реформатора? В чем трактовка М. Лютером «добрых дел» отличается от их понимания в католицизме? Как М. Лютер оценивает роль Папы в «95 тезисах»? Почему защитники католицизма увидели в «Тезисах» угрозу папскому авторитету.

Покажите в каком направлении шло развитие теологических идей М. Лютера. Почему М. Лютер отводил главное место вере и Библии? Подробно проанализируйте обращение реформатора «К христианскому дворянству немецкой нации». Какие важнейшие компоненты лютеранской доктрины были разработаны М. Лютером на рубеже 1510-х–1520-х гг. Как Лютер обосновывает право князей на проведение Реформации? Почему М. Лютер отводил такую важную роль чтению проповедей на национальном языке? Какое значение имел его перевод Библии на немецкий язык? Какие идеи Лютера получили наиболее широкую поддержку в германском обществе?

Далее рассмотрите религиозные взгляды Ж. Кальвина. Какие новые идеи он привнес в протестантскую идеологию? Значение концепции предопределения? В чем причина популярности кальвинизма в бюргерской среде? Сравните реформационные идеи М. Лютера и Ж. Кальвина, выявите отличия. Дайте оценку вероучениям М. Лютера и Ж. Кальвина. Выясните, какие существуют точки зрения по данному вопросу в научной литературе?

Обращаясь к практике проведения Реформации в Германии учтите, что среди участников реформационного движения оказались не только «раннебуржуазные» социальные группы, но и многочисленные традиционные социальные слои с соответствующим восприятием идей Лютера и его последователей. При рассмотрении вопроса о проведении Реформации в немецких городах необходимо обратиться к реформационным концепциям У. Цвингли, М. Бурцера и других идеологов бюргерской Реформации. Один из наиболее сложных вопросов – основные типы «народной Реформации». Надо учесть, что распространение среди представителей разных социальных групп учения М. Лютера привело к тому, что реформационная доктрина стала приобретать социальную окраску, а каждая общественная среда рождала своих собственных реформационных лидеров и собственное понимание Реформации.

Выявите, какие меры предполагала княжеская Реформация? На примере предлагаемых вам источников (мандат об отмене католических богослужений, визитация в Пфальце, школьный устав) определите, какие цели преследовала княжеская власть, проводя Реформацию? Почему княжеская Реформация стала ведущим типом реформирований в Германии? На основе материалов книги А.Ю. Прокопьева «Германия в эпоху религиозного раскола» познакомьтесь с сущностью процессов Контрреформации и конфессионализации в трактовке немецких ученых. Обратите внимание на то, что в рамках процесса конфессионализации шло оформление символов веры, обрядности и структуры протестантских и реформированной католической церквей, а также установление четких границ, в пределах которых официально господствовало только одно вероисповедание. Выявите, были ли существенные различия в проведении Реформации князьями – сторонниками лютеранства и кальвинизма?

Отвечая на последний вопрос проведите сравнительный анализ методов проведения Реформации в Швейцарии, Англии и Франции. Выявите особенности реформационных движений в этих странах. С чем это было связано? Какое значение имела Реформация для общественно-политического развития этих стран?

 

Документы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...