Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Проблемы гуманитарного знания и герменевтика




 

НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Общепринято разделять науки на естественные (изучающие природу) и гуманитарные (изучающие значимые ценности бытия человека, т.е. его дух).

 

Впервые постановка вопроса разделения наук на науки о природе и науки о духе принадлежит неокантианцам (направление в немецкой философии второй половины XIX – начала XX веков) Вильгельму Виндельбанду и Генриху Риккерту, а также представителю «философии жизни» (иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX - начале XX веков) Вильгельму Дильтею.

 

Рассмотрим объяснение сущности подобного разделения.

Природа Дух
Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к человеку. Сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. «Науки о природе» являются объясняющими. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для человека. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой (два юриста – три мнения). Открытым для наблюдения фактам противопоставляет знаки, предложенные для понимания. «Науки о духе» являются понимающими.

Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования.

 

Природа Дух
Для наук о природе характерен метод «генерализующий» - выделяющий общее в вещах. Для наук о духе характерен метод «индивидуализирующий» - подчеркивающий уникальность явления.

Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук.

Естественные науки добровольно принимают «диктатуру фактов», которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть.

 

Таким образом, предметная область науки включает две основных системы знаний:

ü систему знаний о природе - естественные науки;

ü систему знаний о позитивно значимых ценностях и всей внутренней сложности бытия личности с ее многочисленными потребностями, самовыражением и самореализацией, социальных слоев общества, государства и, как следствие, человечества в целом - гуманитарные науки.

 

Познание в сфере гуманитарного апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу. Его специфика определяется:

Ø во-первых, как существенно зависимая от социокультурных факторов;

Ø во-вторых, как широко применяющая интерпретационные методы исследования;

Ø в-третьих, как имеющая специфический предмет, что откладывает отпечаток на исследование в форме знаково-символического материала;

Ø в-четвертых, диалогичностью гуманитарного познания;

Ø в-пятых, как требующая оценки результатов познания.

Для гуманитарного познания имеются свои особые методологические программы, которые вместе с особым предметом, отличающимся от предмета точных наук, определяют специфику гуманитарного познания от естественнонаучного.

 

Основные методологические программы в области гуманитарного познания:

ü герменевтическая программа:

с точки зрения герменевтики задача гуманитарных наук заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность основополагающих текстов – остановимся более подробнее.

ü феноменологическая программа:

феноменологическая программа (от греч. «феномен» и «логос» - учение о явлениях) определила свою задачу как нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта, которые в обыденной жизни остаются незримыми, зачастую будучи основанием зримых (немецкий философ Эдмунд Гуссерль, немецкий философ Мартин Хайдггер, польский философ Роман Игарден)

ü структуралистская программа:

основным положением структурализма является тезис о том, что социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах (французский социолог и философ Клод Леви Стросс, французский философ и историк Мишель Фуко, французский философ и литературовед Ролан Барт).

ü поструктуралистская программа:

постструктуралисты обвиняли своих предшественников в догматичности: они признавали существование структур, но были уверены в их децентрализованности и в том, что «главное в структуре - то, что выводит за её пределы» (французский философ и социолог Эдгар Морен, итальянский философ Джанни Ваттимо, немецкий философ Ханс Блюмберг).

Итак,

ГЕРМЕНЕВТИКА

 

Герменевтика (от греческого слова «hermeneutike») - в широком смысле искусство интерпретации текста и наука о понимании и объяснении смысла. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в ХХ веке приобрела черты философской дисциплины.

 

Этимологию герменевтики соотносят с именем бога торговли и покровителя дорог - Гермеса, который, согласно древнегреческой мифологии, передавал повеления олимпийских богов людям. Он должен был объяснять и истолковывать смысл этих посланий.

 

В кратком виде суть герменевтики один из ее основателей - немецкий философ Ханс Георг Га́дамер - вы­разил таким образом: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддержи­вать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им - вот в чем душа герменевтики».

 

 

Осмысление исторического характера методологического мышления и ограниченности научной методологии приводит к необходимости разработки специфического герменевтического мышления.

Стандарт подобного мышления характеризуется рядом особенностей, а именно:

Ø принятие дихотомии (т.е. деления надвое) наук о природе (естественных наук) и наук о духе (гуманитарных наук);

Ø предметной основой гуманитарных наук является текст;

Ø средством анализа гуманитарных явлений выступает язык, объявленный во многих герменевтических концепциях средоточием всех гуманитарных проблем;

Ø диалоговый характер герменевтического мышления, который, в свою очередь, является критерием различения гуманитарных (диалоговая форма знания) и естественных (монологическая форма знания) наук.

 

Теперь можно сформулировать основной тезис герменевтического мышления:

- понимать языковое выражение > значит знать общее семантическое значение его;

- понимать текст > значит знать общее семантическое значение каждого входящего в него элемента, знать свойства структурных отношений и зависимость анализируемого текста от контекста.

 

Понимание текстов представляет собой процесс, состоящий из ряда этапов:

Ø первый этап понимания - связан с выявлением синтаксической формы текста на основе следующих условий понимания:

· первое условие понимания - предполагает умение отличать грамматически правильные элементы от неправильных;

· второе условие понимания - соотносится с выявлением смысла логических констант и с соотнесением их употребления в данном тексте с общепринятыми нормами логики;

Ø второй этап понимания - выявление семантически значимых, смысловых структурных единиц и решение вопроса об их общем семантическом значении:

· третье условие понимания - знание о значении структурных единиц;

· четвертое условие понимания - учет контекста употребления (контексты могут быть языковыми и неязыковыми).

Языковые контексты служат, как правило, для устранения многозначности выражений.

Неязыковые контексты уточняют значение структурных элементов и всего текста в целом. Ими могут служить реальные положения дел, о которых идет речь, возможные (мыслимые) положения дел, исторические факты и события, знание и т.п.

· пятое условие понимания -  учет прагматических критериев, от которых зависит употребление данного выражения.

Под прагматическими условиями необходимыми для понимания текстов, предполагаются обстоятельства, которые могли бы быть поводом для производства данного текста, определенный уровень знаний участников коммуникации, их намерения, характер коммуникативного акта (серьезное сообщение, шутка, дезинформация и пр.).

 

Понимание текста можно считать процессом, ограниченным рамками коммуникативной ситуации, когда происходит передача информации (диалог) от одного индивида к другому.

Краткий вывод по параграфу:

В современных условиях герменевтика постепенно становится методологией социально-гуманитарного познания.

Процедура прочтения текста в определенном культурно-историческом контексте находит сегодня широкое применение в психологии, социологии, филологии, исторических, экономических и, конечно же, юридических науках.

Вопрос 3. Феномен человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...