Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 5. Единство проблематики мировой юридической науки




в аспекте правокультурного плюрализма.

 

В последние годы сформировались новые направления научного правового мышления, выразившиеся в развитии и появлении смежных комплексных областей знания на стыке юриспруденции и иных наук - социологии, психологии, политологии, антропологии.

 

Их возрождение, как, например, в случае с философией права, или возникновение, как в ситуации с юридической антропологией, вызвано не только сменой общественно-политических идеологий, реформами социальной структуры общества и новыми тенденциями мирового развития (например, глобализацией), но и изменениями в области теории и методологии научного познания, кризисом модернистской картины мира, пересмотром принципов его осмысления.

Модель «модернистской картины мира» - сильно ориентирована на науку, характерен надличностный, универсальный характер результатов, по сути, антииндивидуализм.

 

Юридическая наука современного периода находится в интенсивном поиске концепции правопонимания, обладающей объединяющим эффектом, способной к постижению подлинной сущности права.

 

Адекватным подходом к проблеме понимания права видится правовой плюрализм, позволяющий учитывать достижения имеющихся концепций правопонимания, снимать конфликтность между ними, воспринимать право, как целостное явление.

 

В общем случае, плюрализм (от латинского слова «pluralis» - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, идей, взглядов и социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.

 

Плюрализм возник в рамках идеологии мультикультурализма. Остановимся на уяснении его сущности несколько подробнее.

Мульти­куль­ту­ра­лизм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом, культурных различий, и обосновывающая такую политику теория.

Мульти­куль­ту­ра­лизм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну.

Является одним из аспектов толерантности, заключающегося в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры.

Идея мульти­куль­ту­ра­лиз­ма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мульти­куль­ту­ра­лизм предполагает, прежде всего, включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

 

Таким образом, беря за основу идеологию мульти­куль­ту­ра­лиз­ма, можно сформулировать следующее определение категории «правовой плюрализм» - это сосуществование в одном социальном поле двух или более различных юридических систем.

Позиция правового плюрализма заключается в признании одновременного действия как норм права, исходящих от государства, так и норм обычного права народов, населяющих многонациональное и многоконфессиональное государство.

 

Существуют два противоположных научных подхода к оценке этого явления:

- первый подход -трактует правовой плюрализм, как исключительно негативное явление: при наличии в обществе двух и более действующих юридических систем максимально усложняется любой процесс - каждая юридическая система порождает свою институциональную систему, которые производят такие юридические нормы, которые могут быть подвергнуты сомнению, если исходить из других правовых систем. Но при этом все юридические нормы являются действующими, и, как следствие, обязательными.

 

Типичный пример ситуации правового плюрализма - российский Северный Кавказ, где одновременно действуют юридические обычаи коренных народов (так называемые «адаты»), юридический кодекс ислама (шариат) и российское право.

Поскольку данные правовые системы нередко вступают в противоречие друг с другом, их сосуществование ведет к ухудшению социально-экономического положения этой части страны и вынуждает российское правительство вкладывать дополнительные средства с целью упорядочить хозяйственную жизнь в данном регионе.

 

- второй подход - интерпретирует правовой плюрализм, как положительное явление, способствующее смягчению противоречий и снижению напряжения в обществе, особенно после глубоких реформ, когда старые нормы сменяются новыми не резко, а в течение некоторого промежутка времени, на период которого действуют как старые, так и новые нормы, что позволяет людям спокойно адаптироваться к изменившимся правовым реалиям.

 

Исходя из сущности приведенных научных подходов, представляется возможным выделить следующую  проблематику современной юридической науки в аспекте правового плюрализма:

ü во-первых, защита культурного многообразия народов, проживающих на территории того или иного государства мирового сообщества, от унификации и универсализации является не только политически чувствительной, но и сложной многоаспектной правовой проблемой - решением этой проблемы призвана заниматься правовая этнология (наука, изучающая этнические процессы);

ü во-вторых, признание обычного права в широком понимании источником права возможно только в доктринах правового плюрализма – именно в этом случае правовой обычай предстает в качестве относительно самостоятельной, полуавтономной правовой системы, которая может быть как включенной, так и не включенной в систему государственно-организованного (позитивного) права, но при этом обычное право всегда является включенным в систему человеческих отношений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...