Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VI. Подведение итогов урока




— Так почему ратные встречи с врагом родной земли всегда — и во времена половцев, и в Великой Отечественной войне — заканчивались нашей победой, как бы ни тяжело было ее добыть?

— Чьими словами мы можем закончить наш урок? (Словами Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»)

Материал для учителя

Павел Степанович Нахимов

Адмиралами не становятся сразу, как и не появляется сразу боль­шое дерево. Дерево вырастает из маленького семечка. Растет годы — под дождем, под градом, в жару, в мороз. Поднимаясь все выше, становится все крепче. Но с высотой прибавляется ему опасности и невзгод. Ураган пригнет маленькое деревце к земле, а высокое дерево он норовит сломать или вывернуть с корнем. Молния их грозовых туч никогда не бьет в ку­стики, она ударяет огнем только в высокие вершины...

Путь к адмиральскому чину Павел Степанович начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. С тех пор его жизнь была полна суровых

трудов.

Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской корпус, мальчик подолгу не видел родных и своего дома. На игры и развлечения времени не оставалось совершенно. В Морском корпусе занятия длились ровно полсуток: четыре часа утром, четыре днем и четыре часа вечером. Будущие военные моряки изучали двадцать наук!

Кроме занятий в классах, учение шло в море: прокладывали курсы кораблю, определяя направление по солнцу и звездам. Наводили пушки в цель - и в тихую погоду, в штиль, и при сильном ветре, когда корабль то вздымается на волне, то проваливается в пучину/Ставили паруса, убирали их, быстро взбираясь на мачты и реи по веревочным лестни­цам-вантам.

Учиться было тяжело. Но Павел Нахимов учился прилежно. Ему хо­телось командовать кораблем, а первое, что надо было для этого, — зна­ния. Экзамены на чин мичмана Нахимов сдал лучше ста четырех своих товарищей. К высоким оценкам экзаменаторы, старые и суровые адми­ралы, прибавили запись: «К службе усерден и знающ».

(Из книги А. Митяева «Адмирал Нахимов»)

Сергей Петрович Алексеев

Родился на Украине в с. Плисков Винницкой области, в семье сель­ского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 г. после окончания средней школы поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. С груп­пой товарищей он был откомандирован в Оренбургское летное учили­ще. Без отрыва от учебы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошел за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 г. По окончании летного училища был оставлен в нем инструктором и до конца войны учил моло­дых летчиков. С авиацией расстался в конце 1945 г. из-за тяжелых травм, полученных в учебном полете.

За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати ориги­нальных книг, посвященных истории России на протяжении четырех веков: от середины XVI до середины XX в. «Суровый век» Ивана Гроз­ного и крестьянская война под предводительством Разина, петровские преобразования и пугачевское восстание, Отечественная война 1812 г.,восстание декабристов, подготовка и свершение Октябрьской револю­ции, красные и белые в их непримиримой борьбе, «знаменитые стройки» 30-х гт. и Великая Отечественная война — все эти события составляют сюжетную основу книг Алексеева.

______________________________________

Тема: Проект «Они защищали Родину»

Планируемые результаты: предметные: умение представить свой проект; метапредметные: Р — умения эмоционально откли­каться на произведение литературы и живописи, составлять план урока, П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: умение опери­ровать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «лирические произведения в стихотворной форме».

Ход урока

Защита проектов

Темы проектов (на выбор):

• Они защищали Родину.

• Россия — Родина моя.

• Как не гордиться мне тобой, о Родина моя! На уроке ученики представляют и защищают свои проекты.

Тема: Оценка достижений

Цель: проверить полученные при изучении раздела знания.

Планируемые результаты: знание произведений; умение ха­рактеризовать произведения; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соот­несение пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: КИМы или карточки с заданиями, выставка книг по разделу.

Ход урока

Тест

Вариант 1

А1.Кто написал стихотворение «Родине»?

1) А.В. Жигулин                      3) Н.М. Рубцов

2) С.Д. Дрожжин                     4) И.С. Никитин

А2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин?

1) «Родине»

2) «Русь»

3) «Лошади в океане»

4) «О, Родина! В неярком блеске...»

 A3. Как зовут поэта Дрожжина?

1) Дмитрий Спиридонович

2) Спиридон Дмитриевич

3) Иван Саввич

4) Борис Абрамович

А4. Узнайте произведение по отрывку.

Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается.

1) «Лошади в океане»

2) «О, Родина! В неярком блеске...»

3) «Родине»

4) «Русь»

А5. Из какого стихотворения эти строки?

Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю.

1) «Родине»

2) «Русь»

3) «Лошади в океане»

4) «О, Родина! В неярком блеске...»

В1. Какие синонимы вы бы выбрали к слову «черный»?

1) темный                                3) о волосах: смоляной

2) белый                                   4) о лошади: вороной

В2. Подберите антонимы к слову «святой».

1) прямой                                3) добрый

2) грешный                               4) греховный

ВЗ.Закончите пословицу.

На чужой стороне Родина...

1) ...всем матерям мать.           3) ...милей вдвойне.

2) ...для нас дороже глаз.         4) ...одна.

В4. В этом стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю.

1) И. С. Никитин «Русь»

2) С.Д. Дрожжин «Родине»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

4) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

С1. Какие произведения написал И.С. Никитин?

1) «Утро»

2) «Встреча зимы»

3) «Лошади в океане»

4) «Полно, степь моя, спать беспробудно...»

С2. По пунктам плана определите произведение и его автора. Просторы земли Русской. Русь могучая.

1) И. С. Никитин «Русь»

2) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

4) С.Д. Дрожжин «Родине»

СЗ. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Родился он в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Учился в Во­ронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили его стать содержателем постоялого двора.

1) об И.С. Никитине                3) об А.В. Жигулине

2) о С.Д. Дрожжине                 4) о Б.А. Слуцком

Вариант 2

А1. Кто написал стихотворение «О, Родина! В неярком бле­ске...»?

1) Б.А. Слуцкий                       3) И.С. Никитин

2) С.Д. Дрожжин                     4) А.В. Жигулин

А2. Какое стихотворение написал И. С. Никитин?

1)«Родине»

2) «Русь»

3) «О, Родина! В неярком блеске...»

4) «Лошади в океане»

A3. Как зовут поэта Жигулина?

1) Борис Абрамович

2) Владимир Анатольевич

3) Анатолий Владимирович

4) Иван Саввич

А4. Узнайте произведение по отрывку.

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..                   

1) «Родине»

2) «Русь»

3) «О, Родина! В неярком блеске...»

4) «Лошади в океане»

А5. Из какого стихотворения эти строки?

Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивье.

1) «Лошади в океане»

2) «О, Родина!В неярком блеске...»

3) «Русь»

4)«Родине»

В1. Подберите синонимы к слову «гордиться».

1) скромничать                     3) важничать

2) кичиться                           4) зазнаваться

В2. Подберите антонимы к слову «бодро».

1) устало                              3) скоро

2) живо                                 4) быстро

В3. Закончите пословицу. Человек без Родины,...

1) ...что птица без гнезда.

2) ...что без матери.

3) ...что без отца и матери.

4) ...что соловей без песни.

В4. В этом произведении рассказывается о гибели животных.

1) И.С. Никитин «Русь»

2) С.Д. Дрожжин «Родине»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

4) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

С1. Подберите слова, близкие по значению к слову «родина».

1)дом                                   3) Отечество

2) Россия                               4) Отчизна

С2. По пунктам плана определите произведение и его автора.

Черные дни для Руси. Кликнул царь — поднялася Русь!

1) И.С. Никитин «Русь»

2) С.Д. Дрожжин «Родине»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»

4) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

СЗ. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Он — поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителя­ми из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению га­зет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

1) об И.С. Никитине                  3) об А.В. Жигулине

2) о С.Д. Дрожжине               4) о С.А. Клычкове

____________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...