Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИПЯ объектно-признакового типа
Основными категориями ИПЯ объектно-признакового типа являются: · объект (в нашем случае - музейный предмет, входящий в коллекцию; или лицо, связанное с коллекцией; или выставка; или др.), · признак (в нашем случае - характеристика, необходимая для описания объекта: название музейного предмета, датировка, материал, техника, сохранность и т.д.), · значение признака (например, значение признака "материал": бумага; "техника": темпера и т.д.). Следует заметить, что некоторые признаки могут иметь только одно значение (например, номер по КП) и называются однозначными, другие - много значений (например, у одного предмета может быть много значений признака “материал”), такие признаки называются многозначными. Значения признаков могут представлять собой или свободные слова и словосочетания (например, описание сохранности), или нормативную лексику, которую разрешается брать только из словарей (например, это может быть, материал). Довольно часто применяются линейные или иерархические словари, в некоторых ИПЯ используется и более сложный лексический аппарат, например, тезаурусы[7], в которых учитываются парадигматические отношения между лексическими единицами, т.е. отношения типа “часть-целое”, “род-вид”, синонимия и т.д. Процедуры, реализованные в музейных АИС для ввода и корректировки данных предельно просты: на экране монитора возникает набор признаков, значения которых должен записать пользователь. Процедуры поиска данных и их представления зависят от конкретных аппаратно-программных решений ИПС. Создание ИПЯ для музейной АИС - сложный и трудоемкий процесс, требующий активного взаимодействия различных специалистов: лингвистов, музейщиков, программистов и др. Для того, чтобы БД, создаваемые в различных музеях, были совместимы, необходимо выработать стандартные принципы описания данных. Как показала практика, наибольшие трудности при создании ИПЯ для описания музейных коллекций возникают при решении следующих проблем: · определение состава и структуры признаков, необходимых для описания музейного предмета; · классификация музейных предметов и унификация используемых терминов. Создание компьютерной базы данных о музейной коллекции. Подсистема «Учет музейных коллекций» используется в отделе учета для оформления необходимых учетных документов, получения оперативных учетных данных справок и статистической отчетности. В рамках этой подсистемы решаются, в частности, задачи: · учет приема на постоянное хранение; · учет временной выдачи и обратного приема; · учет временного хранения; · учет внутримузейной передачи; · оформление документации при организации выставок; · проведение сверки фондов. При решении перечисленных задач с помощью компьютера для ввода новых и корректировка ранее введенных данных используются экранные формы-бланки. АИС позволяет производить поиск учетных данных по запросу и выводить данные на экран или распечатывать на бумаге в нужной форме (акты, гарантийные письма, договора, списки предметов, документы по форме Книги поступлений и Инвентарной книги, справки, статистические отчеты и пр.), причем форма выходного документа определяется принятыми в музее нормами. В системе ведутся электронные учетные картотеки, архив, отражающий историю движения музейных предметов. Состав и структура описания музейного предмета Как уже говорилось, основное содержание текстовых БД составляют описания музейных предметов, информация о лицах и событиях, связанных с этими предметами, сведения о выставочной деятельности, а также и другие данные справочного и или нормативного характера. Анализ существующих описаний музейных предметов позволяет выделить в их структуре две части, которые условно можно назвать "учетной" и "научной". Такое деление не только является отражением функциональных особенностей работы с описаниями памятников истории и культуры (каковыми являются и музейные предметы), но и определяется тем фактом, что учетная часть в большей степени универсальна и лучше поддается формальному описанию. Большинство специалистов считают автоматизацию учета первоочередной, приоритетной задачей как по времени ее решения, так и по значению. Именно ввод в БД учетных данных позволит получить необходимый минимум информации о состоянии фондов по тому или иному разделу, отработать основные технологические решения. Поэтому первым шагом к созданию БД о музейных предметах как правило бывает создание унифицированной структуры учетного описания музейного предмета, т.е. выделение множества признаков, которые описывали бы предмет с полнотой и точностью, соответствующими требованиям учета коллекций в музее. В качестве примера в приложении 3 приведен вариант исходного и структурированного представления данных записи в Книге поступлений, соответствующий требованиям документа «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1984 г.). Научная часть описаний характеризуется меньшей универсальностью, значительно слабее структурирована и труднее поддается формализации. Требования к структуре специального научного описания в существеннейшей степени зависят от прагматических задач, которые ставит перед собой исследователь, от специфики тематической области и от целого ряда других причин. Разработка этой структуры в наибольшей степени требует участия специалистов в соответствующих тематических областях: архитекторов, историков, искусствоведов, системотехников и др. При этом возникает весьма сложная система описания; так, в эксперименте по созданию научного описания сасанидских монет потребовалось более 100 специфических признаков[8]. Естественно, что трудоемкость такого описания резко возрастает, для проведения этих работ как на этапе разработки структуры описания, так и при подготовке самих описаний необходимы специалисты очень высокой квалификации. Сегодня вряд ли существует универсальный подход к структурированию научного описания музейного предмета. Выбор метода (конвенциональный, нормативный, с применением экспертных систем либо какой-либо другой) зависит от конкретной ситуации и предметной области. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |