Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока




(Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты».)

— Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?

— Как зовут его героиню? (Алиса Селезнева.)

— Что вы о ней знаете? (Она из будущего, любит животных, ее папа — космобиолог, директор космического зоопарка — изучает и собирает животных по всей Галактике.)

— Кто из вас смотрел о ней кинофильм?

— Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булычев.)

— Определите задачи урока.

— Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, кото­рый мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?

— Как вы думаете, о чем может говориться в таком произве­дении?

(Прогнозирование текста.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Кира Булычева

— Расшифруйте, что здесь написано, и вы узнаете настоящее имя писателя. (Игорь Всеволодович Можейко.)

SHWLrGOVlPSWb WBLSCSGEWBlLOSVЛOGЩOWBVSИЧGMWSЮЖGWEVSЙLlKOSL

(Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы»

(Чтение текста на с. 150-156 учебника.)

— О каком приключении Алисы вы прочитали?

— В чем заключается фантастичность, необычность произо­шедшего в повести?

VII. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Захотелось ли прочитать книгу целиком?

Домашнее задание

Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрации к нему.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии К. Булычева

Кир Булычев (настоящее имя Игорь Всеволодович Можейко) ро­дился 18 октября 1934 г. в Москве. В 1957 г. окончил Московский госу­дарственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Работал переводчиком и корреспондентом АПН в Бирме, кор­респондентом в журнале «Вокруг света». В 1962 г. окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР. С 1963 г. работал в Институте во­стоковедения АН СССР, защитил кандидатскую и докторскую диссер­тации. Начал писать фантастику в 1965 г. Переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.

Экранизировано более 20 произведений, написанных Киром Бу­лычевым. Лауреат Государственной премии СССР 1982 г. за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты».

Умер Кир Булычев в 5 сентября 2003 г. в возрасте 69 лет.

 

 

_________________________________

Тема: Кир Булычев«Путешествие Алисы».Особенности фантастического жанра

Цели:познакомить с жизнью и творчеством писателя-фан­таста К. Булычева; заинтересовать его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого вы­разительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование со­держания произведения, определение особенностей фантасти­ческих рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятель­ное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, планирование вме­сте с учителем деятельности по изучению темы урока, оценива­ние своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фанта­стических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полно­мочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом речевой раз­минки, заданиями, магнитная азбука, выставка книг и портрет Кира Булычева, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

В чудной стране,

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

 Глазком глядит картошка.

 Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

Назовите предметы, которые действуют, как живые. (Язы­чок, глазок, горлышко, стул.)

Найдите многозначное слово. (Язычок.) (Заучивание стихотворения за 2 мин. Проверка.)

III. Работа по теме урока

Работа над повестью «Путешествие Алисы»

Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произве­дением К. Булычева «Путешествие Алисы».

— От чьего имени ведется рассказ? Докажите.

— Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

— Как герои сначала отнеслись к истории с кустиками? Из­менилось ли их отношение потом? Объясните.

— Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

— Прочитайте вопрос 6 на с. 157 учебника и подумайте, какой прием использует автор. (Прием олицетворения.)

— Как ему в этом помогают сравнения?

— Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения.

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Выполните те­стовые задания.

(Самостоятельная работа учащихся.)

1. Мы осторожно выкопали ... кустов.

а) восемь              б) пять                 в) шесть

2. Я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся...

а) лечебные цветы

б) удивительные цветы

в) светящиеся цветы

3. Механика звали....

а) Желтый            б) Красный          в) Зеленый

4. Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил...

а) швабру              б) щетку               в) метлу

5. Для борьбы с кустиками хотели применить...

а) огнемет             б) пулемет            в) водомет

6. Кустики победила Алиса при помощи...

а) ведра                б) лейки                 в) шланга

7. Кусты бродили по песку и искали...

а) воду                  б) солнце             в) еду

8. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил...

а) чай                   б) морс                 в) компот

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Составление картинного плана

— Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для кар­тинного плана к произведению.

(Выбирают иллюстрации, вывешивают их на доску.)

Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Нравится ли вам фантастическая литература?

— Произведения каких писателей-фантастов вы читали?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом про­изведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему.

______________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 548.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...