Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективы развития НИТ в музейной среде.




Задача, стоящая перед современным музеем – не просто создание сайта в Интернет, а постепенное формирование полноценного виртуального музея. Главное отличие между ними – в обратной связи: традиционный музейный сайт есть только техническое средство для продвижения музейной информации, а вот виртуальный музей способен оказывать существенное влияние на развитие музея реального, помочь в переосмыслении музейной деятельности.

Перспективная цель – формирование единого общеевропейского культурно-информационного пространства путем включения в него информации о российских музеях (сетевой, историко-культурной, организационной и другой, касающейся географии, потенциала взаимодействия и динамики развития музеев).

В музеях Западной Европы компьютерная техника используется значительно шире, чем у нас, но она внедрена в основном в административной, бухгалтерской работе. Если же говорить о построенных на основе информационных технологий музейных системах, то и там это довольно редкое явление.

Так, в боннском музее "Дом истории" все новые поступления описываются лишь компьютерным способом. Интересна информационная система в музее Люксембурга — там она ориентирована именно на посетителей. В залах музея находится около 50 мониторов, которые предоставляют разнообразнейшую информацию, от путеводителя по сложному семиэтажному зданию до сюжетов, иллюстрирующих события из истории Люксембурга. Вся система опирается на мощный компьютерный центр, а информация выдается индивидуально по запросу каждого посетителя. Выглядит это следующим образом: сотрудник музея после стандартной процедуры опроса (возраст, образование и т. п.) выдает посетителю карточку, которая предусматривает один из трех уровней изложения материала: сложный, средний и упрощенный. Осматривая экспозицию, посетитель вставляет карточку в специальное устройство на мониторе и получает информацию в соответствии с установленными критериями.

Однако все эти сведения, как правило, хранятся в различных местах, многократно дублируются и нередко противоречат друг другу. Включение компьютеров в качестве электронных пишущих машинок в отдельные звенья этого процесса лишь несколько облегчает подготовку отдельных документов.

Только создание комплексной информационной технологии, обеспечивающей реализацию основных операций на единой музейной базе данных, организующей и упорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальную экономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейного собрания.

Из созданной коллективными усилиями базы данных коллекции формируются материалы для публикаций, необходимые данные могут быть переданы в региональные и федеральные информационные центры, а также представлены в Интернете.

Однако существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий:

1. Разрыв между технологическими новациями и готовностью музеев к их применению.

2. Финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий.

3. Информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.

В последние годы возрос процент посещения музеев «неорганизованными» посетителями (в частности, туристами), которые сами прокладывают себе маршрут, опираясь на сведения о культурных достопримечательностях региона, полученные главным образом из Интернета. Музей должен научиться управлять этой информацией. И, в первую очередь, делать это с помощью своего сайта. Сайт музея кроме информации, которая уже упоминалась, должен включать сведения о местонахождении музея, проезде, инфраструктуре населенного пункта и т.д., а также показывать наиболее значимые, привлекательные экспонаты, хранящиеся в музее.

Компьютерные технологии должны позволить посетителю получать интересующую его информацию на всем пути следования по музею, но делать это следует ненавязчиво, не отвлекая внимания от сути экспозици.

Пока же большинство музейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда дополненный возобновляемой информацией с музейного автоответчика.

 

Лекция 2-3 (2 ч)

Время: 2 часа

Вопросы:

1. Технологические операции с данными, выполняемые в ходе работе с АИС.

2. Поиск данных с помощью ИПС. Разновидности ИПС. Оценка качества работы ИПС (коэффициент полноты, коэффициент точности) Обработка текстов - учетной и научной документации. Выбор информационно-поискового языка (ИПЯ).

3. Создание компьютерной базы данных о музейной коллекции.

4. Автоматизированные музейные информационные системы КАМИС и МУЗЕЙ.

5. Принципы организации, особенности построения, область применения, специфика. Проблема единого государственного каталога.

6. Задача адекватного наполнения БД.

7. Система ретроконверсии. сканирование, распознавание, конвертация данных. Банки изображений, прогрессивные форматы записи изображений.

 

Основные понятия:АИС, ИПС, ИПЯ, ретроконверсия, конвертация

Цели:

– формировать информационную и медиакомпетентность студентов;

– изучить основные функции АИС;

– познакомиться с ИПС и ИПЯ.

 

Литература:

Основная литература:

Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство. — Флинта // ЭБС "Лань", 2010.

Дополнительная литература:

1. Дашкова Е.В. Музееведение: учебное пособие для вузов / Е.В.Дашкова, Е.Б.Ивушкина. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. 197 с.

2.Дашкова Е.В. Организация музейного сервиса: коммуникационный подход: учебноепо-собие для вузов / Е.В. Дашкова, Е.Б. Ивушкина. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. 57 с.

3. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: учебное пособие — РГГУ, 2007

4. Александрова Л.Д. Культура виртуальной коммуникации: автореферат дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13., 2009

5. Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея : статья. — ЗАО "МЦФЭР", 2008

6. Калинина Л.Л. и др. Интернет-сайт как инструмент для работы музейщика : статья. — ЗАО "МЦФЭР", 2007

7. Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб.для высш. шк. Альма Матер, 2007

Изложение основного материала










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...