Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музей как новая среда коммуникации, интеграция информационных ресурсов музеев




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

 

(ГБОУВОРК «КУКИиТ»)

 

Кафедра иностранных языков и межъязыковых коммуникаций

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

____________

«___» ____________ 2017 г.

 

Опорный конспект лекций по дисциплине

Б2.В.ОД.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

по направлению и профилю подготовки

 

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Факультет социокультурной деятельности

квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

 

Симферополь – 2017



Лекция 1 (2 ч)Понятие информационные технологии и их роль в работе современных музеев.

Время: 2 часа

Вопросы:

1. Информационные технологии в деятельности музея: исторический обзор. Основные этапы компьютеризации музеев.

2. Музей как новая среда коммуникации, интеграция информационных ресурсов музеев

3. Перспективы развития НИТ в музейной среде.

Основные понятия: информационные технологии, новая среда коммуникации

Цели:

– формировать информационную и медиакомпетентность студентов;

– воспитывать у студентов информационную культуру;

– получить представление об основных направлениях компьютеризации музейной деятельности.

 

Литература:

Основная литература:

Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство. — Флинта // ЭБС "Лань", 2010.

Дополнительная литература:

1. Дашкова Е.В. Музееведение: учебное пособие для вузов / Е.В.Дашкова, Е.Б.Ивушкина. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. 197 с.

2.Дашкова Е.В. Организация музейного сервиса: коммуникационный подход: учебноепо-собие для вузов / Е.В. Дашкова, Е.Б. Ивушкина. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. 57 с.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: учебное пособие — РГГУ, 2007

4. Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуникации: автореферат дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13., 2009

5. Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея : статья. — ЗАО "МЦФЭР", 2008

6. Калинина Л.Л. и др. Интернет-сайт как инструмент для работы музейщика : статья. — ЗАО "МЦФЭР", 2007

7. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб.для высш. шк. Альма Матер, 2007

 

Изложение основного материала

Информационные технологии в деятельности музея: исторический обзор. Основные этапы компьютеризации музеев.

Информационные технологии стали неотъемлемым инструментом многих гуманитарных наук, способствуют расширению их познавательных возможностей.С 1994 г. издается информационный бюллетень «История и компьютер». В это время компьютерные технологии все активнее начинают применять и в близкой к истории гуманитарной области знаний — музеологии. Учреждения высшей школы стали внедрять специализированные учебные курсы по музейной информатике, публикуются соответствующие учебники.

Музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и демонстрировать их посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС адаптируемые к конкретным музеям.

ОАО "Альт-Софт" с 1991 года занимается разработкой, внедрением и сопровождением комплексной автоматизированной музейной информационной системы КАМИС. Система работает в 32 музеях России - от небольших городских краеведческих музеев до всемирно известных Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Рассмотрим основные направления компьютеризации музейной деятельности.

Автоматизация трудоемких ручных процедур, связанных с подготовкой документов и обработкой информации об экспонатах музея.

1. Учётно-хранительская работа:

регистрация новых поступлений в фонды музея;

оформление движения музейных предметов;

приём на временное хранение и возврат владельцам;

исключение музейных предметов из учетной документации;

составление топографических описей;

ведение различных картотек;

проведение сверок.

2. Реставрационная деятельность

ведение картотек сохранности;

составление реставрационных паспортов.

3. Научная работа

составление научных описаний и ведение инвентарных книг;

подготовка каталогов;

анализ коллекции, подбор и подготовка материалов для публикаций и выступлений.

4. Выставочная и экспозиционная работа

подбор экспонатов для выставок;

подготовка выставочных каталогов и сопроводительной документации.

5. Создание сводного каталога музейных собраний

в рамках одного музея;

на региональном уровне;

на федеральном уровне - создание государственного каталога музейных ценностей.

6. Пропаганда музейных коллекций.

подготовка публикаций;

создание мультимедийных компакт-дисков;

подготовка Интернет-сайтов;

разработка интерактивных систем для посетителей.

Музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и демонстрировать их посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС адаптируемые к конкретным музеям.

Все перечисленные задачи тесно связаны между собой. Первичное описание музейного предмета дополняется на этапе регистрации сведениями из учетных документов (информацией об источнике поступления, учетными номерами, развернутым описанием и т.п.). В последующем, на этапе научной обработки вносятся данные об истории бытования и литературных источниках, уточняется атрибуция. При подготовке выставок и публикаций информация о произведениях пополняется и развивается. Оформление выставочных документов дополняет сведения об экспонировании, а реставрационных - данные о сохранности.

Однако все эти сведения, как правило, хранятся в различных местах, многократно дублируются и нередко противоречат друг другу. Включение компьютеров в качестве электронных пишущих машинок в отдельные звенья этого процесса лишь несколько облегчает подготовку отдельных документов.

Только создание комплексной информационной технологии, обеспечивающей реализацию основных операций на единой музейной базе данных, организующей и упорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальную экономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейного собрания.

Из созданной коллективными усилиями базы данных коллекции формируются материалы для публикаций, необходимые данные могут быть переданы в региональные и федеральные информационные центры, а также представлены в Интернете.

Музей как новая среда коммуникации, интеграция информационных ресурсов музеев

Однако существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий:

1. Разрыв между технологическими новациями и готовностью музеев к их применению.

2. Финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий.

3. Информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.

В последние годы возрос процент посещения музеев «неорганизованными» посетителями (в частности, туристами), которые сами прокладывают себе маршрут, опираясь на сведения о культурных достопримечательностях региона, полученные главным образом из Интернета. Музей должен научиться управлять этой информацией. И, в первую очередь, делать это с помощью своего сайта. Сайт музея кроме информации, которая уже упоминалась, должен включать сведения о местонахождении музея, проезде, инфраструктуре населенного пункта и т.д., а также показывать наиболее значимые, привлекательные экспонаты, хранящиеся в музее.

Компьютерные технологии должны позволить посетителю получать интересующую его информацию на всем пути следования по музею, но делать это следует ненавязчиво, не отвлекая внимания от сути экспозици.

Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный возобновляемой информацией с музейного автоответчика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...