Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИПЯ объектно-признакового типа




Основными категориями ИПЯ объектно-признакового типа являются:

· объект (в нашем случае - музейный предмет, входящий в коллекцию; или лицо, связанное с коллекцией; или выставка; или др.),

· признак (в нашем случае - характеристика, необходимая для описания объекта: название музейного предмета, датировка, материал, техника, сохранность и т.д.),

· значение признака (например, значение признака "материал": бумага; "техника": темпера и т.д.).

Следует заметить, что некоторые признаки могут иметь только одно значение (например, номер по КП) и называются однозначными, другие - много значений (например, у одного предмета может быть много значений признака “материал”), такие признаки называются многозначными.

Значения признаков могут представлять собой или свободные слова и словосочетания (например, описание сохранности), или нормативную лексику, которую разрешается брать только из словарей (например, это может быть, материал). Довольно часто применяются линейные или иерархические словари, в некоторых ИПЯ используется и более сложный лексический аппарат, например, тезаурусы[7], в которых учитываются парадигматические отношения между лексическими единицами, т.е. отношения типа “часть-целое”, “род-вид”, синонимия и т.д.

Процедуры, реализованные в музейных АИС для ввода и корректировки данных предельно просты: на экране монитора возникает набор признаков, значения которых должен записать пользователь. Процедуры поиска данных и их представления зависят от конкретных аппаратно-программных решений ИПС.

Создание ИПЯ для музейной АИС - сложный и трудоемкий процесс, требующий активного взаимодействия различных специалистов: лингвистов, музейщиков, программистов и др.

Для того, чтобы БД, создаваемые в различных музеях, были совместимы, необходимо выработать стандартные принципы описания данных. Как показала практика, наибольшие трудности при создании ИПЯ для описания музейных коллекций возникают при решении следующих проблем:

· определение состава и структуры признаков, необходимых для описания музейного предмета;

· классификация музейных предметов и унификация используемых терминов.

Создание компьютерной базы данных о музейной коллекции.

Подсистема «Учет музейных коллекций» используется в отделе учета для оформления необходимых учетных документов, получения оперативных учетных данных справок и статистической отчетности. В рамках этой подсистемы решаются, в частности, задачи:

· учет приема на постоянное хранение;

· учет временной выдачи и обратного приема;

· учет временного хранения;

· учет внутримузейной передачи;

· оформление документации при организации выставок;

· проведение сверки фондов.

При решении перечисленных задач с помощью компьютера для ввода новых и корректировка ранее введенных данных используются экранные формы-бланки. АИС позволяет производить поиск учетных данных по запросу и выводить данные на экран или распечатывать на бумаге в нужной форме (акты, гарантийные письма, договора, списки предметов, документы по форме Книги поступлений и Инвентарной книги, справки, статистические отчеты и пр.), причем форма выходного документа определяется принятыми в музее нормами. В системе ведутся электронные учетные картотеки, архив, отражающий историю движения музейных предметов.

Состав и структура описания музейного предмета

Как уже говорилось, основное содержание текстовых БД составляют описа­ния музейных предметов, информация о лицах и событиях, связанных с этими предметами, сведения о выставочной деятельности, а также и другие данные справочного и или нормативного характера.

Анализ существующих описаний музейных предметов позволяет выделить в их структуре две части, которые условно можно назвать "учетной" и "научной". Такое деление не только является отражением функциональных особенностей работы с описаниями памятников истории и культуры (каковыми являются и музейные предметы), но и определяется тем фактом, что учетная часть в большей степени универсальна и лучше поддается формальному описанию.

Большинство специалистов считают автоматизацию учета первоочередной, приоритетной задачей как по времени ее решения, так и по значению. Именно ввод в БД учетных данных позволит получить необходимый минимум информации о состоянии фондов по тому или иному разделу, отработать основные технологические реше­ния. Поэтому первым шагом к созданию БД о музейных предметах как правило бывает создание унифицированной структуры учетного описания музейного предмета, т.е. выделение множества признаков, которые описывали бы предмет с полнотой и точностью, соответствующими требованиям учета коллекций в музее.

В качестве примера в приложении 3 приведен вариант исходного и структурированного представления данных записи в Книге поступлений, соответствующий требованиям документа «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1984 г.).

Научная часть описаний характеризуется меньшей уни­версальностью, значительно слабее структурирована и труднее поддается формализации.

Требования к структуре специального научного описа­ния в существеннейшей степени зависят от прагматических задач, которые ставит перед собой исследователь, от специфики темати­ческой области и от целого ряда других причин. Разработка этой структуры в наибольшей степени требует участия специалистов в соответствующих тематических областях: архитекторов, истори­ков, искусствоведов, системотехников и др. При этом возникает весьма сложная система описания; так, в эксперименте по созданию научного описания сасанидских монет потребовалось более 100 специфических признаков[8]. Естественно, что трудоемкость такого описания резко возрастает, для проведения этих работ как на этапе разработки структуры описания, так и при подготовке самих описаний необходимы специалисты очень высокой квалификации.

Сегодня вряд ли существует универсальный подход к структурированию научного описания музейного предмета. Выбор метода (конвенциональный, нормативный, с применением экспертных систем либо какой-либо другой) зависит от конкретной ситуации и предметной области.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...