Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психология Франца Брентано и его соратников




Почти одновременно с Вундтом философ Франц Брентано (1838 - 1917) предложил свою программу построения психологии. Она излагалась в его работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874). Бывший католический священник, впоследствии профессор философии Венского университета явился автором сочинений "Исследования по психологии органов чувств" (1907). Ученый в качестве предмета психологии утверждал активность психики человека, его умственные акты, которые и представляют coбой основные единицы психики: не собственно образ или результат, психический процесс, не содержание сознания или его элементы, но aкты. Поэтому, если Вундта можно условно назвать структуралистом, Брентано - функционалистом.

Область психологии, по Брентано, это не сами по себе отдельные ощущения или представления, а те акты - "действия", которые производит субъект (акты представления, суждения, эмоциональной оценки), когда он превращает нечто в объект осознания. Вне акта объект не существует. Если речь идет о феноменальных объектах, они обладают бытием только в умственных актах. Реальные объекты обладают только потенциальным бытием. Поэтому "мы можем определить психические явления, сказав, что это такие явления, которые интенционально содержат в себе объект". По взгляду Брентано, психология должна изучать внутренний опыт субъекта в его реальном и естественном составе, включая производимые им действия - акты.

Согласно Брентано, психический процесс характеризуется тем, что в нем всегда сосуществует его объект. Это сосуществование выражено в трех типах актов: а) идеация - представление объекта в форме образа ("всплывание объекта как чистый акт восприятия"); б) суждение о нем как истинном или ложном; в) эмоциональная оценка его как желаемого или отвергаемого.

Таким образом, у Франца Брентано предметом психологии, как и у Вундта, считалось сознание. Однако его природа мыслилась иной: область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым появляются эти содержания. Одно дело цвет или образ какого-либо предмета, другое - акт видения цвета или суждения о предмете. Изучение актов и есть уникальная сфера, неведомая физиологии. Специфика же акта - в его интенции, направленности на какой-либо объект.

Теоретические взгляды и подходы Брентано стали источником нескольких направлений западной психологии. Они придали импульс разработке понятия о психической функции как особой деятельности сознания, которое не сводилось к элементам и процессам, но считалось изначально активным и предметным.

В австрийской школе ученик Брентано А.Мейнонг (1853-1920) создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе. Необходимо отметить, что эта теория восполнила известную односторонность психологии Брентано, из которой исключался анализ содержательной стороны сознания. Другой австрийский психолог Х.Эренфелъс (1859-1932) экспериментально установил факт целостных образований - гештальтов, которые являются продуктом деятельности сознания, подтвердив этим теоретические представления Брентано об актах.

Экспериментальное и теоретическое развитие учение Брентано получило в психологии функций Карла Штумпфа (1848-1936), крупного немецкого психолога, основателя психологических институтов при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками К.Штумпфа в разное время были Э.Гуссерль, а также К.Коффка, В.Келер, М.Вертгеймер, К.Левин, впоследствии основатели гештальтпсихологии.

Основным понятием психологии Штумпфа является понятие функции, которое соответствует понятию акта Брентано. В своей концепции Штумпф различает:

а) явления сознания ("феномены") - это первичная данность нашего опыта; сенсорное содержание "моего" сознания; они являются предметом феноменологии, будучи нейтральными и для физиологии, и для психологии;

б) психические функции - основной предмет психологии, которая должна изучать отношения между психическими функциями и феноменами;

в) отношения - в чистом виде предмет изучения логологии;

г) эйдосы как имманентные объекты (феноменальные по Брентано - предмет эйдологии. Они имеют самостоятельное существование как определенная стадия реальности, возникающая благодаря направленной активности субъекта.

При этом именно функции составляют самое существенное в душевной жизни и представляют задачу исследования. Явления лишь материал для работы душевного организма. Именно в зависимости от функции мы замечаем в целостном явлении его части, например определенный тон в аккорде. Штумпф производит классификацию функций. Их экспериментальное исследование осуществлялось на материале слуховых восприятий, в частности музыки.

 Структурная школа психологии

Эдвард Титченер (1867-1927) - создатель крупнейшей психологической школы в Корнуэльском университете, явился один из самых крупных психологов уже в первой четверти XX века. Он стал лидером структурной школы, считающей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции. Цель психологии - выяснить всеобщие законы, по которым складывается структура - "материя" сознания. Предмет психологии для Титченера - это элементы сознания, которые даны человеку в его самонаблюдении. К понятию, условиям достоверности самонаблюдения Титченер неоднократно обращается в своих работах. К основным трудам ученого следует отнести: "Очерки психологии" (1898), "Экспериментальную психологию" (1901-Р "Учебник психологии" (1909), "Схему интроспекции" (1912).

Основные вопросы науки по Титченеру: что?, как? и почему? В связи с этим цель психологии: а) анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части; б) найти, каким образом соединены эти составные части, законы, управляющие этой комбинацией; в) привести эти законы в связь с физиологической организацией. Он твердо верил в программу Вундта, в то время как многие практически разуверились и в возможностях интроспекции, и в возможности найти "первоэлементы сознания".

Сознание, по Титченеру, имеет свой собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений (как у химиков за "веществом" скрыты атомы и молекулы). Чтобы отразить этот строй, необходим такой язык, который бы позволил говорить о психической "материи" в ее непосредственной данности и не употреблял бы терминов, связанных с информацией о событиях и предметах внешнего мира (т.е. необходимо преодолеть неотвязную "ошибку стимула", очиститься от предметности). Вce это достигается длительной тренировкой в интроспекции и отчетах об этом.

В психической материи Титченер различал три категории элементов: ощущения - простейшие процессы, обладающие качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью; образы - следы прежних ощущений (элементы представлений памяти и воображения); чувства - переживания определенного качества, интенсивности, длительности.

Согласно выдвинутой им "контекстной теории значения" представление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных элементов, часть которых может покидать сознание, образуя контекст, а оставшаяся в сознании "сенсорная сердцевина", где большую роль играют мышечные ощущения, достаточна для того, чтобы воспроизвести всю совокупность этих элементов.

Титченер определяет правила исследования: "Надо стать в такие условия, чтобы производимый опыт был как можно менее доступен внешнему влиянию; надо устремить свое внимание на стимул и, удалив его, вновь вызвать в душе воспоминание об ощущении. Затем надо выразить словами процессы, составляющие ваше сознание стимула". Ттаким образом, определяя требования к самонаблюдению, исследователь показывает, что оно не должно быть непосредственным.

Титченер выделяет и обосновывает следующие требования к интроспекции: 1) беспристрастность (иначе наблюдение может быть ложным); 2) "мы должны управлять нашим вниманием. Внимание не должно ни рассеиваться, ни блуждать". Для этого нужна практика; 3) При самонаблюдении тело и душа должны быть свежи". Утомление, физическая усталость мешают сосредоточению внимания; 4) наличие благоприятного общего состояния. "Мы должны чувствовать себя хорошо, приятно, быть в хорошем настроении и с интересом относиться к своему предмету".

Кроме соблюдения этих условий, необходимо использовать "метод средних величин". При рассмотрении аффектов необходимо сочетание метода самонаблюдения и физиологического метода. Под последним Титченер понимает регистрацию и оценку четырех "главных телесных последствий": изменения в объеме тела, дыхании, пульсе и мускульной силе.

Титченер формулирует действительный закон ассоциаций. В ранней трактовке он звучит так: "Одна идея вызывает другую, которая заключает в себе элементы, общие ей и другой идее. Раз образованные соединения стремятся сохраняться даже тогда, когда условий их образования не имеется налицо". Позднее Титченер дает несколько другое определение: "Всякий раз, как процесс ощущения или образа появляется в сознании, имеют тенденцию появиться вместе с ним (естественно, и образов) все те процессы ощущений и образов, которые встречались с ним прежде в какой-нибудь современности сознания".

Таким образом, в своих работах Титченер в числе важных структурных элементов психики выделил и исследовал ассоциацию как явление и принцип сочетания представлений. От исследований особенностей ассоциаций Титченер переходит к их экспериментальному исследованию, а от него - к установлению связи с психическими явлениями. В области доказательств психологических гипотез и догадок на протяжении всей своей научной деятельности Титченер оставался верен рассмотрению их через призму метода самонаблюдения.

Титченер ставит вопрос: какой характер носили самые первые движения организма? Отвечая, он приводит две точки зрения: 1) сознание также старо как и животная жизнь, первые движения были сознательны 2) сознание появилось позднее, чем жизнь, первые движении бессознательны, по природе -   физиологические рефлексы, В альтернативах: движение, сопровождаемое сознанием, - движение, не сопровождаемое сознанием, Титченер стоит на первой позиции: "Все бессознательные движения человеческого организма, даже автоматические движения сердца и внутренностей, ведут свое происхождение от прежних сознательных движений". Ученый пояснил свое утверждение:

а) сначала мы учимся сознательно (плавать, кататься на велосипеде и т.д.), потом это все делаем якобы бессознательно. Физиологические рефлексы имеют своих "сознательных предков в истории рассы";

б) мы можем все: задерживать дыхание, изменять пульс, расширять зрачки и т.д. Реализация этих навыков - все это возврат к своему предыдущему сознательному состоянию;

в) известные рефлекторные движения, выразительных эмоциональных душевных состояний, были бы совершенно необъяснимы, если бы нельзя было для них предположить отдаленных сознательных предков. Насмешка, ворчание зверя, показ передних зубов, оскорбительные движения губ.

Своей научной деятельностью Титченер внес значительный вклад в развитие структурной школы психологии. Вместе с единомышленниками им был собран, исследован, систематизирован обширный материал, используемый современными направлениями психологической науки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...