Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как современная комплексная гуманитарная проблема




 

Понятие «феномен человека» было введено в научный оборот выдающимся французским мыслителем Пьером Тейяр де Шарденом (1881-1955).

Впервые оно прозвучало в названии его самой известной книги «Феномен человека», вышедшей в Париже в 1955 году.

На первых же страницах своего труда де Шарден заявляет, что «человек - это самый настоящий факт, к которому приложимы (по крайней мере, частично) требования и методы науки. При этом из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным и столь озаряющим. В силу качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, в узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для опыта. Центр перспективы - человек, одновременно центр конструирования универсума. Поэтому к нему следует в конечном итоге сводить всю науку.

 

Говоря современным научным языком: ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА - это сложное многоплановое многомерное явление и, как следствие, изучение человека должно носить целостный характер.

 

Основой для понимания сущности человека как уникального явления служит ФИЛОСОФИЯ, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

 

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

 

Проведем краткий ретроспективный анализ процесса формирования понятия «человек» в философии и культуре:

- для философии античности - человек является фрагментом природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом;

- философия востока - ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека: улучшение общественной жизни, порядков, нравов связано, прежде всего, с изменением индивида и приспособлением его к внешним обстоятельствам, а не с изменением самого внешнего мира;

- средневековая философия - провозгласив человека «образом и подобием Бога», впервые утвердила ценностный статус личности, наделила его свободой воли, возвысив над миром природной необходимости и судьбы;

- философия индустриального общества – ориентирована на актуализацию индивидуального человеческого существования в его принципиальной несводимости к каким-либо законам и схемам: абсолютная уникальность и подлинность человеческого бытия обретается в ситуации свободы;

- философская ситуация третьего тысячелетия характеризуется своеобразным кризисомтрадиционной проблемы человека, а именно:

ü с одной стороны, он обусловлен признанием невозможности создания целостной модели человека, способной синтезировать основные философские и научные достижения;

ü с другой стороны, одним из лозунгов философии стала идея «смерти субъекта», т.е. растворения человека в витальных, технических, семантических и других процессах.

 

Современная наука признает особую сложность изучения человека и его деятельности, поскольку, обладая разумом и волей, человек является одновременно объектом и субъектом процесса познания.

 

Основой таких исследований становятся многообразные отношения и связи человека с современным ми­ром:

- абиотические (воздействие неорганической среды на живые организмы) и биотические (воздействия организмов друг на друга) факторы при­роды и человек;

- человек и общество;  

- человек и техника;

- человек и культура;

- человек и право;

- человек и информационное общество.

 

В системе подобных связей человек изу­чается:

- то как продукт биологической эволю­ции – а именно вид «homo sapiens»;

- то как субъект и объект исторического процесса – а именно личность;

- то как есте­ственный индивид с присущей ему генетиче­ской программой развития и определенным диа­пазоном изменчивости.

 

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ловека:

- во-первых, это превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом;

- во-вторых, это возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин, их дробление на ряд все более частных учений;

- в-третьих, это тенденция к объединению различных наук, аспектов и мето­дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ческих характеристик человеческого развития.

 

Подобные подходы повлекли за собой изменения в структуре современного гуманитар­ного знания.

Как следствие, возникают новые научные дисциплины, дополняющие уже суще­ствующие гуманитарные науки.

Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить:

ЭРГОНОМИКУ,которую можно было бы опре­делить как специальную науку о трудовой деятельности человека.

Поскольку эта дея­тельность не может быть определена только характеристиками свойств человека как организма и субъекта, требуется исследование техники и технологии, составляющих социальныйи вещественныйаппарат трудовой деятельности. Важный аспект эргономики составляет экономическая организация производства и социальные функции работы человека.

 

Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых сис­темах (как языковых, так и неязыковых) - СЕМИОТИКИ.Для изучения механизмов культурного развития человека эта дисциплина имеет столь же важное значение, как эргономика для понимания его трудовой деятельности.

 

Из новых дисциплин следует особо отметить АКСИОЛОГИЮ - науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. Се­миотика и аксиология, будучи философскими дисциплинами, приобретают вместе с тем черты конкретных специальных наук в системе познания человека как субъекта и личности.

 

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиоло­гии и биофизики — с другой, складывается ЭВРИСТИКА - общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека.

 

Пограничными дисциплинами являются ПСИХОЛИНГВИСТИКА, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией язы­ка, и ХАРАКТЕРОЛОГИЯ, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии (инженерная, экономическая, юридиче­ская, педагогическая и т. д.).

 

 

Вопрос 4. Проблемы интернационализации права










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...